Путь мигрантов через Балканы остается открытым

Балканский маршрут, которым воспользовались сотни тысяч мигрантов, чтобы попасть в Европу, закрыт. Так говорят политики. Хотя поток беженцев сильно сократился, он не иссяк. На тех же Балканах на северо-западе Боснии и Герцеговины есть городок Бихач. Он стал для многих мигрантов перевалочной базой на пути в Европейский союз. Совсем рядом граница с Хорватией, а Хорватия это уже территория ЕС.

Абдулла уже собрал рюкзак. Палестинец вместе с группой других нелегальных мигрантов собирается вечером пересечь границу из своего временного убежища в боснийском Бихаче в Хорватию – в Евросоюз. Однако путь туда опасен – повсюду мины, оставшиеся еще со времен боснийской войны.

«Посмотрите сюда – если приблизить, то можно увидеть эту белую точку – это предупреждение».

Такие предупреждения повсюду – мины. На карте местности, составленной боснийским правительством, видно: каждая красная точка – это минное поле. Вокруг Бихача их особенно много. Во время войны этот регион находился в окружении.

Недавно Абдулла пытался перейти границу на севере, в районе города Велика-Кладуша.

«С одним местным контрабандистом мы пробирались через местность, напичканную минами. Я шел следом за одним бывшим солдатом и смотрел только на его ноги. Я наступал точно на те же места, на которые наступал он. И если бы что-то взорвалось, то пострадал он, а не я»
Абдулла Абу Сабаб, нелегальный мигрант из Палестины.

Община в Бихаче может разместить беженцев в полуразрушенном здании только кое-как. Все больше желающих прибывают к ним в надежде отправиться отсюда дальше, в Евросоюз. Людям помогают местный Красный Крест и ООН – так же как и боснийцам во время войны более двух десятилетий назад.

Мигранты в Бихаче

На обеспечение продовольствием Евросоюз выделил 6 миллионов евро, и эти деньги крайне необходимы – от последствий войны Босния до сих пор не очень оправилась.

Теперь страна, из которой раньше тоже бежали люди, сама должна принимать беженцев. Среди помощников есть и боснийцы, такие как Синан Шехич. С этого лета доброволец пытается облегчить участь тех, кто попал в беду.

«Каждый день здесь для меня новое испытание. В первую очередь психологическое, хотя и физическое тоже. Сейчас для нас главная проблема в том, что ранним утром с каждым днем становится все холоднее, и когда наступит зима, эта проблема встанет еще острее»
Синан Шехич, волонтер Красного Креста в Бихаче (Босния).

Мигранты в Боснии

От 500 до 600 беженцев ночуют в примитивном лагере на окраине города. 800 человек приходят каждый день за едой. Боснийский город на грани своих возможностей.

«Бихач очень маленький город. С тех пор, как сюда начали прибывать все больше беженцев, туризм сошел на нет»
Синан Шехич, волонтер Красного Креста в Бихаче (Босния).

За двадцать послевоенных лет близ реки Уна удалось создать базу отдыха, приносящую хотя и скромный, но все же доход. Любители природы могут здесь переночевать и поплавать на каяках.

Большую часть общины составляют мусульманские боснийцы. Хотя здесь все еще проживают и этнические хорваты, и сербы. Сохранять мир между враждебно настроенными группами и так довольно сложно.

В октябре будут проходить выборы. В стране все еще доминируют националистические партии. Вину за проблемы из-за наплыва беженцев они сваливают друг на друга.

«Политические партии прекрасно знают, как использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, но они не решают проблемы, просто спихивают ответственность на кого-то еще».

«Если мы будем дожидаться, пока пойдет снег, то беженцы просто нас съедят. Что я могу сказать? Ужасная ситуация».

Подобные высказывания волонтер Красного Креста Синан Шехич слышит каждый день.

С другой стороны, беженцы рассказывают еще более страшные истории. Многие скитаются уже на протяжении 4 лет, побывали у восточных соседей в Сербии в тупике Балканского маршрута.

Некоторые, как Наематуллах Вазири из Афганистана полностью деморализованы.

«Венгерская граница… много раз пытался ее пересечь, а также румынскую и хорватскую границы. Там нас, беженцев, часто избивают»
Наематуллах Вазири, нелегальный мигрант из Афганистана.

Другой беженец утверждает, что якобы хорваты так сильно ударили его по голове, что сломали его слуховой аппарат. Такие обвинения не единичны. Беженцы утверждают, что хорватские пограничники издеваются над ними и систематически их избивают.

Надо отметить, что шеф пограничной хорватской полиции претензий беженцев на счет своей конторы не принимает.

«Я думаю, в этой ситуации многое искажено, потому что кто-то хочет возложить ответственность за эти побои на хорватскую полицию. Я думаю, что эти травмы и раны – результат потасовок беженцев между собой»
Дамир Бутина, пограничная полиция, Цетинград (Хорватия).

Тем временем Абдулла и его группа отправляются в путь.

Как долго вам сейчас идти?

10 дней, минимум.

Это уже третья попытка мужчин нелегально пересечь боснийско-хорватскую границу. Знает ли Абдулла, где там мины?

Без понятия. Я же не карта местности. В опасных местах я очень осторожен, если иду впереди. Здесь пока ничего.

Абдулла и его друзья хотят в Италию, но попадут ли они туда когда-нибудь, непонятно…

По мнению Сергея Дебрера, члена Союза журналистов Германии, несмотря на громогласные заявления европейских лидеров о закрытии «Балканского маршрута», по которому в страны Западной Европы попадают нелегальные иммигранты, он продолжает исправно действовать.

Сергей Дебрер

Его организаторы оперативно приспосабливаются ко всем изменениям ситуации. К примеру, сейчас новой базой перевозчиков нелегалов стал румынский город Тимишоара.

Вспомним историю вопроса. В 2015 году Европу захлестнула невиданная со времён Второй мировой войны волна беженцев. Один из главных её ударов пришёлся на государства так называемого «Балканского маршрута» (Словению, Хорватию, Сербию и Македонию) – через эти страны нелегалы с Ближнего Востока и Северной Африки стремились попасть в богатую Западную Европу.

Дональд Туск

Этой проблеме был посвящён экстренный саммит ЕС – Турция, состоявшийся в начале марта 2016 года в Брюсселе. По его итогам председатель Совета ЕС Дональд Туск торжественно провозгласил: «Дни бесконтрольной миграции в Европу окончены. «Балканский маршрут» отныне закрыт для миграционных потоков».

Прошли полгода, и в начале сентября того же 2016-го телерадиокомпания «Deutsche Welle» констатировала:

«Контрабандисты на официально перекрытом «балканском маршруте» по-прежнему зарабатывают большие деньги на нуждающихся беженцах. Сербские контрабандисты, нелегально переправляющие беженцев в ЕС, проводят желающих до границы с Венгрией или Хорватией. На месте они подсказывают, как добраться незамеченными до установленного венграми забора, а заодно вручают ножницы для резки проволоки, чтобы можно было проникнуть сквозь это заграждение».

Спустя две недели – 24 сентября, по инициативе канцлера Австрии Кристиана Керна и канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Вене состоялся ещё один экстренный саммит – на сей раз с участием лидеров всех стран, через которые пролегает «Балканский маршрут» – Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Македонии, Сербии, Словении, Румынии и Хорватии.

Кристиан Керн и Ангела Меркель

Как отмечалось в заключительном документе того форума:

«Балканский маршрут фактически закрыт с начала марта текущего года. Однако данные Евростата свидетельствуют о росте числа лиц, запрашивающих в ЕС право на убежище. Во втором квартале их насчитывалось 305,7 тысячи человек. Из них 187 тысяч запросили разрешение на пребывание в Германии».

Прошёл ещё год, и 21 сентября 2017-го агентство «Euronews» признало:

«Официально Балканский маршрут был объявлен закрытым более года назад, но беженцы им пользуются до сих пор, чтобы осуществить свою европейскую мечту. Однако по пути они чаще всего попадают в руки преступников, а не в международные и государственные институты».

Сейчас на дворе конец сентября 2018 года. И, тем не менее, «Балканский маршрут» исправно действует по сию пору. В этом году, со ссылкой на управление Федеральной полиции Германии, газета «Welt am Sonntag» сообщила, что банды, организующие переправку в Германию нелегальных мигрантов, все чаще используют румынский город Тимишоара как отправную точку; регулярно гибнут люди.

Газета также приводит выдержки из конфиденциального доклада немецкой полиции, в котором Тимишоару называют «своеобразным логистическим центром для перераспределения и отправки нелегальных мигрантов с помощью грузовых автомобилей по Балканскому маршруту. Этот маршрут проходит из Румынии через Венгрию и дальше в Западную Европу».

Как сообщило летом 2018 года агентство «Reuters», боснийская полиция ненадолго закрывала пограничный переход с Хорватией, чтобы остановить группу мигрантов, пытавшихся через лес попасть в Европейский Союз.

«Хорватия также закрыла свои границы», – сказал тогда министр внутренних дел боснийского Унско-Санского кантона Анел Рамик на пресс-конференции в боснийском городе Бихач.

Глава Международной организации по миграции (МОМ) на Западных Балканах опубликовал видео в Twitter, на котором были сотни мигрантов, в основном мужчин с рюкзаками и детей, которые шли по лесу к пограничному переходу Малевац.

«Очень тревожное развитие событий, которое может создать обратную реакцию, это не в чьих интересах», – написал
Питер ван дер Ауваэрт, глава западно-балканской МОМ.

Впоследствии пункт пропуска возобновил работу, а полиция проводила переговоры с мигрантами, чтобы они отошли от границы.

В 2015 году более миллиона мигрантов прибыли в Европу из Северной Африки и Ближнего Востока. Через Боснию проходило относительно немного мигрантов.

В 2018 году более 7 000 человек из Азии, Северной Африки и Ближнего Востока вошли в Боснию из Сербии. Кроме того, существует другой маршрут из Греции, который пролегает через Албанию, Черногорию и Боснию в Хорватию и другие западноевропейские страны.

Власти заявили, что около 30% из них остаются в Боснии, и большинство из них размещены в центрах для просителей убежища.

Соседней с Боснией страной, как известно, является Словения.

«Пока ситуация находится под контролем. Но что будет дальне неизвестно, – считает представитель МВД Словении Боштян Шефич, – все может очень легко может выйти из-под контроля, если ЕС не предпримет адекватных мер».

Что ж, когда ситуация выходит из-под контроля, власти всех стран всегда говорят, что она находится под контролем.

Алексей БЕЛОУСОВ