Выборы в Италии напугали Евросоюз

Прошедшие недавно парламентские выборы в Италии нанесли сильный удар по традиционной европейской либеральной элите. Представлявшая ее на выборах Демократическая партия, которая до сих пор правила страной, получила менее 25% голосов. Это приравнивается к провалу и лишает ее возможности участвовать в будущем правительстве.

А первые позиции заняли евроскептические партии: альтернативное движение «Пять звезд» и «Лига Севера» Маттео Сальвини, которая признает Крым российским и выступает против санкций Евросоюза в отношении России.

Маттео Сальвини

На третьем месте – партия Сильвио Берлускони, для которого эти выборы означают политическое возрождение. Сам он в силу недавнего судебного процесса не может занять кресло премьера, однако, несомненно, будет влиять на состав будущего кабинета.

Сильвио Берлускони: “Вперед, Италия!”

Сейчас либеральные европейские СМИ всячески пытаются принизить значение этого голосования, однако оно доказывает одно: волна евроскептицизма вовсе не пошла на убыль; она по-прежнему с силой бьется о берега Европы.

Итоги выборов в Италии невероятно напугали Евросоюз: в Брюсселе опасаются, что победа правоцентристов усилит раскольнические процессы в ЕС, тем более что в Италии особенно сильны антимигрантские настроения.

Паоло Гримольди

Обилие беженцев на улицах итальянских городов действительно бросается в глаза. Выходцами из Африки, Синайского полуострова наполнены почти все вокзалы и места с основными достопримечательностями. Они зачастую ведут себя нагло и навязчиво, что сильно раздражает итальянцев.

«На меня наводит ужас тот факт, что шестьсот тысяч иностранцев-мигрантов без всяких документов появились здесь, в Италии. Еще более ужасно, что уходящее правительство в Риме потратило порядка четырех с половиной миллиардов евро, чтобы поддерживать этих мигрантов, отнимая тем самым приличный процент от пенсий коренных итальянцев. Это ненормальный выбор и нездоровая политика» (Паоло Гримольди, секретарь партии «Лига Ломбардии»).

В Италии один из самых высоких в ЕС показатель безработицы, который составляет около 12%. При этом без постоянного дохода находится более трети итальянской молодежи. Как следствие, экономика стоит на месте, а бедность растет.

Маттео Ренци

На все эти вызовы правящая Демократическая партия во главе с Маттео Ренци ответить так и не смогла, и в итоге вместо 40% в 2014 году набрала на этих выборах менее 19%.

Ренци допустил много ошибок. Прежде всего, он был наказан за излишнюю податливость в отношениях с Брюсселем. Конечно, это и  иммиграционные вопросы, в которых Евросоюз совершенно не помог Италии, а только повредил имиджу партии.

Не принес дополнительных очков партии и санкционный режим, против которого ни разу не поднимался голос кабинета Ренци и Джентилони. Курс поддержки директив Брюсселя, под козырек, и никак иначе, безусловно, обошелся дорогой ценой.

Ренци признал поражение и уже заявил, что уйдет в отставку после создания нового парламентского большинства. Однако простым этот процесс точно не будет. Дело в том, что ни одна политическая сила не добилась безоговорочной победы, чтобы иметь возможность самостоятельно сформировать правительство. А, значит, придется договариваться.

Комик Беппе Грилло

Так называемые популисты из «Пяти звезд» набрали почти 32% голосов избирателей, прежде всего, на юге Италии. Это серьезный успех для молодой партии, которую создал комик Беппе Грилло, а на выборы повел Луиджи Ди Майо. Именно его теперь называют одним из потенциальных премьер-министров.

При этом настоящими триумфаторами считаются партии правоцентристского блока, за которые голосовал промышленно богатый север страны. Коалиция правых сил получила небывалые 37%. Ключевым моментом тут называют участие в кампании бывшего премьер-министра Берлускони.

И хотя его «Вперед, Италия!» получила на 3% меньше голосов, чем союзники из «Лиги Севера», именно возвращение в большую политику 81-летнего дона Сильвио политологи называют главным залогом успеха правых. Берлускони вернулся, и это чудо. Он исторический лидер коалиции, которая на этих выборах получила первое место.

Лидера «Лиги Севера» Матео Сальвини раньше часто называли ставленником Берлускони. Как бы то ни было, но оба отличаются своими пророссийскими взглядами.

Как известно, по решению суда дон Сильвио еще год не сможет занимать государственные должности. Сальвини это понимает, и явно намерен воспользоваться выпавшим шансом, чтобы стать премьер-министром. Сейчас он нарасхват, охотно фотографируется с журналистами и выглядит настоящим победителем.

В своей программе Сальвини сделал ставку на нормализацию отношений с Россией и отмену санкций. Он демонстративно посетил Крым и открыто критиковал политику Брюсселя за конфронтацию с Москвой.

«Нам нужны хорошие отношения, как я неоднократно говорил. Антироссийские санкции были ошибкой. Для Европы отношения с такими странами как Россия и Китай необычайно важны, это фундаментальная вещь. Введение санкций и размещение вооруженных частей на границе с дружеской нам страной – это глупость» (Маттео Сальвини, федеральный секретарь партии «Лига Севера»).

Неоднократно бывал в Крыму и председатель партии «Альтернатива для Италии» Винченцо Авати.

«Могу сказать, что, сравнивая до и после момента референдума, прибавилось улыбок, заработала экономика – это показатель того, что случившееся имело позитивный оттенок. Мы все надеемся, что правительство правоцентристов будет создано как можно быстрее, потому что это правительство будет любить Италию. Это означает, прежде всего, открытие окна возможностей для восстановления отношений с Россией» (Винченцо Авати, председатель партии «Альтернатива для Италии»).

Но смогут ли итальянские правые жестко поставить вопрос об отмене антироссийских санкций перед руководством Евросоюза? Как известно, у Италии гигантский внешний долг, который уже достиг цифры в 2,3 триллиона евро. Именно поэтому голос Рима в ЕС слишком слаб.

ЕС не защищает итальянские интересы. Он идет на поводу у главных держав Европы. А итальянские политики и простые итальянцы хотят, чтобы положения Конституции выполнялись и те нормы, которые принимаются в Брюсселе, не автоматически исполнялись, а только после того, как в итальянском парламенте за них проголосуют.

При этом традиционно нашлись силы, которые попытались углядеть в победе итальянских правых руку Москвы. На днях бывший советник Обамы Саманта Пауэр заявила, что Италия присоединилась к длинному списку стран, где на выборы повлияла Россия. В самой Италии это считают полным бредом.

Сергей Разов

«Мы никоим образом не вмешивались и не собираемся вмешиваться в эти внутренние процессы. Нас в гораздо большей степени интересуют перспективы развития нашего межгосударственного сотрудничества» (Сергей Разов, чрезвычайный и полномочный посол России в Италии).

А потенциал для расширения двусторонних отношений, безусловно, есть. Основной промышленный и бизнес-потенциал страны сосредоточен на севере Италии. Там же, в Милане, который считается столицей Северной Италии, находится офис главы Итало-Российской торговой палаты Розарио Алессандрелло.

Розарио Алессандрелло

«Ожидания итальянского бизнеса от нового правительства, в первую очередь, заключается в том, что они усилят свое влияние в Евросоюзе, с тем, чтобы убедить все страны ЕС пересмотреть свое отношение к России» (Розарио Алессандрелло, президент Итало-Российской торговой палаты).

Уже несколько лет итальянские бизнесмены переходят от чистого экспорта к локализации своих производств непосредственно в России, то есть вместо «Сделано в Италии» программа проходит под девизом «Сделано вместе с Италией».

Лучшая картина представляется всегда в цифрах. За последнее время поставки продуктов из Италии в Россию выросли на 25%. Если бы не санкции, то рост был бы гораздо больше.

Трудно сказать, сколько времени уйдет на формирование нового кабинета, но точно можно сказать, что итальянский избиратель четко выразил свою волю против слабой позиции Италии относительно санкционного режима в отношении России. Есть некоторая надежда, что новый кабинет министров, который будет сформирован, будет более сильным и сможет отстоять итальянскую позицию в Брюсселе.

Впрочем, избирательная система в Италии весьма специфична. Голосование – это лишь первый раунд борьбы за итальянский кабинет министров. В условиях, когда нет единоличного лидера, гораздо важнее, какие силы пойдут на компромисс и договорятся о сотрудничестве, и здесь могут быть самые неожиданные варианты.

Первое заседание нового итальянского парламента состоится 23 марта. Именно после этой даты начнется активная фаза переговоров о создании нового парламентского большинства, которое в итоге и сформирует правительство.

Усиление позиций правых партий, с одной стороны, вселяет сдержанный оптимизм, ведь все они во время предвыборной гонки говорили о необходимости отмены антироссийских санкций. Однако это Италия, и переговоры здесь могут продолжаться несколько месяцев. И кто в итоге сформирует правительство, и каким окажется финальный расклад сил, остается только гадать.

Конечно, не следует ожидать от нового правительства Италии кардинально иной политики, но ряд сдвигов, вероятно, все же будет. В частности, в ЕС может усилиться фланг противников санкций и жесткого курса в отношении к России (то есть несколько изменится соотношение сил и, возможно, общая атмосфера).

Виктор КОЛМОГОРОВ