Роман Мамонтов честно признается, что не считает Тюмень лучшим городом Земли, но все равно любит ее. Он снял более сотни телесюжетов о жизни современных тюменцев. На его счету около десятка документальных фильмов на историческую тематику. Профессия сама выбрала Романа, у него есть все качества для работы в журналистике: владение словом, эрудиция, коммуникабельность, чувство юмора… Он умеет находить интересные факты, не безуспешно пытается разгадать тайны прошлого. Но, самое главное, у него здоровые ориентиры и ценности. Они были заложены родителями и постепенно развивались, когда Рома занимался в «Республике неугомонных» у Артура Ольховского, укреплялись на филфаке ТюмГУ, испытывались в поисковых экспедициях по местам Великой Отечественной Войны.
Кино и телевидение требуют смелости, немного авантюризма, и, конечно, предполагают творческий «полет» автора. Полетать Роман Мамонтов не прочь, и своим местом притяжения назвал тюменский аэропорт «Рощино».
Кор.: Почему именно аэропорт стал притягательным местом для тебя?
Я родился в Сургуте. До двух лет родители возили меня в Тюмень так часто, что самые яркие впечатления были связаны с аэропортом и самолетом. В 10 лет я с родителями отправился в Анапу. И тогда снова увидел аэропорт. Как тогда казалось – гигантский волшебный механизм, дарящий чудо встречи с морем. Думаю, все меня поймут, что такое улететь на море прямо из Тюмени и из дождя шагнуть на горячую взлетно- посадочную полосу какого-нибудь южного города.
Когда участвовал в 2009 году в конкурсе «Я знаю о Тюмени все», я написал эссе «Город за облаками», в котором описал свои эмоции от перелётов и победил. Для меня даже звуки аэропорта, предвкушение полёта, проход через зону досмотра стали практически мистическими. Заканчивается один период жизни, начинается другой. Через 2 часа я буду в другом городе. Чувство радости, жажда приключений – это бодрит. Аэропорт разделяет горожан, одни остаются, другие улетают. Я люблю улетать из города. Пусть всего лишь на день.
Кор.: Становился ли тюменский аэропорт местом для работы журналиста Романа Мамонтова?
Когда работал репортёром, однажды снимал об открытии новых рейсов и провёл в воздухе 8 часов, пересаживаясь на разные самолёты, сравнивая разные аэропорты небольших городов. Тогда «Рощино» казался очень современным. Сейчас пока идёт реконструкция сложно понять, какой будет тюменская воздушная гавань. Главное, чтобы он был более информативным для иногородних – ведь часто именно в аэропорту складывается впечатление о городе и регионе.
А ещё пришлось выступить актером в ролике, рекламирующем колбасу. По сюжету играл афроамериканца, который вёз из России домой чемодан колбасы. Это было лет 15 назад. Сняли очень быстро. Дольше сам себя гримировал: визажист в бюджет не вписался.
Я часто отвожу в аэропорт документы для переправки нашим заказчикам фильмов и роликов в Салехард. И каждый раз думаю – рвануть бы сейчас куда-нибудь из международного терминала.
Известен как автор, режиссер и продюсер значимых телепроектов. В его копилке: цикл, посвященный участию сибиряков в Великой Отечественной войне: «Наша война. Тюмень 41-45», «Наша война. Идем на Восток»; документальный фильм «Дивизия» о работе тюменских поисковиков в Тверской области; документальные фильмы «Десант Памяти», «Мертвые и Живые», «2 войны. Хроники окружений» – о работе тюменских поисковых отрядов в Новгородской области; документальный фильм «Тюменский ядерный щит» о ракетных базах под Тюменью; документальный проект «Подземный город» об истории подземных ходов в городе и другие.
На счету журналиста 8 поисковых экспедиций в Новгородскую, Ленинградскую, Тверскую области в качестве поисковика, командира отряда, журналиста.
Среди творческих достижений и наград можно выделить участие в финалах телевизионного конкурса «ТЭФИ – Регион 2002 и 2003», лауреатство в номинации «Сценарист» Международного конкурса телевизионных программ и фильмов «Золотой Бубен» в 2006 году, получение почетного знака Министерства обороны РФ, а также региональные награды и благодарности Правительства Тюменской области.
Кор.: Роман, как вы считаете, каких мест не хватает нашему городу?
Лично мне мало парковок, а если в целом, то Тюмени не хватает открытых пространств, музеев под открытым небом, площадок, где можно на скамейках или ступеньках сидеть и лицезреть город, древности или какие – то шоу.
Кор.: Если бы вам лично предложили придумать название для новой улицы, сквера, парка, фонтана, площади или создать памятник или памятный знак какие идеи вы бы выдвинули?
Предложил бы поставить памятник, а именно – торпедный катер, которые выпускали в годы войны. Только, чтобы можно было детям, моему сыну, его изучать. Побывать в рубке, машинном отделении. В Нью-Йорке, мы посетили авианосец – музей. Это очень сильные эмоции.
