По берегам Туры. Где кончались рельсы

Здание пакгауза и контор судовладельца А. В. Колмакова. Июнь 2015

После запуска в 1885 году железной дороги между городами Екатеринбург и Тюмень жизнь в последнем кардинально изменилась. Это больше не простой, тихий уездный городок. Тюмень стала крупным промышленно-торговым центром Сибири, где жили и успешно развивали свои предприятия десятки крупнейших купцов, процветало меценатство, имел место стремительный прирост образованного населения. Если в конце XVIII века в Тюмени действовало около 76 зарегистрированных предпринимателей разного уровня, то с середины XIX столетия их уже свыше сотни! Игнатов, Колмаковы, Колокольниковы, Колмагоров, Ларионов, Плотников, Подаруев, Текутьев, Чукмалдин – лишь крошечная часть списка фамилий.

Улица Ильинская (Сейчас 25-го Октября). Август 2015

Многие состоятельные купцы и владельцы крупных производств любили жить в больших красивых домах на самых престижных улицах. С введением в строй железнодорожной станции «Пристань Тура» такими улицами становятся Ильинская и Пароходская – северные, прилегающие к реке земли исторического района Потаскуй. В значительной мере преображается его среда. Здесь имеют свои усадьбы и дома Антон Васильевич Колмаков, Федор Иванович Ушаков, Иван Иванович Игнатов и другие видные деятели. Теперь здесь деловой центр города и его самая оживленная часть.

Первая электростанция И. И. Игнатова. Сентябрь 2015

Именно здесь с 1893 года после запуска на улице Новозагородной (современная Госпаровская) электростанции купцов И. И. Игнатова и М. Д. Плотникова появляются первые электрофицированные объекты, включается уличное освещение. Отсюда, с Масловского взвоза, вымощенного в 1880-х камнем, начинается первая тюменская булыжная мостовая. А на самой реке рядом с пристанями располагается целый ряд современных хозяйственных зданий и сооружений, которые вместе со зданием перевалочной станции теперь составляют единый архитектурный комплекс.

Водозабор. Июнь 2015

Железнодорожная ветка не заканчивалась около станционного дома. Пути продолжались еще порядка 500 метров с лишним. Тупик находился перед каменным зданием водозабора, руины которого до сих пор можно найти на берегу недалеко от моста улицы Челюскинцев. К моменту начала работы «железнодорожного вокзала на реке» водозабор существовал уже 20 лет. В паре с водокачкой, стоявшей примерно в нескольких десятках метров от него выше по берегу, они представляли собой первую в Зауралье и во всей Сибири машинизированную систему подачи воды из реки в город. Производительность водокачки «Тура» составляла более 20 тысяч ведер в сутки, что на то время являлось достаточно неплохим показателем. С запуском железнодорожного перегона водозабор прошел процедуру реконструкции, он начал обслуживание станции, в том числе, использовался для заправки водой подходивших сюда паровозов.

Водозабор. Июнь 2015

Ансамбль пристанционных зданий и сооружений включал в себя десятки различных объектов. Но самыми значительными из них всегда оставались сохранившийся до наших дней корпус водозабора на мощном фундаменте глубиной в несколько метров и примыкающий к нему большой машинный зал, а также три каменных пакгауза. Редкие образцы тюменской промышленной архитектуры, выполненные в так называемом краснокирпичном стиле. Наиболее крупным объектом здесь какое-то время оставался двухбашенный городской общественный элеватор – первый элеватор в регионе. Опять же первый! Тюмень во многом стала пионером, городом-первопроходцем. В том и кроется немалая доля ценности истории его, сильно изменившегося внешне за последние годы, перенесшего ценные архитектурные потери, но тем не менее интересного, до сих пор сохраняющего свою историко-культурную идентичность. Однако деловой центр уже не там, где раньше, а значительная доля строений на речном берегу утеряна еще в Советское время. Давно нет второго здания, входившего в тандем старинной водокачки. 26 октября 2013 года полностью демонтирована «белая башня» – стойко державшаяся в гордом одиночестве частица элеватора, основной объем которого с первой башней был уничтожен еще в далекие 1960-е годы.

Пакгаузы. Сентябрь 2015

Пакгаузы. Сентябрь 2015

Сегодня сохранившиеся руины комплекса зданий и сооружений станции «Тура» – выявленный объект историко-культурного наследия регионального значения, подлежащий полному восстановлению в первоначальном виде. Ждем-с… ©

Материалы по проекту реновации территории – http://archobraz.ru/prj/139

Фильм «Тура» Смотреть на vimeo.com

Сергей ЕРМОЛАЕВ,
специально для «Парк72.ру»