Меняющаяся Европа и чудо Фийона

Победа Трампа в США, несомненно, будет иметь и уже имеет последствия для Европы, которая в политическом отношении сильно зависит от тенденций, доминирующих в США. Трампа считают правым популистом и противником глобализации, и неудивительно, что его победу приветствовали те силы в Европе, которые занимают схожие позиции.

Прежде всего, это так называемые евроскептики, поскольку между их подходами и взглядами Трампа уже нет той пропасти, которая пролегала между их платформой и идеологией администрации Обамы.

Все это вызвало переполох у правящих в Европе либеральных элит вплоть до того, что перспективы победы Марин Ле Пен во Франции на президентских выборах подробно обсуждаются на страницах основных европейских изданий.

Гидеон Рахман

Одна из таких статей была на днях опубликована в британской  Financial Times. Ее автор – известный британский обозреватель Гидеон Рахман отмечает:

«Последствия победы крайне правых во Франции будут драматическими и для европейской, и для мировой политики. Президентство Ле Пен вполне может привести к коллапсу Евросоюза… Трудно представить, как Германия Ангелы Меркель будет взаимодействовать с националистической и авторитарной Францией. В условиях, когда Германия и Франция будут придерживаться радикально различных курсов, франко-германский антагонизм вернется в центр европейской политики».

Конечно, на сегодняшний день до победы Марин Ле Пен во Франции еще очень далеко. Но один важный сдвиг уже произошел. Речь идет об итогах первого тура предварительного голосования в партии республиканцев.

Поражение потерпел сторонник атлантических ценностей и противник сотрудничества с Россией – бывший премьер и дважды министр иностранных дел Ален Жюппе.

Франсуа Фийон

А победу, причем с большим перевесом, одержал кандидат, которого считали аутсайдером, тоже бывший премьер Франсуа Фийон, выступающий, среди прочего, за отказ от санкций и нормализацию отношений с Россией.

Изначально все сходились во мнении, что из семи претендентов на позицию кандидата в президенты Франции от партии республиканцев наибольшие шансы на победу у экс-президента Николя Саркози и бывшего премьер-министра Алена Жюппе.

Франсуа Фийона, также бывшего премьера, размещали на третьем месте, и никто не думал, что он станет автором сенсации.

Многие люди не за что не хотели возвращения Саркози. Изначально эти люди ставили на Жюппе и готовы были голосовать за Жюппе. Хотя, видимо, и не очень его любили. Но, за неимением лучшего, готовы были голосовать за Жюппе.

Николя Саркози

В один момент они поняли, что Фийон тоже может победить Саркози. Последние опросы перед голосованием показывали невиданную динамику в пользу Фийона. Он фактически «отнял» по 10% у Саркози и у Алена Жюппе за 10 дней, т.е. такого никогда не видели.

На следующий день французская газета Libération вышла со статьей под броским заголовком «Чудо Фийона», и это, действительно, похоже на чудо.

Всего за несколько дней аутсайдер вдруг вышел в лидеры, да еще с таким сногсшибательным результатом. За него проголосовало 44% французов, пришедших на праймериз. У Алена Жюппе всего 29%. Он отстает от Фийона на 15 пунктов. Еще более поразительный результат у лидера партии Николя Саркози: его поддержали лишь 20%.

Ален Жюппе

Саркози так расстроился, что вновь объявил об уходе из политики.

«Хочу сказать моей жене Карле, моим детям: я знаю, вам нелегко жить со столь страстным человеком. Настала пора направить эту страсть в русло семейной, а не политической жизни. Удачи, Франция!» (Николя Саркози, президент Франции в 2007 – 2012 гг.).

Саркози призвал своих сторонников голосовать за Фийона, который возглавлял Кабинет министров в годы правления Саркози. Одно из самых важных различий между Жюппе и Фийоном, которое, несомненно, сыграло в пользу Фийона, это его отношение к России.

Жюппе выступает за продолжение политики Евросоюза. Он постоянно поднимает тему Крыма, и мало чем отличается в своем подходе от Обамы и Меркель.

