Недавно президент РФ Владимир Путин назвал Антарктиду стратегическим регионом. Обсуждаются планы по поводу того, чтобы объявить 2020 год Годом Антарктиды. Таким образом предлагается отметить 200-летие открытия Южного континента. Тем не менее, российские моржи, принимавшие участие в этом году в международной экспедиции к берегам Антарктиды, самостоятельно искали средства на поездку, привлекали спонсоров. Многочисленные ведомства, курирующие спорт, отказали им, сославшись на отсутствие денег. Не только билеты, проживание, экипировку, но и российский флаг, с которым они фотографировались, популяризируя Россию как оплот мирового зимнего плавания, они покупали на собственные средства. Так что если бы не их энтузиазм, имидж России как страны сильных духом и смелых людей, купающихся в проруби, пошатнулся бы. «Мы понимали, что Россия должна быть представлена в составе этой международной экспедиции, которая проводилась впервые. Это было важно и для России в целом, и для Тюмени – в частности, поскольку наш город за последнее десятилетие стал одним из признанным мировых центров зимнего плавания, – прокомментировал тюменский морж Андрей Агарков, который на днях вернулся из трехнедельной экспедиции, во время которой он принял участие в заплывах в ледяной воде у берегов Антарктиды и побывал в Аргентине. – Конечно, печально осознавать, что государство не поддержало нас. Участники из других стран в большинстве своем были официальными делегатами». Впрочем, главный вывод, который Андрей Агарков сделал, вернувшись из этой поездки, заключается в том, что к россиянам граждане всех стран, участвовавших в экспедиции, относятся очень доброжелательно. «Языкового барьера» в Аргентине россияне не почувствовали: выяснилось, что там проживает немало людей, которые понимают русский язык.
Экспедиция называлась ANTARCTICA “Off-the-Beaten-Track” Featuring the inaugural even, IISA ICE KM Swim. Это переводится как «Антарктида “В глушь” Первое парусное событие на борту лайнера и заплыв на 1 км в ледяной воде». Она стартовала в ноябре. В ней принимали участие в общей сложности около 120 человек из 25 стран мира. При этом лишь 14 человек решились совершить погружение в ледяную воду, принять участие в километровом заплыве. Тех, кто испытал на себе ледяные воды Антарктики было больше: многие сошли с дистанции после пробных 200-метровых заплывов.
Дело в том, что температура воды у берегов Антарктиды опускается ниже нуля градусов! Во время пробных заплывов температура была не выше -0,6 градусов, во время основного -1,5 градуса. Пресная вода при такой температуре замерзает, а соленая океаническая вода – нет. Плыть в ней очень сложно. Сама вода становится очень «тяжелой», жесткой. Кровь «застывает», кожа становится склонной к повреждениям. Всем, кто решился на погружение в ледяную воду, впоследствии требовалась реабилитация и медицинский контроль. Интересно, что многие моржи-иностранцы обращались за помощью к российскому медику.
В составе российской делегации было 4 человека. Помимо тюменского моржа Андрея Агаркова, это его коллега из Благовещенска Александр Брылин, тренер из Санкт-Петербурга Андрей Сизов и фельдшер из Благовещенска Наталья Фатьянова.
Их доставили непосредственно на Антарктиду, позаботившись предварительно о том, чтобы они не занесли с собой на одежде и обуви инородную флору. По пути лайнер, на борту которого находились спортсмены, преодолел мыс Горн, который именуют из-за опасного штормового нрава кладбищем кораблей… Участники экспедиции узнали много нового – в том числе о пингвинах, вблизи которых нельзя шуметь, иначе они могут потерять своих еще невылупившихся птенцов, неосторожно вытолкнув яйца из гнезд, а также о дельфинах, которые могут пораниться острыми льдинками, которые попадают в воду, поэтому снег за борт с лайнера не сбрасывали, а выливали в виде воды, предварительно растопив. Кстати, тренировочные заплывы проводились и во время путешествия в открытом бассейне на борту лайнера.
Заплывы в открытом океане проводились несколько дней под ряд. Первые семь смельчаков – в их числе и тюменец – прошли «ледяной километр» 23 ноября у Английской арктической станции, где круглогодично живут 3-4 человека.
Петербужец Андрей Сизов принимал участие в пробных 200-метровых заплывах, а во время основного – на 1000 метров – выступал техническим контролером и «секундомировал» своих коллег Александра Брылина и Андрея Агаркова. Они справились с дистанцией – первый проплыл свой отрезок пути за 20 минут, второй – за 25 минут.
Андрей Агарков не раз становился чемпионом мира на различных дистанциях и плавает он очень быстро, поэтому своим результатом он остался недоволен, поскольку многие из спортсменов, кто плавает медленнее его, на своих отрезках умудрялись проплыть 1000 метров за 15-18 минут. Но океанические условия тем и отличаются от стандартных. В бассейне или проруби нет течений, нет ветра и, как правило, погода не меняется молниеносно… У берегов Антарктиды все по-другому.
