По берегам Туры. Самое легендарное место в Тюмени

Император Н.А. Романов с супругой. И обломок дома инженера-строителя Н.Н. Ипатьева

“Перевалив Урал, почувствовали значительную прохладу. Екатеринбург проехали рано утром. Все эти дни часто нагонял нас второй эшелон со стрелками – встречались, как со старыми знакомыми. Тащились невероятно медленно, чтобы прибыть в Тюмень поздно, в 11½ часа”, – написал в своем дневнике Николай Александрович Романов.

Пакгауз (справа) и Тюменский речной порт (дальше впереди). Сентябрь 2015

Семья последнего русского императора прибыла в Тюмень 4 августа 1917 года (по старому стилю) незадолго до полуночи. Два железнодорожных состава, в которых находились Николай Александрович с супругой и детьми, несколько поваров и лакеев, домашняя прислуга, а также три сотни солдат гвардейских полков и офицеров, прошли, особо не задерживаясь, станцию “Тюмень” и направились по перегону вдоль современных улиц Мориса Тореза и Профсоюзная почти до самого тупика на берегу Туры. Все делалось тайно. Тем не менее в народе шептались о том, что в город идут специальные поезда с непростыми пассажирами: люди каким-то образом знали, либо догадывались о происходящем. На перевалочной станции “Пристань Тура”, действовавшей к тому времени уже почти 32 года, выходящего из своего вагона Николая Второго приветствовали офицеры местного гарнизона и некоторые из простых горожан. Сохранились дневниковые записи одного из стрелков охраны царя Петра Матвеева, подтверждающие это: “Смотрю: открываются двери вагона Романовых. Впереди всех показался Николай. Я обернулся в сторону собравшихся военных властей и вижу, что Романов еще только собирается выходить из вагона, а они стоят все, вытянувшись в струнку, а руки держат под козырек. Как много здесь людей, совершенно не проникнувшихся революционным духом!”.

Бревна ряжа на берегу Туры. Рядом со станцией -Тура-. Сентябрь 2015

Пребывание последних Романовых в Тюмени продлилось очень недолго, всего одну ночь, но этого оказалось более чем достаточно для того, чтобы данное событие навсегда закрепилось в тюменской истории, а сама станция на речном берегу спустя многие десятилетия стала культовым местом, помнящим не только уже упомянутых исторических персонажей, но и других известных гостей первого русского города в Сибири – ярких деятелей политики, науки и культуры. К прибытию на “Пристань Тура” спецпоездов подготовили пароходы “Русь”, “Кормилец” и буксир “Тюмень”. Они уже стояли у пристани рядом со станцией в ожидании своих пассажиров. Для имущества царской семьи были выделены отдельные грузовые вагоны. Добра везли много, и все оно не могло поместиться на небольших речных судах: что-то погрузили, а кое-что оставили в Тюмени. Но в дневнике Романова об этом ничего не говорится. Покинув Тюмень, Николай Александрович напишет лишь следующее: “…поезд подошёл почти к пристани, так что пришлось только спуститься на пароход. Наш называется “Русь”. Началась перегрузка вещей, продолжавшаяся всю ночь. <…>. Стукотня и грохот длились всю ночь и очень помешали заснуть мне. Отошли от Тюмени около 6 часов”. Существует легенда, что часть царского золота зарыта где-то рядом со станцией. Возможно, что-то по сей день спрятано в подземных ходах между ней, местом, где находилась речная пристань, и зданием “Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли”. Легенда легендой, тем не менее подземелья существуют, причем достаточно большие. И кто знает, что там сокрыто от людских глаз?

Бревна ряжа на берегу Туры. Рядом со станцией -Тура. Сентябрь 2015

Справедливости ради стоит отметить, что некое подобие пристаней было организовано задолго до перевалочной станции, в 1843 году. Станция же своим появлением во многом обязана купцу I гильдии, промышленнику и судовладельцу Ивану Ивановичу Игнатову. Построив около 1870 года на берегу реки неподалеку от пристани огромный двухэтажный каменный особняк и разместив там контору правления основанного им “Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли”, Игнатов задумался о собственной железнодорожной ветке, по которой его грузы можно было бы подвозить прямо к пароходам. Благодаря его амбициям и стараниям в 1885 году такая ветка и появилась. А вместе с ней перевалочная железнодорожная станция “Пристань Тура” и целый комплекс пристанционных объектов, включивший в себя первый в истории Тюмени водозабор для заправки паровозов водой и первый городской элеватор. Сейчас многого уже нет. Почти и следа не осталось от старой пристани; основная часть железнодорожного пути станции “Тура”, проходившая через центр города, разобрана в 1986 году; нет и элеватора – его последнюю башню демонтировали осенью 2013 года. Но вдоль берега реки между станционным зданием и речным портом остается часть той самой тупиковой ветки. Железная дорога положена на укрепленный берег поверх ряжа, которым укрепили берег Туры между станцией и современным речным портом перед тем как пустить там составы. Кое-где бревна ряжа выступают из обрывистого берега, впечатляя своей старинной мощью и незыблемостью. Время в этом месте словно замерло, сохранив дух прошлого. В месте, которое по праву можно считать самым легендарным в Тюмени. ©

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для “Парк72.ру”

Задний нетронутый реставрацией фасад здания правления пароходства Игнатова-Курбатова. Сентябрь 2015