В центре внимания всего мира на минувшей неделе оказалось решение Владимира Путина начать вывод большей части российской военно-воздушной группировки из Сирии. Это стало подлинной мировой сенсацией.
Всему свое время: время войне и время миру. Эти слова из Библии весьма точно характеризуют стратегию Владимира Путина, который на минувшей неделе принял решение о выводе войск из Сирии. Что ни говори, а время, действительно, было выбрано удачно.
Как раз на минувшей неделе возобновились полноформатные межсирийские переговоры в Женеве. Начало вывода российских Воздушно-космических сил призвано повысить шансы на успех мирного процесса.
«Мы создали условия для начала мирного процесса. Удалось наладить позитивное, конструктивное взаимодействие с Соединенными Штатами Америки, рядом других стран, с теми ответственными оппозиционными силами внутри самой Сирии, которые действительно хотят остановить войну и найти единственно возможное политическое решение конфликта» (Владимир Путин, президент России).
Президент России известен на Западе как холодный прагматик, и в Сирии Владимир Путин опять поступил максимально прагматично.
Судите сами: во-первых, число боевых вылетов авиации после объявленного перемирия резко сократилось. Отпала необходимость содержать большую ударную авиагруппу.
Во-вторых, технику нужно периодически выводить для ремонта, а личному составу требуется отдых.
И в-третьих, расстояние от Воронежа и Липецка до Дамаска не столь уж велико; для современного истребителя это всего пара часов полета.
По сути, Владимир Путин своевременно воспользовался объективно сложившейся ситуацией с максимальной политической пользой для России.
Основная часть задач выполнена. Нанесен значительный ущерб и ДАИШ, и Ан-Нусре, и всем тем террористическим группировкам, которые действуют на территории Сирии. Сирийские вооруженные силы достигли определенного военного успеха, освободили значительную часть территории.
Итогом 5 месяцев боевых действий, а за это время российские самолеты совершили более 9 тысяч боевых вылетов, стало освобождение сирийскими войсками 10 тысяч квадратных километров территории. Под контроль правительственных сил перешли 400 населенных пунктов.
У российского министерства обороны есть подтвержденные данные об уничтожении 2 тысяч боевиков. Подорвана финансовая подпитка террористов: уничтожено более 200 объектов нефтедобычи и почти 3000 бензовозов.
Боевые действия против ДАИШ сейчас продолжаются. Сирийская армия вплотную подошла к Пальмире и выбила боевиков с господствующих высот на подступах к городу.
Объявленный вывод войск не означает, что Россия полностью покидает Сирию. Значительные силы остаются в пунктах базирования Хмеймим и Тартусе.
«Если потребуется, то Россия буквально за несколько часов способна нарастить свою группировку в регионе до размеров адекватных складывающейся обстановке и использовать весь арсенал имеющихся у нас возможностей. Не хотелось бы этого делать. Военная эскалация это не наш выбор, и потому мы все же рассчитываем на здравый смысл всех сторон, на приверженность и сирийской власти, и оппозиционеров к мирному процессу» (Владимир Путин, президент России).
«Пришел, увидел, удивил», – в таком ключе решение Владимира Путина комментируют западные СМИ, перефразируя известную фразу Цезаря.
Вот лишь несколько заголовков.
«Владимир Путин уходит из Сирии победителем», – пишет The Washington Post.
«Путин – хозяин положения в Сирии», – сообщает германская Die Welt.
«Путин уходит – шах Обаме», – иронизирует итальянская Giornale.
Один из главных американских русофобов сенатор Джон Маккейн и тот признал в своем интервью, что Путин в Сирии переиграл Барака Обаму.
«У меня вопрос к уважаемому Бараку Обаме: куда тратятся деньги, если ни хваленая американская разведка, ни Нуланд с её печеньками, ни велосипедист Керри не в состоянии делать то, что от них требуется и почему мы не знаем то, что обязаны знать? Почему по всем направлениям Путин делает из нас идиотов, подрывая наработанную десятилетиями политику, а в конечном итоге и мощь Соединенных Штатов?.. Американская администрация на этом фоне проявила свою беспомощность, лишь наблюдая, как Путин пришёл, вмешался и защитил жестокий режим Асада» (Джон Маккейн, сенатор США).
Западные СМИ также отмечают, что не сбылись пророчества Барака Обамы, с которыми он выступал совсем недавно: о том, что Россия увязнет в Сирии, как в болоте, точно так же, как 30 лет назад СССР увяз в Афганистане.
И вот теперь Барак Обама в глазах и американской, и мировой общественности имеет достаточно бледный вид.
«Быстрый выход России из Сирии опровергает утверждение Обамы о том, что Путин вошел в «трясину» гражданской войны в Сирии и еще будет сожалеть об этом», – пишет американский журнал Politicо.
«Владимир Путин хотел показать всему миру, что Россия заступается за своих союзников, а также получить новые рычаги влияния на Ближнем Востоке и в Европе. Еще несколько таких «трясин», и Путин будет снова потягивать коктейли на саммите «Большой восьмерки», – пишет The Wall Street Journal.
И вообще Россия сегодня становится центром геополитического внимания. Мы первые бросили перчатку американскому диктату; мы защитили конкретное государство и его законное руководство.
Быстро был сломлен Ирак, Ливия разгромлена, в Египте был осуществлен переворот, и такой тяжеловес ближневосточной политики, как Хосни Мубарак, был свергнут, по сути дела.
А вот Дамаск во главе с Башаром Асадом выстоял. