В Константинополе заявили, что никогда не давали РПЦ томоса об автокефалии

Между Киевом и Москвой – конфликт не только политический, но и религиозный. Годами Киевский патриархат и Московский не могут поделить ни верующих, ни приходов в Украине.

Вселенский патриарх Варфоломей

Сейчас единственная каноническая церковь в Украине – Украинская православная церковь Московского патриархата. Но в стране есть еще две – Украинская православная церковь Киевского патриархата и небольшая Украинская автокефальная православная церковь.

Однако они до сих пор в мировом православии оставались неканоническими, пока первый среди равных Константинопольский патриархат не заявил о возможности предоставления им автокефалии – по сути, независимости от РПЦ.

Сообщив о возможности предоставления автокефалии Украинской православной церкви, Вселенский, или, как его еще называют, Константинопольский патриархат отреагировал на просьбу Верховной Рады Украины двухлетней давности.

Киево-Печерская лавра – одна из величайших святынь православия

Вселенский патриарх Варфоломей уже назначил для подготовки УПЦ к переходу на самоуправление двух представителей – экзархов. Московский патриархат расценил заявление Константинопольского патриархата как нарушение канонической территории и вмешательство в его дела.

Представитель РПЦ митрополит Илларион указал, что патриарх Варфоломей рискует перестать быть первым среди равных в православном мире.

В результате Синод отказался от общения с Константинопольским патриархатом, а патриарх Московский и всея Руси Кирилл больше не будет совершать поминовение константинопольского патриарха Варфоломея во время богослужения, что равноценно разрыву дипломатических отношений.

Вахтанг Кипшидзе

«В церковной истории не было такого, чтобы движение той или иной церкви к автокефалии, к независимости начиналось с того, чтобы легализовать раскол и таким образом усугубить те противоречия, которые существуют, в частности, на Украине» Вахтанг Кипшидзе, представитель РПЦ.

Однако Варфоломей настроен решительно, заявив (цитата): угрозы нас не пугают. Он напомнил, что некогда и РПЦ прошла через процесс автокефалии.

Греческая газета «Катимерини» цитирует патриарха Варфоломея:

Вселенский патриарх Варфоломей

«Церковь Чехии и Словакии – новейшая из автокефальных церквей, которую Вселенский патриархат провозгласил автокефальной в 1998 году. Сейчас настала очередь Украины, которая получит статус автокефалии, который, я надеюсь, надолго, несмотря на существующие реакции, и это будет потому, что это ее право, и действительно исключительное право нашего Вселенского патриархата предоставлять автокефалию всем новым православным церквям, начиная с России в 16-м веке, и чешской и словацкой, как я сказал ранее».

Не исключено, что томос – указ о признании независимости православной церкви в Украине будет принят уже в начале октября, когда состоится Синод Константинопольской церкви.

При этом предстоятель УПЦ Киевского патриархата Филарет еще в начале этого года, напомнив о 34-ом апостольском правиле, пояснил, почему Украина стремится к автокефалии.

Патриарх Филарет

«Независимо от кого? От Московского патриарха. Почему независимо? Потому что мы стали независимым государством»
Филарет, предстоятель УПЦ киевского патриархата.

Сегодня более 12 000 украинских приходов подчиняются Московскому патриархату, еще более 6 000 принадлежат двумя другим церквям – УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

Предполагается, что именно эти две церкви объединившись, и смогут получить от Константинополя автокефалию. В России опасаются, что после этого приходы Московского патриархата начнут переходить к этой церкви.

Как будет происходить этот процесс, пока не знает, судя по всему, никто. Учитывая тесное переплетение религии и власти, большинство экспертов сходятся во мнении: серьезных конфликтов не избежать.

Москва с большой неохотой отпускает Киев, в том числе и его церковь.

Патриархи Варфоломей и Кирилл, митрополит Илларион

Самая крупная православная фракция в Украине принадлежит Московскому патриархату, и среди ее участников немало желающих закончить отношения с Кремлем.

Указ о церковной вольнице называется томосом. В прямом переводе с греческого означает «кусок», и именно из-за него разразился очередной церковный скандал.

В константинопольских архивах попросту не нашли такого указа, выписанного Москве. Об этом заявил представитель Константинопольского патриархата – архиепископ Телмисский Иов.

Иов, архиепископ Телмисский Константинопольского Патриархата

«Если изучать историю православной церкви по текстам и документам, а не по созданным мифам и фальшивой историографии, видно, что абсолютно все современные автокефалии были провозглашены Вселенским патриархатом. Даже если брать историю православной церкви в России, то видим, что ее автокефалия была самопровозглашена в 1448 году, когда в Москве избрали митрополита Иону самостоятельно, без разрешения Вселенского патриархата»
Иов, архиепископ Телмисский Константинопольского Патриархата.

Архиепископ подчеркнул, что «никогда не было дано православной церкви в России томоса об автокефалии».

«В 1589 – 1590 годах вселенский патриарх Иеремия II просто нормализовал ситуацию, подняв эту кафедру на патриаршее достоинство, при том, что было разрешено московскому архиерею «называться» патриархом, при условии, что он должен поминать патриарха вселенского и считать его «как своего главу и первого», как сказано в грамоте», – отметил Иов.

14 сентября РПЦ заявила, что прекращает участие в структурах под главенством Константинопольского патриархата и прекращает поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений на фоне подготовки Фанаром автокефалии Украинской церкви.