Кор.: За что любите Тюмень и что не нравится в городе?
Не нравится, что мы часто ощущаем, что живём в мегаполисе, а на самом деле это -небольшой город. И уровень «понтов» только мешает стать ему большим сити. Никогда не считал его лучшим городом Земли. Потому что если каждый будний день проводить за рулём около часа-двух, можно увидеть все недостатки. И когда мне говорят, вот в других городах все ещё хуже, я отвечаю, но ведь живу я в Тюмени, и хочу, чтобы здесь все было круто.
Я люблю историю Тюмени. В ней очень много загадок, не открытых до сих пор. Можно не только документальные, но и художественные фильмы об истории снимать, причём «зацепляя» любую эпоху.
P.S.: ИСТОРИЯ МЕСТА ПРИТЯЖЕНИЯ
В сжатые сроки был построен аэропорт, способный принимать тяжелые самолеты Ан-22 и Ан-12, предназначенные для перевозок народно-хозяйственных грузов. На огромных машинах по воздуху переправляли на месторождения трубы для транспортировки нефти и газа, оборудование, строительные материалы… Тюменские старожилы до сих пор помнят тот шум, с каким «железные птицы» поднимались в небо. Для горожан это было в новинку.
15 мая 1968 года приказом Министра гражданской авиации был образован Второй тюменский объединенный авиаотряд, и с этого момента начинается отсчет истории развития и становления аэропортового комплекса.
В 70-х годах шло освоение заполярных месторождений газа, строились новые города, и расширялась на север география авиарейсов. Людей перевозили на самолетах Ан-24, а в 1972 году появились Ту-134.
В 70-х и 80-х из «Рощино» отправлялось воздушным транспортом 1,5 миллиона пассажиров ежегодно.
Аэровокзал запущен в 1969 году, в 98–ом здание было реконструировано, организован международный терминал.
Сегодня аэропорт имеет статус международного и может принимать 23 типа самолетов, среди которых есть Ту-154, Ту-134, Як-42, Боинг-737/757, ATR-72 и другие, а также все типы вертолетов. На аэродроме имеется две взлетно-посадочные полосы.
Известный тюменский краевед, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Александр Стефанович Иваненко рассказал о нескольких фактах из истории тюменского аэропорта, о которых вряд ли удастся прочитать в какой-то книге.
«В 1933 году был построен аэропорт «Плеханово», начались первые авиаперевозки в Тюмени. «Рощино» начали строить в 1965 году на территории бывшего Учхоза Тюменской сельхозакадемии. Выбрали хорошее, высокое место. Будущие агрономы и их преподаватели переехали в центр города. По сути, аэропорт возводили на плодородных полях, где студенты до этого выращивали различные культуры. Верхний слой чернозема сняли и развезли по дачам. Вычищенное место засыпали песком и щебнем, а потом и плиты положили для строительства взлетно-посадочной полосы.
На строительство аэровокзала были брошены лучшие силы, сюда провели канализацию, водопровод, отопление. Зима 1967-68 года оказалась необычайно лютой, суровой. В домах тюменцев лопались трубы. С середины ноября держался мороз от -25 до -40, только к марту погода стабилизировалась. Замерз и новый аэропорт. Водопровод и отопление частично вышли из строя. Но, порт спас свое положение, необычным способом утеплив здание. Решено было взять бывшую учхозовскую солому в тюках и этими соломенными блоками обложить все здание, оставив только небольшие проемы для света. Сотрудники выстояли, и полеты не прерывались», – резюмировал Александр Иваненко.
В 2016 году должна завершиться реконструкция, строители обещают создать аэропорт международного уровня. Воздушные ворота города должны стать еще одним украшением Тюмени и предметом гордости жителей столицы региона. Безопасность, удобство и эстетика – таким хочет видеть аэропорт не только Роман Мамонтов, таким его хотят видеть путешествующие тюменцы и гости города. Быть может воздушная гавань станет местом съемки нового фильма, ведь само по себе «Рощино» – это живая история о Тюменском крае, где совершался легендарный подвиг геологов, нефтяников, строителей, врачей, авиаторов… Их судьбы – ценный клад для журналиста.
Елена КУХАЛЬСКАЯ,
фото Анны ЧЕРЕПКОВОЙ
Елена Кухальская, а зачем Рому пиарить? Не поняла… Вот если бы Артура Ольховского., у которого он занимался, было бы понятно. Потому как Ольховский делает очень важное дело со своими поисковиками.
Я не считаю это пиаром, я выбираю людей, которые интересны мне и, смею надеяться, другим людям…Артура Ольховского мы все очень уважаем. Рома тоже немало сделал для поискового движения и пропаганды патриотизма. Он первым начал снимать экспедиции, и его работы очень достойные. Эти фильмы посмотрело большое количество зрителей, они были сняты в новом, динамичном формате. Говорить на эту тему важно и нужно. Рекомендую для просмотра. О вашей идее насчет Артура Ольховского можно подумать.