Европейских либералов напугали высказывания Трампа

В либеральной Европе приход Трампа в Белый дом вызывает плохо скрываемое раздражение и повышенную нервозность, тем более что в своем последнем интервью перед инаугурацией новый президент прямо назвал политику Ангелы Меркель, открывшей двери в Европу для мигрантов катастрофической ошибкой.

Более того, в том же интервью Трамп покусился и на такую священную корову евро-атлантического истеблишмента как НАТО. Трамп заявил, что НАТО – это проблемная и устаревшая организация.

Так что же ждет евро-атлантический альянс при Трампе: взаимопонимание или раскол?

Европейские политики обиделись, да так, что они теперь готовы бросить перчатку своему оскорбителю – президенту США Дональду Трампу.

Один из участников президентских праймериз во Франции – лидер Экологической партии Франсуа де Рюжи уже предлагает создать в противовес НАТО свой Европейский военный альянс.

Франсуа де Рюжи

«Европа должна проявить себя, потому что с одной стороны – Россия Владимира Путина, с другой стороны – США Дональда Трампа, и поэтому я предлагаю заменить НАТО Европейским военным альянсом, поскольку НАТО в любом случае распадется, как заявил Дональд Трамп. Увы, Дональда Трампа надо принимать всерьез».

Поводом для бряцания европейцами оружием послужило интервью Трампа, которое опубликовали в понедельник две газеты: британская Times и немецкая Bild. Европейских политиков либерального крыла возмутили высказывания американца о Евросоюзе, России и НАТО.

«Я давно говорил, у НАТО есть проблемы. Оно устарело, потому что, как вы знаете, было создано много-много лет назад и не уделяло внимания терроризму. Во-вторых, страны не платят то, что должны платить. Это очень нечестно по отношению к Соединенным Штатам».

Трамп опять хорошо отозвался о Путине и высказался за отмену антироссийских санкций. Европейских либералов это напугало, потому что между строк они разглядели перспективы сближения Вашингтона с Москвой и Пекином.

В происходящем они увидели появление оси Москва-Вашингтон – сближение двух жестких, потенциально авторитарных лидеров; видят, что миром будет править такие лидеры, как Путин, Трамп и еще президент Китая. И сейчас большие дебаты, переходящие в волнения, в страхи о том, какое место в новой конфигурации будет занимать Европа.

Европейских либералов задел также фрагмент, где Трамп поддерживает «Брекзит» и предсказывает: вслед за Великобританией из Евросоюза последуют и другие страны. Но самое главное, Трамп обещает 35%-ые, то есть фактически заградительные пошлины производителям, чьи заводы находятся за пределами США.

Европейцы считают этот удар со стороны союзника предательским. Это, конечно, пощечина всем тем немецким производителям не только машин, которые рассматривают Америку для себя как очень выгодный, может быть, главный рынок сбыта.

Это, видимо, приведет к сокращению объемов торговли, это нанесет удар по экономике европейских стран, вообще по экономике ЕС. Естественно, они с этим не могут согласиться, не могут смириться, поскольку речь идет о десятках миллиардах долларов.

Искусство политической риторики – говорить только приятные вещи, но так, чтобы истинный смысл читался между строк. Однако Дональд Трамп не политик, а бизнесмен. Он не привык намекать и потому, отвечая на вопросы англо-немецкого дуэта журналистов, честно сказал, что думает.

Ангела Меркель

Вот, например, его мнение об Ангеле Меркель.

«Я очень уважаю Ангелу Меркель. Мне она нравится. У нее есть чувство. Она великолепный лидер, но я считаю, что она допустила катастрофическую ошибку, когда пустила всех этих нелегалов в страну».

Высоких эпитетов в адрес главы правительства ФРГ либеральные сторонники Ангелы Меркель не услышали, зато отметили критику и вознегодовали.

Критические мнения, подобные мнению Трампа, ранее высказывали только лидеры европейских ультраправых партий. С такой критикой миграционной политики Меркель выступали «Национальный фронт» и другие аналогичные партии в Европе, но точно не администрация Обамы. Такого не ожидали от исторического союзника. Вот что, наверное, больше всего шокировало и что объясняет реакцию европейских политиков.

В самой Германии на эти высказывания Дональда Трампа отреагировали достаточно спокойно.

Ангела Меркель лишь коротко парировала:

«Мы, европейцы, сами определяем свою судьбу, которая находится в наших руках».

Зато во Франции реакция на откровенное интервью Дональда Трампа была очень нервной. Политический банкрот Франсуа Олланд, доживающий в Елисейском дворце последние месяцы президентства, вспылил и дал отповедь новому хозяину Белого дома.

Я заверяю вас, что Европа всегда готова продолжить трансатлантическое сотрудничество, но будет следовать своим интересам и ценностям. Нам не нужны советы извне относительно того, что нам делать.

Мануэль Вальс

Олланда поддержал его бывший премьер-министр и один из левых кандидатов в президенты Франции Мануэль Вальс.

«Многие полагали, что Дональд Трамп после своего избрания успокоится, но они забыли, что популист может захотеть реализовать свою программу. Это провокация, это объявление войны Европе. Президент США предлагает просто-напросто распад Европы по вопросам торговли, миграции, обороны. Это невиданно для отношений между США и Европой!».

Сейчас в Европе раздаются призывы сплотить ряды глобалистов, и чтобы другим неповадно было уходить из Евросоюза, Франсуа Олланд предлагает лишить британцев всех торговых преференций после выхода из общего рынка.

Борис Джонсон

Глава МИД Великобритании Борис Джонсон сравнил эти меры с наказанием за побег из нацистских концлагерей.

«Если господин Олланд в качестве наказания хочет прибегнуть к порке тех, кто предпочел покинуть Евросоюз, то это напоминает фильмы о второй мировой войне и, по моему мнению, не способствует прогрессу ситуации».

 Они будут пытаться создавать более сильную Европу, но как ее сейчас создать, после того, как внутри самого Европейского Союза появляются тенденции децентрализации и конфликты по вопросам беженцев, по вопросу спасения Греции, по  вопросу, как вести общую финансовую политику, по санкциям с Россией и т.д. Есть только разногласия.

Европа, конечно, пойти на конфликт, тем более, открытый конфликт с Соединенными Штатами Америки не может, поскольку слишком связана с США, слишком зависима от них.

Франсуа Олланд

Выступление Олланда это, в конечном счете, отражение интересов части французского истеблишмента. Но такие лидеры, как скажем Марин Ле Пен, ряд других лидеров стоят примерно на тех же позициях, что и Трамп.

Попытка выстроить антитрамповский фронт в Европе, как до этого антироссийский, заранее обречена на провал. После череды выборов в этом году континент окажется во власти большинства тех политиков, мнение которых совпадает с тем, что сказал Дональд Трамп.

К примеру, Европейский парламент на минувшей неделе возглавил итальянец Антонио Таяни. Ближайший сподвижник – Сильвио Берлускони.

В мае французы выберут нового президента, которым, скорее всего, станет либо Марин Ле Пен, либо Франсуа Фийон. Они с одинаковым пониманием относятся к политике Дональда Трампа, да и Владимира Путина.

Одно из немногих исключений – Германия, где, скорее всего, канцлером останется Ангела Меркель. Но один в поле не воин. К тому же, опытный бизнесмен Дональд Трамп умеет убеждать, тем более женщин.

Таким образом, уже сегодня можно прогнозировать, что отношения между Трампом и лидерами Евросоюза, прежде всего, Ангелой Меркель не будут самыми простыми.

Дональд Трамп

Для большинства из них Трамп слишком сильно отличается от Барака Обамы, идеологически не приемлем и вызывал у них в лучшем случае вопросы, а в худшем – зубовный скрежет с того самого момента, как только выставился кандидатом в президенты.

А вот с Владимиром Путиным отношения, на мой взгляд, сложиться могут. Трамп уважает Путина как сильного и авторитетного политика и не скрывает этого. Путин так же называл Трампа ярким человеком и давал понять, что не имеет против него никаких предубеждений.

К тому же, у Трампа нет по отношению к Путину того комплекса, который явно выработался у Барака Обамы. Последние два-три года Обама стал воспринимать отношения с Москвой исключительно через призму своего личного соперничества с Путиным.

Его неимоверно раздражали рейтинги мировых политиков в американской и мировой прессе, в которых Путин оказывался на первой строчке, а сам Обама на второй или третьей.

На этом, кстати, активно играли критики и противники Обамы, которые со сладострастием расписывали, как Путин обыграл его то на Украине, то в Сирии, то лучше выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Соответственно, психологический тон отношений между Обамой и Путиным был, скорее, негативным. Ничего подобного между Путиным и Трампом не наблюдается, при этом готовность к диалогу налицо.

Виктор КОЛМОГОРОВ