«Каждый из спортсменов проходил свой отрезок пути, при этом у каждого – были свои условия. Кому-то повезло плыть со встречным течением, кому-то – океан не благоволил. Когда я вышел на дистанцию, пошел снег и чувствовалось течение, которое мешало плыть. Предлагали даже закрыть соревнования и перенести завершение заплыва на следующий день, но я все-таки решил доплыть свой отрезок дистанции – пусть и в не самых благоприятных условиях. Это было важно для меня как для спортсмена, – рассказывает Андрей Агарков. – Ситуация сложных хватало. Один мой иностранный коллега, с которым я согласился плыть «вторым номером», подстраховывая его, буквально начал тонуть, хотя он – опытный морж и давно занимается зимним плаванием – просто переохлаждение было таким сильным, что ему пришлось помогать выбраться из воды. В целом, хорошие результаты продемонстрировали спортсмены из ЮАР. Эти заплывы стали историческими для нашего вида спорта – никогда прежде у берегов Антарктиды не проводились подобные соревнования».
По словам Андрея Агаркова, погружение в ледяную океаническую воду – ни с чем не сравнимо. Говорит, что после нахождения в столь холодной воде буквально каждое движение начинает отдаваться в теле болезненным электрическим импульсом.
На всем протяжении пути первопроходцы фотографировались с российскими флагами, в том числе и во время заплывов в ледяной воде у островов Антарктиды. Каждое утро у них начиналось с разминки на свежем воздухе со снегом.
До морского путешествия они побывали в Чили, а вернувшись из Антарктиды моржи-первопроходцы провели несколько дней в Аргентине, где познакомились с достопримечательностями, общались с коллегами из других стран.
«Несмотря на то, что нам часто преподносят с телеэкранов информацию о том, что якобы к россиянам мировое сообщество настроено враждебно, мы этого не почувствовали! Напротив, нас принимали очень доброжелательно. У нас были футболки и олимпийски с надписями «Россия», поэтому все знали, какую страну мы представляем. С нами охотно здоровались, старались поговорить с нами, улыбались, помогали. Интересно, что когда мы только прибыли в Буэно-Айрес, мы на одной из площадей оставили свои вещи, а потом – потеряли их, поскольку их на том месте, где мы их оставили, не было. Мы сообщили об этой проблеме таксисту. Он нам сказал: «У нас не воруют. Тем более у русских». Куда-то уехал, а через полчаса – привез наши вещи… Кто и куда их забирал, он нам не сказал. Когда мы там находились, в Буэнос-Айресе проходила встреча 20 президентов из разных стран. И на одной из площадей мимо нас проходила жена президента Франции Макрона. И я был единственным, с кем она мимоходом поздоровалась! Думаю, потому что я был в футболке с надписью «Россия». Мы отправились в экспедицию без знания английского языка, поэтому поначалу было опасение, что могут возникнуть проблемы из-за языкового барьера, на деле все оказалось проще. Среди участников экспедиции было немало тех, кто неплохо понимает русский язык, – коллеги из Польши и других стран. Они помогали нам объясниться, когда была необходимость. В целом, такое случалось нечасто – как-то удавалось находить общий язык. Непосредственно в Аргентине, как выяснилось, тоже много людей, которые отлично понимают русский язык. Есть и эмигранты. Мы встретили земляка из Нижневартовска, которые переехал в эту страну, и даже русского таксиста», – поделился впечатлениями Андрей Агарков.
Спонсорскую помощь российским моржам оказали коллеги из их клубов, которые собирали средства в поддержку экспедиции «всем миром», а также ряд предприятий. В их числе – тюменские ООО “Антикор-М” и “Транснефть-Сибирь”. Без их участия поездка не состоялась бы.
«Нам оказывают поддержку депутаты, предприниматели, но, к сожалению, пока говорить о целенаправленной государственной поддержке зимнего плавания в России не приходится, – констатирует спортсмен. – Самое сложное – это ходить с протянутой рукой, собирать деньги, просить поддержать. Особенно когда тебя не слышат. Думаю, ситуация изменится только если зимнее плавание станет Олимпийской дисциплиной».
Если позволят финансы, он планирует подготовить и отправить на антарктический заплыв в следующем году еще несколько тюменских моржей.
Андрей Агарков прибыл в Тюмень накануне, 3 декабря. Его торжественно встретили друзья и коллеги. «Официальные лица» из «департаментов» не нашли времени на то, чтобы поздравить тюменского спортсмена.
На этой неделе он примет участие в мировом чемпионате «1 World cup series Tyumen 2018», который пройдет 6-9 декабря на тюменском озере Чемпионов в рамках 7 Открытого кубка городов России по зимнему плаванию и соберет более 200 спортсменов из разных стран мира.
PARK72.RU
Фото из группы ВК «АквАйСпорт-Тюмень” – “Озеро Чемпионов”»
К россиянам отношение хорошее,это к гопнику Путину отношение плохое.
Хороший репортаж! Есть гордость за наших моржей и грусть за наших государевых мужей.