Заречное кладбище в Тюмени хранит в себе множество тайн

В минувшую пятницу представители администрации города, курирующие вопросы городского хозяйства и градостроительной политики, правительства Тюменской области, управы Центрального округа, общественных и молодёжных организаций, депутат Тюменской городской думы Елена Бойко, краеведы побывали на необычной экскурсии – по Заречному кладбищу.


– Оно входит в структуру городских кладбищ и при этом выделяется своим статусом. Это уникальное, с исторической точки зрения, место, которое на сегодняшний день нуждается в правильном сохранении, уходе и благоустройстве. Здесь переплетаются вопросы архитектуры, градостроительства, благоустройства, истории и сохранения наследия города Тюмени. Сейчас локация у кладбища активно развивается: идёт создание событийного парка Алебашево. Близость объектов и переплетение смыслов позволяют по-новому взглянуть на это уникальное место. Наша задача сегодня провести ознакомительную встречу, чтобы каждый участник смог оценить, что представляет собой этот важный городской объект. После мы планируем принять решение, как именно его обустроить, какие работы необходимо здесь провести, чтобы обеспечить сохранность уникальных исторических ценностей, – отметил директор департамента городского хозяйства администрации Тюмени Семён Тегенцев.


Территория кладбища Заречное (ранее – Парфеновское) отнесена к выявленным объектам культурного наследия. По официальным сведениям оно основано в 60 годах XIX века и приписано к Вознесенской церкви. В 1862 году на территории кладбища построена каменная церковь Трех Святителей Вселенских. Надгробные памятники, представляющие историческую и художественную ценность, имеются на всей территории некрополя. Здесь же находится надгробная плита немецким военнопленным, крест и памятник венгерским военнопленным с надписью «Здесь покоятся венгерские военнопленные, погибшие во Второй мировой войне». Кладбище закрыто для захоронений в 1968 году.


На Заречном похоронены купцы Решетниковы, Колмогоровы, Шуваловы, Котовщиковы, Рыбины, подданные Великобритании Вардропперы; первая акушерка, работавшая в первом родильном доме, Терновская; польский повстанец фельдшер Карнацевич И.В.; тюменский купец I гильдии Молодых Г.Т.; уездный казначей Матусевич А.А.; бывший управляющий Западно-Сибирским пароходством Дементьев М.Е., а также герои Великой Отечественной войны…


Уникальность и историческую ценность этого места для жителей Тюмени подтверждают краеведы, члены АНО «Наследие» Олег Старков и Оксана Усманова, которые рассказали об открытиях, сделанных ими на этом старом кладбище.


В 1586 году была основана Тюмень, а спустя 40 лет в заречной части было выделено место под деревню ямщика Парфёнова для содержания скота и обеспечения передвижения по Сибирскому тракту. Он начинался от Вознесенской церкви в заречной части, шёл по берегу Туры на деревню Мысовскую и дальше по старой дороге до Тобольска. Первое упоминание о деревне Парфёновой появилось в 1623 году. Краеведы предполагают, что первое кладбище здесь появилось примерно в течение 10 лет, и делают вывод, что этой территории как некрополю около 380 – 390 лет. Позже эта территория стала относиться к приходу Вознесенской церкви, здесь стали хоронить жителей заречной части города и деревенских. В 1862 году была построена каменная церковь, до этого здесь стояла деревянная часовня, которая со временем «сгнила» (получается, нынешней церкви уже более 150 лет). Примерно в 1780 – 1790-е годы здесь стали активно хоронить городских жителей. Особенно актуально это было во время половодья. Тогда не было мостов по улице Челюскинцев и улице Мельникайте, и Тура во время разлива затапливала всю пойму. Заречная часть тогда представляла собой маленький островок, поэтому захоронение на погосте Вознесенского храма было невозможно.

– По официальным данным возраст данного кладбища исчисляется серединой XIX века, но мы нашли каменные плиты на 50 – 70 лет старше. Думаем, что найдём ещё более старые захоронения, потому что, работая с документами, открываем новые страницы истории, – поделился Олег Старков во время экскурсии.


– Некоторые памятники до недавнего времени были под землёй. Например, уголок одного слегка торчал над поверхностью, мы решили его отрыть, и оказалось, что это одна из сотен дореволюционных плит, что разбросаны по всему кладбищу. В 30-е годы, когда шёл активный период богоборчества, старые захоронения, кресты и памятники в византийском стиле были специально разбиты местной молодёжью. Есть и 2-тонные мраморные надгробия, перевёрнутые и разгромленные – трудно себе представить, как можно было это сделать. И сейчас между кустов среди других захоронений находятся такие плиты. Мы подозреваем, что многие из них лежат под грунтом. Со временем, возможно, мы их обнаружим… – поделилась Оксана Юрьевна.

За всё дореволюционное время в Тюмени было 34 градоначальника, по документам краеведов 13 из них похоронены на Парфёновском кладбище. Это преимущественно купцы-кожевенники, поскольку за рекой жили все, кто занимался кожевенным делом. Они были прихожанами Вознесенской церкви, и хоронили их на приходском кладбище здесь. Сейчас уже не видно красивых надгробий, только их остатки, отдельные плиты и части…

Например, в таком виде находится семейное захоронение купцов Кочневых. Павел Кочнев написал книгу «Жизнь на большой реке» про свою жизнь в Тюмени и судоходство. В основном купцы Кочневы были кожевенниками. Начали эту деятельность в конце XVIII – начале XIX века, высоко поднялись, создали товарищество пяти братьев и сестры Марии «Кочневы и К°». Они были одними из самых успешных производителей кож. На кладбище сохранились остатки колонны, отдельные части и надгробия в виде пенька, а чуть подальше – захоронения советского периода в виде скамеечек.

