В среде поселка Калинина

Кто много передвигается по городу пешком, тот наверняка замечает время от времени людей, копошащихся со своими вещами возле подъездов старых домов. Съезжающие в новое жилье грузят мебель и прочее имущество на “ГАЗели”, иногда вынимают из оконных проемов пластиковые рамы, бывает даже такое, что увозят с собой двери. В 2015 году, гуляя по улицам Тюмени, застать расселение барака или обычной “деревяшки” стало намного проще. Весь центр города, да и некоторые отдаленные от него районы активно освобождаются от обветшалой застройки – преимущественно деревянной. Конечно, не все то, что расселено, сносят сразу. И пока расселенные объекты стоят немыми призраками прошлого, самое время их исследовать. У одних более интересная судьба, у других – менее, но история есть у каждого, ведь в них долгие годы жили люди. И как отличны друг от друга люди, семьи, социальные сообщества, так уникальна атмосфера в каждом из домов. Это всегда чувствуется при нахождении рядом или внутри него. Оставленное и заброшенное хранит дух прошлого до тех пор, пока не упадет последний кирпич, не обратится в прах последняя стена.

Волгоградская, 32. Конец мая 2015

Район бывшего поселка М.И. Калинина в ряду некоторых прочих тюменских мест переживает изменения в своей среде. В текущем году здесь также начались расселения. Сначала на улице Волгоградской, немного позже – на Мира. Готовятся расселения домов и на других улицах этой части города. Появление минувшей весной в течение достаточно короткого промежутка времени нескольких “выселенок” здесь не было чем-то сверхъестественным. В районе насчитывается несколько десятков деревянных двухэтажных многоквартирников. Возраст многих из них давно перевалил за полсотни лет. Основной массив застройки района улиц Волгоградской, Калинина и Карла Маркса составляют дома рабочих окрестных заводов и семей железнодорожников. Они построены в 1950-е годы. Их большая часть уже не первый год пребывает в аварийном состоянии, но по-прежнему обитаема. Радует лишь то, что на каждом доме имеется табличка с извещением о готовящемся расселении согласно адресной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, действующей в настоящий момент на всей территории страны. Есть определенная уверенность, что до обрушения при наличии в помещениях жильцов дело не дойдет.

Волгоградская, 32. Верхний этаж. Конец мая 2015

Проходя из центра города по пешеходному мосту железнодорожного вокзала и спустившись с него, попадаешь в совсем другой город. Такое впечатление создается в окружении тех домов, что находятся в Калинина. Большие окна, в большинстве которых видны заросли комнатных растений. Старые шиферные крыши – место сборищ голубей и ворон. Вросшие в землю дверные проемы подъездов. Обшарпанные и во многих местах потрескавшиеся фасады, отдающие стариной и кое-где похожие на стены замков. И дворики… утопающие в сочной зелени и цветах. Тогда, в середине XX столетия, при строительстве этих восьмиквартирных двухэтажек, позаботились обо всем, в том числе о благоустройстве окружающих территорий и озеленении улиц. Тополя, дубы, липы, рябина и, конечно же, яблони… Особенно пышно разрослись и цветут яблоньки вокруг дома №32 улицы Волгоградской – направо после того, как совершен спуск с упомянутого выше пешеходного моста. Однако дом этот стоит с выбитыми оконными стеклами, со сломанными и распахнутыми, либо вовсе отсутствующими дверями, со вскрытыми полами на обоих этажах, кучами мусора и прочими признаками уже достаточно длительного нахождения объекта в заброшенном состоянии. 13 мая двухэтажка пережила пожар, частично уничтоживший крышу и оставивший заметные следы в некоторых верхних помещениях – больше во втором подъезде, меньше в первом. Строение насквозь пролили водой, отчего стены и полы местами вспучило, а внутри стало невозможно дышать возникшими после тушения огня зловонными испарениями. На стадии расселения и его ближайший сосед – улица Волгоградская, 30. Как только и он опустеет, раскидистые яблони останутся в полном одиночестве. Некому будет ими любоваться, сидеть на лавочке под ветвями.

Волгоградская, 27. Конец мая 2015

Так же, как и №32, сносить не торопятся и Волгоградскую, д. 27 – еще одну “выселенку”, находящуюся в противоположной стороне района, но, как и первая, недалеко от пешеходного моста, по соседству с детским садом №99. Расселен 27-й дом примерно в то же время, что и горевший в мае восьмиквартирник, однако внутри него обстановка гораздо приятнее. На момент исследования и подготовки к опубликованию данного материала он выглядел менее захламленным различным мусором и остатками мебели, меньше загажен бомжами. Но так называемые кладоискатели, вскрывающие полы и ломающие стены в поисках какой-нибудь наживы, все ж таки здесь побывали. Кажется, из всего, что было в доме, нетронутым остается лишь небольшое зеркало на первом этаже. Неизменно, как и до расселения, висит оно на стене возле окна, прикрытого старой пожелтевшей и проплесневевшей шторкой. Висит без единой царапины и вполне себе чистенькое. Сколько оно повидало лиц, сколько видело настроений, когда в доме кипела жизнь? Мы уже не узнаем этого, можем только гадать. А дом, тем временем, помнит свое прошлое. Помнит, но молчит в ожидании своего Судного дня. Рано или поздно от него не останется и следа, но он останется в истории. Пусть и не каким-то значимым архитектурным памятником, но тем местом, где жили люди, где им когда-то было хорошо и тепло. В свое время эти дома были истинным украшением города и получить в одном из них квартиру было большой радостью для простой тюменской семьи. ©

Исследует среду бывшего поселка Калинина Сергей Ермолаев,

специально для PARK72.RU

Волгоградская, 27. Внутри на 1 этаже. Конец мая 2015

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: