На днях Тюмень посетил один из самых знаменитых путешественников в мире – Федор Конюхов со своим сыном Оскаром, руководящим наземной командой технического обеспечения. Федор Филиппович встретился с тюменцами в автосалоне «Атлант-Авто»: вернул автомобиль УАЗ Patriot, проехавший по Монголии 6 тысяч км. Директор ООО ПКФ «Атлант-Авто» Сергей Распутин вручил путешественнику ключи от мотовездехода «БалтМоторс», который пригодится в команде подбора при полете на тепловом аэростате.
Небесные рекорды
Федор Конюхов уже 12 лет готовится к кругосветному путешествию на комбинированном аэростате типа «Розьер». Над проектом «Вокруг света на воздушном шаре» работает почти три десятка специалистов. В том числе, команда Стивена Фоссета – американского путешественника-рекордсмена, который в 2002 году совершил перелет вокруг света за 14 дней, но в 2007 году трагически погиб.
Для «кругосветки» строится аэростат объемом 15 тысяч кубических метров, из которых 12 тысяч кубометров займет гелий, а 3 тысячи – теплый воздух. Это третий аппарат в мире с подобными характеристиками, он рассчитан на один полет. Воздушный шар строится в Англии и там же будет наполнен водородом для доказательства целостности оболочки, а рабочий гелий закачают только в Австралии. Оскар Конюхов рассказал, что наполнение гелием шара объемом 15 тысяч кубических метров и высотой 55 метров – очень трудоемкий процесс, требующий особых погодных и технических условий и занимающий около суток. Был прецедент, когда команда британского путешественника Ричарда Бренсона неправильно надувала аэростат, и шар стоимостью 1 миллион фунтов стерлингов сорвался в небо. «Объем гелия 12 тысяч кубов сегодня стоит150 тысяч долларов, – говорит Оскар Федорович, – этот попутный газ добывается в очень маленьких объемах, и его надо бронировать заранее. Мы заказали гелий в Австралии, чтобы получить его в следующем году. Хранить его невозможно: из баллона он улетучится через восемь месяцев».
После наполнения шара газом пилот поднимет его на нужную высоту, а дальше основная работа ляжет на метеорологов. Путь Федору Конюхову будут прокладывать одновременно три конкурирующие команды из разных стран, у каждой собственные модели расчетов – чтобы минимизировать риск ошибки.
Чтобы уложить кругосветный перелет в 13-14 дней, необходимо находиться в струйных ветрах, которые называются «джетстрим» и дуют со скоростью 100-200 км/час. Рекордная скорость Стивена Фоссета, облетевшего вокруг света за 13 суток, была 320 км/час. Задача метеорологов постоянно держать аэростат в джетстриме, и не допустить его отклонения от курса. Важно успеть в запланированное время до того, как израсходуются пропановые (для подогрева газа и отопления кабины) и кислородные (для дыхания пилота) баллоны. Шар будет лететь на высоте 11 тысяч км при температуре за бортом -50 – 60 градусов.
«Самое сложное – приземлиться в запланированном месте австралийской пустыни, – говорит Федор Филиппович. – Искать подходящую площадку для приземления я выйду 10 сентября и один пройду по пустыне 2 тысячи километров на верблюдах».
Организационная часть проекта тоже довольно сложная. Каждая из стран, над которой будет пролетать российский путешественник, должна дать разрешение и оповестить все самолеты в этом регионе. Пилот шара может набрать высоту или снизиться, но уйти влево или вправо невозможно, и маневрировать придется самолету. Поэтому было выбрано Южное полушарие, где воздушный трафик не такой интенсивный.
Перед кругосветным полетом знаменитый путешественник хочет побить американский рекорд по длительности полета на тепловом аэростате. Пока рекордный показатель в 29 часов с1993 года принадлежит Америке. В ближайших планах Федора Конюхова продержаться на высоте 30 часов в аэростате, наполненном нагретым воздухом.
Попытки превзойти американцев Федор Филиппович предпримет в январе и феврале 2016 года: чем ниже температура воздуха, тем проще поднять тепловой аэростат. Два взлета он совершит вместе со своим другом пилотом Иваном Меняйло. Если поставить рекорд не удастся, то в апреле Конюхов в третий раз попытается сделать это в одиночку, стартовав в Северного полюса. «После приземления в ледяных полярных торосах меня могут искать неделю, – объясняет Конюхов, – не хочу подвергать опасности друга». В этом году Федор Конюхов и Иван Меняйло продержались в воздухе всего лишь 19 часов: более долгому полету помешала теплая погода.
Загадочней космоса
Знаменитый путешественник хочет покорить не только высоты, но и невероятные глубины. Федор Филиппович рассказал о планах достичь самой глубокой точки планеты – Бездны Челленджера Марианской впадины глубиной более 11 км. «Это просто другой мир, – говорит Федор Филиппович, – не менее загадочный, ни таинственный, чем космос. Я буду погружаться в двухместном батискафе, со мной будет ученый для исследовательской работы, мы опускаемся не на рекорд, а в первую очередь ради науки. Кислорода на двоих возьмем на 75 часов, но по факту погружение займет 18-20 часов».
В 2002 году Конюхов в одиночестве на весельной лодке «УралАЗ» покорил Атлантику, а в прошлом году пересек Тихий океан, отобрав первенство у английского спортсмена, путь которого занял 270 дней. Федор Конюхов на весельной лодке «Тургояк» прошел через Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней. В мае этого года в австралийском городе Мулулаба открылась мемориальная доска, посвященная этому переходу.
«В этом году англичане планируют впервые пройти на лодке из Тасмании мыс Горн, – говорит Конюхов, – это очень сложно, там раньше не ходили, они станут первопроходцами. Мы не успеем их опередить: нужно время на поиск финансирования и подготовку. Поэтому остается посмотреть, как пройдут, и повторить с учетом их опыта – но сделать это быстрее. Я хотел бы назвать эту лодку «Тюмень». Мечтаю, чтобы Россию знали за рубежом не только по Москве и Санкт-Петербургу. И я превышу показатели англичанина, чтобы первенство было за Россией и «Тюменью».
«Человечеству надо заниматься чем угодно, только не войной, – считает Конюхов. – если бы не военные расходы, мы уже были бы на Марсе. Надо, чтобы на земном шаре был мир, который придет через художников, поэтов, писателей, инженеров и путешественников. Всегда говорю детям в своей «Школе путешественников»: человек любой профессии – инженер, банкир или даже сантехник – должен быть романтиками». Детский лагерь «Школе путешественников Федора Конюхова» успешно работает во многих регионах России, сейчас обсуждается возможность открытия его филиалов в Тюмени и Тобольске.
Лена ДАНМЕР
Есть же люди увлеченные на всю голову, по-хорошему.