Кстати, вид надгробий имеет огромное значение: каждый элемент несёт информацию об усопшем. Например, пеньки с обрубленными ветками и корнями «рассказывают» о том, что на этом человеке прекратилась ветвь рода. На могилах православных – крест Голгофы. Захоронение Роберта Вардроппера – шотландца также указывает на его происхождение: в Шотландии гористая местность, поэтому там принято хоронить людей под грудой камней, именно под неё и стилизована могила промышленника.


Краеведы обнаружили несколько могил судостроителей и судовладельцев – уроженцев Шотландии, расположенных рядом. Они появились в Тюмени в середине XIX века. Их фамилии: Вардроппер, Ятес, Джонс и другие. Скорее всего, эта территория была отведена под захоронения шотландских подданных английской короны. Кто-то из шотландцев принял православие, кто-то нет. Это видно по надгробиям. Католические священники отпевали усопших по своим обрядам, но хоронили их рядом с близкими. Это краеведы узнали из метрических записей.

Чуть дальше есть небольшой камень, который указывает на захоронения детей купца Памфилова – Вити и Володи, а их матерью была Анна Вардроппер.


– Когда мы стали интересоваться судьбой рода Памфиловых, выяснилось, что они организовали на Чёрной речке современное производство масла, молока и мяса, привезли племенной скот из Великобритании. Они были первыми российскими экспортёрами масла и сыра в Европу и в частности – в Швейцарию. Мы все ценим масло и сыр, произведённые в этой стране, а первыми поставщиками этих продуктов были наши земляки-тюменцы! Уже позже этим производством стали заниматься другие тюменские и курганские купцы. Если посмотреть назад на 100 лет, то Тюмень была экспортёром в Европу очень многих продуктов, в которых тогда нуждались зарубежные страны, – отметил Олег Геннадьевич.

На Заречном кладбище были похоронены и представители ещё одной известной тюменской династии – купцов Колмогоровых. Тюмень долгое время была российской кожевенной столицей. На территории нашего города вырабатывалось около 60% продукции государственных кожевен. Мы были лидерами в производстве кож и сопутствующих товаров: мыла, сала и других. Купцы Колмогоровы были градоначальниками. Раньше их выбирали из представителей купеческого сословия, это были самые уважаемые люди.


Каменные плиты с захоронений Колмогоровых удалось достать 10 лет назад, когда приезжал последний потомок рода. А неделю назад метрах в 30 отсюда краеведы нашли часть каменного блока ещё одной из плит. Это значит, что каменное надгробие было разбито, а осколки раскиданы. Часть плит находится в зарослях. Рядом сохранилось несколько чугунных столбиков дореволюционной отливки. На них крепились цепи, огораживающие территорию семейного захоронения.

Захоронение купцов Прасоловых заросло шиповником и было случайно обнаружено прошлым летом. Это потомственные градоначальники: с конца XVIII по начало XIX века они руководили Тюменью. Самое раннее захоронение, принадлежащее семье, относится к 1821 году, в нем была похоронена одна из дочерей Сила Семёновича Прасолова. Многие из каменных блоков пока невозможно идентифицировать – они стоят на ребре или перевёрнуты. На одной из плит можно прочитать: «Здесь покоится тело раба Божия Сила Семёновича Прасолова», который был городским головой с 1812 по 1815 годы. Он передал городу в дар здание Народного собрания.


Кроме тюменских купцов, иностранных подданных, инженеров, просветителей, здесь есть значимые захоронения и советского периода: известных геологов, Героев Советского Союза… Например, недалеко от входа похоронен известный геолог Виктор Петрович Фёдоров.

– Многие слышали про Фёдоровское месторождение, что считается «дочкой» Самотлора. Оно было названо в честь Виктора Петровича, который также захоронен здесь, – рассказала Оксана Усманова. – Он прожил недолго – около 60 лет, но сделал очень многое: открыл 25 месторождений! Фёдоровское стало первым именным: в советские годы было не принято давать месторождениям имена открывателей. Этот человек внёс огромный вклад в развитие Западной Сибири как нефтегазового комплекса.


Виктор Петрович был лауреатом Сталинской премии. Интересно, что он получил её задолго до открытия сибирской нефти.

На территории Заречного кладбища есть ещё много интересных, с точки зрения истории, захоронений. Одно из них – мемориальный комплекс, где покоятся останки немецких, австрийских и венгерских военнопленных. Это люди, которые умерли в Тюмени, находясь в 192-м лагере военнопленных. Он располагался на территории бывшего фанерного комбината. Пленные работали в заречной части города. Мемориал был создан около 10 лет назад при активном участии консульств этих европейских стран и редактора газеты «Тюменский курьер» Рафаэля Гольберга.

– Мы можем рассказывать о том, что здесь обнаружили, часами, потому что каждый камень раскрывает уникальную историю… – поделился Олег Геннадьевич.


Также краеведы поблагодарили департамент городского хозяйства за оконченную в прошлом году инвентаризацию всех захоронений на городских кладбищах. Это позволяет за минуты найти сведения об умерших земляках, даже если нет информации о дате рождения или смерти, об имени человека.


Оксана Юрьевна с сожалением добавила, что, работая здесь, часто приходится сталкиваться с фактами вандализма: сломанными памятниками, могильными плитами, крестами и отброшенными табличками. Как только табличка оторвана и отброшена, могила становится неидентифицируемой, а значит, родственникам и потомкам будет не найти эти захоронения…

Краеведы призвали тюменцев беречь историю и память.

PARK72.RU