По словам архиепископа Иова, РПЦ решилась на этот шаг ради собственных политических амбиций.

Архиепископ Иов отметил, что Украина никогда не была канонической территорией любой другой поместной православной церкви, кроме Вселенского патриархата.

Иов, архиепископ Телмисский Константинопольского Патриархата

«Киевская митрополия канонически и исторически, с момента своего создания во времена первых киевских христианских князей Аскольда, Ольги и Владимира и дальше больше 700 лет, была митрополией в составе Вселенского Патриархата. И даже после передачи в 1686 году части Киевской кафедры на подроссийских территориях во временную опеку (наместничество) московских патриархов, Украина все время оставалась канонической территорией Константинопольской церкви», – подчеркнул архиепископ.

Получается, что сама Русская православная церковь с точки зрения канонического права – структура глубоко нелегальная, и никакой автокефалии в конце 16 века она не получала. Как же так вышло?

Вероятно, получилось так же, как всегда получается все в России, когда все делается на скорую руку, все делается безграмотно и безответственно. Очевидно, Россия 16 века мало отличалась от России современной; и основные разумные шаги, которые надо было делать, сделаны на тот момент не были. Сейчас говорить об этом уже поздно.

Кирилл и Варфоломей на встрече в Стамбуле, 31 августа 2018

Сейчас стало понятно, что Константинополь, который, в отличие от РПЦ, не растворен ни в какой политике, который не занимается какими-то политическими дрязгами, махинациями, влияниями, – у которого есть время по этой причине (потому что чем им еще заняться?), – они изучают каноническое право и хорошо знают всю церковную документацию.

В какой-то момент они выяснили, что РПЦ абсолютно беззащитна канонически, что с ней можно по идее делать все, что угодно, потому что она действительно на основании правил, которые существуют у верующих, не является церковью, она так называемая «самосвятская» организация.

Александр Невзоров

«РПЦ с ее мигалками, брюхами, золотом, хамством, с ее странной тенденцией главенствовать, она, конечно, долгое время, вероятно, была серьезным бельмом в глазу, и пойти на серьезные шаги в отношении нее… потому что вы ведь знаете, христиане хорошо знали друг друга и, более того, они прекрасно представляли себе, что такое епископы. В основе всех христианско-православных историй лежат деньги, огромные суммы, влияние, недвижимость, и неслучайно II Вселенский собор в категорической форме издал запрещение епископам появляться на канонической территории другого епископа. Грубо говоря, нельзя ходить на район представителю другой группировки – сразу убьют. И здесь, хорошо зная попов, II Вселенский собор оградился от дележа, от грабительских походов одних епископов за золотом других епархий»
Александр Невзоров, журналист, публицист.

И если уже такой шаг в отношении РПЦ предпринят, если засланы в Украину канонические константинопольские епископы (причем подобраны ребята с интересными биографиями: один служил в армии США, второй когда-то арестовывался как чеченский восстанец), имеющие огромный опыт в международных проблемах и отношениях, то дело очень серьезное.

РПЦ вообще не понимает, как в такой ситуации действовать, потому что она всю жизнь пользовалась тем, что она – идеологический отдел государства, что она всегда будет этим государством прикрыта и обласкана, и ее дело только делать то, что нужно.

Крестный ход в Киеве (УПЦ КП) в связи с 1030-й годовщиной крещения Киевской Руси, 28 июля 2018 года

В этой ситуации Киев становится легальной православной церковью, а из списка 14 или 15 православных церквей РПЦ ввиду этого скандала будет, вероятно, каким-то образом изъята.

Ведь что получается. Точно так же, как вы не можете сами себя назначить священником, точно так же, какая бы ни была многочисленная группа, вы не можете сами себя назначить церковью. Делая это, вы переходите в разряд обычной секты, которая собралась и себя самопровозгласила.

С точки зрения канонического права, которое для верующих христиан является очень важной вещью, это невозможно.

И точно так же, как рукоположение, т.е. посвящение в священники, передача так называемой благодати является обязательной частью священнического ритуала приобретения особых способностей, точно так же вот эта канонизация рукоположения целой церкви, которое осуществляется через томос, это тоже обязательная часть.

Протест против УПЦ МП в Киеве, 2014 год

И коль скоро этого не было, действительно РПЦ оказывается вне закона, и с ней не смогут поддерживать евхаристическое, догматическое, да и просто туристическое общение большинство православных церквей, кроме тех, которые сами решатся на какой-нибудь непонятный бунт или тех, у которых есть сложные отношения с Константинополем.

Кроме того, можно ожидать, что после скандала с томосом от РПЦ побегут отделяться все кому не лень, например, белорусская, молдавская, финляндская, японская церкви.

Эти все церкви обязаны будут покинуть Москву, просто потому что с точки зрения этих христиан РПЦ не является церковью как таковой, следовательно и белорусы, и молдаване и все остальные просто будут обречены уйти, даже если они того не хотят, или остаться, но остаться в таком же чине самосвятов, раскольников, изолированных от всего остального православного мира. Другого варианта там нет.

Эта невинная история с украинским томосом может привести к катастрофическим последствиям для РПЦ. Хотя, что именно будет происходить сейчас, не совсем понятно.

Вероятно, РПЦ будет действовать по проверенной известной рецептуре, то есть весь мир будет объявлен еретиками, сволочами, врагами, нечестивцам, а РПЦ самоизолируется, займет круговую оборону, – короче, нас ждет уже известный спектакль.

Алексей БЕЛОУСОВ

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: