В Соединенных Штатах в штате Айова начались первичные выборы – так называемые «праймериз» и «кокусы». Айова – это штат, где с 1972 года неизменно стартует предвыборная кампания.
Если до этого о популярности кандидатов среди избирателей можно судить только по опросам социологических служб, то после Айовы становится понятной степень поддержки того или иного политика. Как правило, победивший в Айове затем становится кандидатом от партии.
Что же показали первые результаты?
Эта избирательная кампания явно останется в истории США как самая скандальная, интригующая и непредсказуемая. Уже результаты первого голосования заставили всех ахнуть от удивления.
Накануне большинство социологических опросов предрекали победу лидерам гонки: Хиллари Клинтон среди демократов и Дональду Трампу в стане республиканцев. Похоже, они и сами были уверены в безоговорочном успехе.
Во всяком случае, когда Дональд Трамп только прибыл в аэропорт города Де-Мойн, столицу Айовы, было видно, что ему явно не хватает лаврового венка.
«Дамы и господа, встречайте! Будущий президент США Дональд Трамп!»
Сойдя с трапа, эксцентричный миллиардер поехал с детьми и третьей женой, такой же красивой, как и предыдущие две, на встречу со своими сторонниками. При этом Трамп проигнорировал очередные теледебаты, за что и поплатился.
Дональд Трамп избрал для себя не совсем верную стратегию. Она была успешна на предшествующем этапе, безусловно. Стратегия заключалась в постоянном привлечении внимания прессы. Но как признали многие американские эксперты, все-таки, не пресса выбирает президента, а выбирают рядовые избиратели.
Он не выделил достаточно средств на избирательную кампанию в Айове, не проводил такой организационной работы, что называется, в поле, с избирателями, не занимался агитацией за свою кандидатуру, а решил, что он вот таким победителем на белом коне въедет в этот штат, и получил, в общем-то, по носу от избирателей.
И теперь в лидеры вырвался Тэд Круз. Ему отдали предпочтение около 28% республиканских активистов.
Дональд Трамп проигрывает примерно 3%.
А на пятки им наступает Марко Рубио, у которого всего на один процент меньше (23,1%), чем у Трампа (24,3%).
Парадоксально, но факт: когда мы говорим о результатах в Айове у республиканцев, то главным победителем считают Марко Рубио. Он занял всего только третье место. Но по результатам это близко к Трампу, и за Рубио стоят очень большие силы республиканского истеблишмента значительной части Уолт-стрит. Вот это большая на данном этапе, как мне кажется, угроза для Трампа, чем сама по себе победа Круза.
Еще более острая борьба за симпатии айовцев развернулась в лагере демократов, хотя там первое место присудили Хиллари Клинтон, но вряд ли ее победу можно назвать убедительной. Перевес составил всего 0,3%.
Вот и результаты.
За Клинтон отдали голоса 49,90% участников кокусов, а за Берни Сандерса – 49,60%.
Появление в 21 веке человека, который бы назвал себя демократическим социалистом в Америке, это феномен.
Это говорит о том, что в Америке среди избирателей существует запрос на кандидата с реальной, идеологической, идейной, политической позицией, потому что в последнее время, то, что мы видим в американской политике, это политиканство (то есть трудно сказать, что политики исповедуют какие-то реальные взгляды, они могут их часто менять). Вот это политическое лавирование, конечно, многим избирателям надоело.
А ведь в самом начале кампании рейтинг Сандерса болтался где-то у отметки в 3%, а наблюдатели сходились во мнении, что у старика Берни нет никаких шансов, потому что Америка не захочет президента-социалиста, то есть почти коммуниста. Но оказалось, что для многих американцев ужаснее «красного» в Белом доме может быть только женщина с улыбкой анаконды.
Ее не любят не только в Айове, ее не любят во многих штатах. Хиллари уже изрядно поднадоела избирателям, потому что она так давно мелькает и так давно хочет быть президентом и заявляет об этом, что уже многие устали, так же как устали от клана Бушей.
Впрочем, теперь, когда бывшие аутсайдеры выбились в лидеры, никто никаких прогнозов давать уже не спешит.
В стане демократов ситуация более-менее понятная. Борьбу за право стать кандидатом в президенты от партии продолжат только двое: Берни Сандерс и Хиллари Клинтон.
На мой взгляд, мир и Соединеные Штаты, в частности, все же склоняются в правую сторону, и у «левых» сегодня становится шансов все меньше и меньше.
В их стане нет такого единого понятного кандидата; они уже начинают менять коней на переправе, потому что Сандерс это как бы такой резервный вариант, в случае если Клинтон действительно будет уходить и уходить.
Тогда появляется Сандерс, опытный, даже, можно сказать, прожжённый политик, много лет занимающийся политической деятельностью. Но Сандерс однозначно уступит Трампу. Однозначно, потому что это уже разные весовые категории.
А вот у республиканцев тройке нынешних лидеров Трампу, Крузу и Рубио попытаются составить конкуренцию идущие им вослед Крис Кристи, Бен Карсон и Джеб Буш, хотя шансов у них почти никаких нет.
О возможности вступить в борьбу задумался и миллиардер Блумберг, но его заявление в США воспринимают с улыбкой.
Это четвертые президентские выборы, когда мы слышим, что Блумберга это может интересовать: возможность стать президентом. Он был довольно успешным, хотя, с моей точки зрения, весьма неэффективным мэром Нью-Йорка.
Он сам хвастался, что он потратил 100 миллионов своих денег, чтобы его избрали, точнее, переизбрали. Но, если ты уже являешься мэром Нью-Йорка, и плюс у тебя огромный телевизионный канал, новостное агентство «Bloomberg»…
Казалось бы, такие ресурсы! Но потратить 100 миллионов долларов своих личных денег на переизбрание – это слегка необычно.
Тем не менее, у Блумберга есть шанс.
Хиллари Клинтон грозит уголовное дело за историю с интернет-перепиской.
Выяснилось, что некоторые письма содержали государственную тайну, а часть из них была адресована даже президенту Обаме, но самое страшное: она клялась следователям, что не делала этого. А обман агента ФБР – это уголовное преступление.
Если она выбывает из игры, у демократов остается один Берни Сандерс, которому очевидно будет противостоять Дональд Трамп. И тогда разумным выбором между президентом-социалистом и президентом – эксцентричным популистом может стать Блумберг.
Впрочем, до финала президентской кампании в США еще далеко. Впереди еще четыре месяца предварительных выборов. Хотя, возможно, ситуация прояснится уже после следующих праймериз в Нью-Гемпшири.
ВИКТОР КОЛМОГОРОВ