Фийон, напротив, называет политику Франсуа Олланда последних лет в отношении Москвы абсурдной и обещает сразу после победы наладить диалог с Кремлем, за что его тут же стали обвинять с подозрительно близких отношениях с Путиным.

Вот заголовки западной прессы, говорящие сами за себя:

«Францию разъедает российская пропаганда».

«Выборы во Франции: опять побеждает Путин».

«От Трампа к Фийону: добро пожаловать в путинский мир!»

На теледебатах с Аленом Жюппе Франсуа Фийон ответил на эти выпады так:

«Я слышал, как друзья моего оппонента упрекают и критикуют меня за то, что я хочу нормализовать отношения с Россией. У Франции должны быть с Москвой более тесные и честные связи. Это ошибка – наказывать Россию санкциями, вместо того, чтобы сотрудничать с ней. Я буду использовать все средства, и поддерживать те страны, которые хотят победить Исламское государство. Я считаю, что мы должны сесть за стол переговоров с русскими, не спрашивая разрешения у американцев».

 Уже никто не сомневается, что Фийон обыграет Жюппе во втором туре праймериз и выйдет в финал. Там его соперниками станут Марин Ле Пен и, возможно, нынешний глава республики Франсуа Олланд. Впрочем, уровень популярности последнего такой, что его можно не брать в расчет. Так что финал будет за представителями двух правых партий.

Марин Ле Пен, безусловно, сильный кандидат и она может стать первой женщиной президентом Франции, но как утверждают социологи, при одном условии, если соперником будет не Франсуа Фийон.

Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что именно он станет будущим главой Пятой республики. Впрочем, списывать Ле Пен со счетов тоже преждевременно.

Сейчас Запад переживает полосу перемен. Там еще вчера казалось, что Дональд Трамп не победит в США, а он победил. В связи с этим на Западе бьют тревогу: предчувствуют приход политиков, настроенных скептически к Евросоюзу и к политике Запада в целом.

Позиции евроскептиков крепнут: Великобритания, США, Болгария, Молдавия, Венгрия, теперь еще Франция. Во фронду к Брюсселю в ближайшее время могут также вступить Испания, Италия, Австрия и даже Германия. Брюссель встревожен и винит во всем Россию.

Они сами уже настолько себя заморочили вот этой игрой по поводу того, что якобы Путин – буквально в каждом холодильнике и того, что он может влиять буквально на все. А с другой стороны, они этот алармизм специально нагнетают для того, чтобы не случилось того, чего они боятся.

Марин Ле Пен

На самом деле, рост популярности Марин Ле Пен или правых (или правоцентристских) партий в Европе – это не результат активности Путина и не результат активности Обамы. Это просто тенденция того, что либеральная концепция начинает выедать себя изнутри. Нынешний уход Обамы и победа Трампа – просто символизируют эту тенденцию и будут усиливать ее.

Теперь вся надежда либеральной Европы только на канцлера ФРГ.

Вот что пишет американское издание New York Times:

«После избрания Дональда Трампа канцлер Германии Ангела Меркель стала последним сильным защитником Европы и трансатлантического альянса… Она испытывает давление со стороны тех же сил, которые позволили г-ну Трампу подняться в Америке, которые заставили британцев проголосовать за выход их страны из Евросоюза и которые сейчас способствуют росту влияния Марин Ле Пен во Франции. В Германии ультраправая партия «Альтернатива для Германии» тоже одержала ряд побед на выборах. Г-жа Меркель вынуждена давать отпор возрождающейся России, которая продвигает свою версию нелиберальной демократии, поддерживая ультраправые партии по всей Европе и раздувая пламя популизма».

Евросоюз – это тоталитарная система, это диктатура, которая работает только с помощью угроз США. Например, когда Болгария хотела строить «Южный поток» с Россией, Джон Маккейн приехал в Софию и сказал: «Нет, запрещаем!». И когда любая страна хочет отменить санкции против России, сразу начинаются угрозы со стороны США.

И нынешний неожиданный успех Франсуа Фийона как раз свидетельствует о том, что во Франции востребована линия генерала Де Голля и Жака Ширака, а не метания Франсуа Олланда, который в итоге всегда равнялся на Вашингтон и Берлин.

Фийон, во внешней политике по крайне мере, это возвращение к голлистской внешней политике, которая была еще не так давно во Франции. Например, при Жаке Шираке Франция отказалась воевать в Ираке в 2003 году. Тогда большая часть парижской элиты была против такой позиции Ширака. Так что, видимо, Фийон – это возвращение к таким традиционным позициям, которые в последние 10 лет очень сильно были размыты.

Конечно, не стоит обольщаться, но если новые лидеры действительно будут, как обещает, например, Франсуа Фийон, блюсти реальные интересы своих стран, а не мифические догмы, то правила игры станут яснее и договариваться политикам станет гораздо легче.

Виктор КОЛМОГОРОВ

 

 

 

 

6 комментариев

  • ну как не похвалить темнейшего? который в Питере по 2006 году не стал препятствовать анти-глобалистам, а выделил им стадион Кирова, для проведения контрсаммита…
    что, уже через год -позволило двинуть Мюнхенскую речугу и фактически встать во главе борьбы со всемирной бюрократией! плоды которой, сейчас и пожинает…
    ведь, те протестанты, как и их требования -не исчезли, а подросли организационно и ушли с улиц в реальную политику! и, даже Трамп -проехался на этой волне, начавшейся в 1994-ом, против договора о свободной торговле (NAFTA) между США, Канадой и Мексико.

  • вот накой иностранщина?
    тут некоторые окопы роющие, в облизбиркомах сидящие, да кандидатские строчащие -ничО про Россию не знают…

  • работайте тети!!!
    ему была нужна -великая америка, а вам -великие потрясения в ней?
    мы, в принципе согласны -устройте таковые лет на адцать, хоть остальной мир отдохнет…

    • дяди тоже присоединяются -раскидывая выборщикам, которым предстоит утвердить победу Трампа, фуфло про его то, что это Путин помог ему победить бабу-ягу!!!
      ждем “американской трагедии” на новый лад? где кто-кого…

      http://www.palmerreport.com/news/every-member-electoral-college-receive-briefing-donald-trumps-russia-ties/273/

      • Высоколобый интеллектуал, редактор интеллигентного журнала Newyorker (Ньюйоркец) Дэвид Ремник (David Remnick) пишет:

        «Избрание Дональда Трампа на пост президента есть трагедия для американской республики, трагедия для Конституции, и это триумф сил шовинизма, авторитаризма, женоненавистничества, расизма и здесь, и за рубежом. Победа Трампа шокирует, его восхождение на пост президента является тошнотворнейшим событием в истории Соединенных Штатов и либеральной демократии. 20 января 2017 года мы попрощаемся с первым афро-американским президентома — человеком высокой морали, достоинства и душевной щедрости — и свидетелем инаугурации прощелыги, который сделал так мало, чтобы отказаться от одобрения со стороны сил ксенофобии и превосходства белой расы. Невозможно реагировать на этот момент, не испытывая отвращения и чувства глубокой тревоги.

        То, что он преобладал, то он выиграл эти выборы, является сокрушительным ударом по духу; это событие, которое, скорее всего, бросить страну в период экономического, политического и социальной неопределенности, что мы пока не можем себе представить.
        Неизбежно придут страдания и беды — все более реакционный Верховный суд; осмелевший Конгресс правого толка; президент, не раз демонстрировавший свое пренебрежительное отношение к женщинам и меньшинствам, гражданским свободам и научным фактам, не говоря уже о простой порядочности. Трамп — бесконечно вульгарный и грубый, невежественный национальный лидер, который не только обрушит рынки, но и будет вселять ужас в сердца социально уязвимых, слабых и, прежде всего множество разновидностей разных людей — черных, латинос, женщин, евреев и мусульман…

        То, что большая часть электората решила жить в мире тщеславия Трампа, его ненависти, высокомерия, неправды и безрассудства, его презрения к демократическим нормам, является фактом, который неизбежно приведет к национальному упадку и страданиям ….

        Фашизм — это не наше будущее, такого быть не может; мы не можем этого позволить, но наверняка именно так у нас и возникнет фашизм”. см. http://www.newyorker.com news/news-desk/an-american-tragedy-2

Добавить комментарий

Войти с помощью: