Эрдоган увел у Путина девушку, но обо всем остальном они смогли договориться

Владимир Путин совершил свой первый после выборов зарубежный визит: в Турцию. На настоящий день Анкара – один из главных стратегических партнеров Москвы. Только за последний год лидеры двух стран провели 8 личных встреч и свыше 20 телефонных разговоров.

В ходе визита в Турцию главы двух государств не только обсудили вопросы мировой политики и двухстороннего сотрудничества, но и сделали важный практический шаг: запустили строительство первого энергоблока атомной электростанции «Аккую», которую сооружает Россия на южном побережье страны.

Почетный караул для встречи Владимира Путина

Кортеж Владимира Путина до резиденции турецкого президента сопровождала кавалерия. Реджеп Тайип Эрдоган лично встретил коллегу на площади перед дворцом. Вдоль голубой дорожки выстроился почетный караул.

Владимир Путин поприветствовал солдат на турецком языке: «Merhaba, asker!» В России смысл сказанного поняли немногие. Однако турецкие СМИ отреагировали моментально: «Путин приветствовал турецкий почётный караул так, как это делал Ататюрк!»

Дело в том, что эти слова переводятся на русский, как «Здравствуйте, солдаты!» Именно такое обращение в своё время ввёл в армии Мустафа Кемаль Ататюрк – турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник, первый президент Турецкой Республики и основатель современного турецкого государства. Такой красивый жест лидера России очень понравился всем турецким гражданам.

На церемонии фотографирования Эрдоган вел себя так расслабленно, как можно вести себя только в кругу друзей и хороших знакомых. В итоге он стал героем дня на YouTube.

Это произошло у дворца президента Турции, где проходила торжественная церемония встречи делегаций и ее участники построились для памятного снимка. Построением руководил Эрдоган. В какой-то момент он заметил, что рядом с Путиным стоят три девушки, а с турецкой стороны — только мужчины.

Эрдоган решил «позаимствовать» одну из девушек, поманив ее пальцем и предложив перейти на другую половину. Что она, собственно, и сделала. Кстати, в Кремле позже отказались сообщать имя девушки и ее должность. Похоже, она была все-таки из турецкой делегации.

Свою работу лидеры начали с запуска строительства первого энергоблока АЭС «Аккую».

«Значимость этого масштабного инновационного проекта трудно переоценить. По сути, сегодня мы не только присутствуем при сооружении первой турецкой атомной электростанции, но и создаем основу для Турции в атомной промышленности в целом. Мы начинаем создание новой отрасли. Турция – высокоразвитое в техническом и экономическом отношении государство, но это новый этап, новый шаг в развитии экономики турецкой республики» (Владимир Путин, президент России).

«С вводом в строй в 2023 году атомной электростанции «Аккую» Турция присоединится к семье стран с ядерной энергетикой. За счет «Аккую» мы обеспечим 10% всей своей потребности в электроэнергии», – цитирует ТАСС слова Эрдогана на церемонии начала строительства первого блока «Аккую».

Экономический эффект Турция уже почувствовала. О желании сотрудничать заявили более 350 строительных компаний. В Россию отправились свыше 200 студентов, чтобы получить образование, и в будущем устроится на работу на АЭС.

Тайип Эрдоган назвал проект символом сотрудничества между Россией и Турцией.

«АЭС «Аккую» является символом нашего сотрудничества, а также показателем уровня этого сотрудничества, – отметил он. – Для нас важно, что несколько сотен наших молодых людей могут получить образование в России, чтобы потом применить полученные знания в Турции. В связи с этим реализуемый проект строительства АЭС также вносит вклад в образование граждан Турции».

Впрочем, этот проект взаимовыгодный: по условиям договора 51% акций станции будет принадлежать российским компаниям.

Владимир Путин отметил, что по итогам 2017 года товарооборот между нашими странами увеличился на внушительные 40% – до 22 миллиардов долларов. Он убежден, что это далеко не предел.

Наши страны увеличивают и объемы взаимных капиталовложений. Встречные прямые инвестиции приближаются к 10 миллиардам долларов с каждой стороны. Россия также является крупнейшим поставщиком природного газа для нужд турецкой экономики. Только в прошлом году было поставлено 29 миллиардов кубических метров газа. Успешно реализуется проект газопровода «Турецкий поток», завершены работы по морскому участку.

На переговорах поставлена цель: товарооборот между странами должен составить 100 миллиардов долларов. Отдельно стороны обсудили вопросы военно-технического сотрудничества. Идя навстречу пожеланиям Анкары, Россия сократили сроки поставки Турции комплексов С-400. Их получат уже в июле 2019 года.

К лидерам Турции и России присоединился президент Ирана Хасан Рухани с целью участия в трехстороннем саммите глав государств-гарантов Астанинского процесса. Лидеры России, Ирана и Турции заявили о твердом намерении завершить сирийское урегулирование, несмотря на попытки известных сил дестабилизировать ситуацию. Саммит лидеров трех стран прошел в закрытом режиме.

За трехсторонним саммитом в Анкаре внимательно следили в Вашингтоне, а также в европейских и ближневосточных столицах, и неудивительно: и США, и Евросоюз играют все меньшую роль в важнейших процессах, происходящих в Сирии.

Американская пресса пишет о дипломатическом вакууме, который США оставили в этом регионе в силу своей невнятной внешней политики. Растерянность американских экспертов и журналистов вполне понятна. Главная тенденция здесь: хотя и постепенное, но неуклонное снижение роли и возможностей США влиять на ход событий в Сирии.

Тройное рукопожатие: Хасан Рухани, Реджеп Эрдоган, Владимир Путин

Конечно, американцы пытаются это делать: направляют туда войска, инструкторов, продолжают поддерживать боевиков, созывают сессии Совета Безопасности ООН, устраивают нам истерики, пытаются пробивать свои резолюции, маневрируют и угрожают, но все это не помогает им вновь взять инициативу в свои руки. Сегодня она, по общему мнению, прочно находится у тройки, собравшейся в Анкаре.

«Лидеры Ирана, России и Турции в среду встретились для переговоров на высшем уровне об окончании сирийской войны. Тем самым они закрепили свое влияние на исход конфликта и изоляцию США от важнейших дипломатических процессов в регионе», – пишет журналистка Эрин Каннингем в газете «The Washington Post».

А европейские СМИ горько рассуждают об общей усталости Запада от крупных конфликтов и подчеркивают, что у Евросоюза никогда и не было настоящей стратегии по Сирии. На этом фоне неожиданное заявление Дональда Трампа о том, что США намерены, и очень скоро, вывести свои войска из Сирии лишь усилило ощущение, что США не знают, что им делать дальше.

Тем более что через несколько часов Трамп под влиянием своих советников передумал. Такая противоречивость в позиции Вашингтона говорит лишь о том, что президент Соединенных Штатов толком не знает, зачем американские войска находятся  в этой ближневосточной стране. Тем более что президента Асада, и это очевидно, Соединенные Штаты помочь свергнуть уже не смогут.

Западные эксперты убеждены: невнятность политики администрации  Трампа будет иметь значительные последствия для Запада.

«Исполнит Трамп свое обещание или нет – в любом случае это сигнал России, Ирану и Турции, что он постепенно уступает им поле сражения в Сирии… Однако в первую очередь сирийская война является демонстрацией геополитической силы. Шеф Кремля Владимир Путин хочет доказать, что Россия, будучи мировой державой, способна расширить свое влияние в одном из самых критичных регионов мира. Иран хочет создать шиитскую ось от Тегерана через Ирак и Сирию до Ливана. Турция жаждет реализовать свои в высшей степени ограничительные интересы безопасности и вырасти до региональной державы», – пишет обозреватель немецкой газеты «Handelsblatt» Озар Демиркан.

«Сначала три стороны конфликта боролись друг против друга, но потом заметили, что выгоднее объединиться, чтобы действовать против тех, кто устал от войны: против западных стран, Америки и Европы. То, что Москва, Тегеран и Анкара местами имеют абсолютно разные интересы в Сирии и в остальном мире, играет второстепенную роль. Более важное значение имеет сигнал, который исходит от тройного рукопожатия Эрдогана, Рухани и Путина: смотрите, европейцы и американцы, вы нам не нужны!», – рассуждает немецкий журналист.

Таким образом, теперь именно Россия, Турция и Иран определяют следующие шаги, которые будут сделаны в сирийском урегулировании. Конечно, позиции сторон не идентичны.

В частности, Турция до сих пор весьма критически относится к руководству Сирии. Но важнее другое: вряд ли что способно обернуть вспять постепенное снижение влияния западного альянса во главе с США на развитие событий в Сирии.

И трехсторонний саммит в Анкаре стал еще одним тому подтверждением.

Виктор КОЛМОГОРОВ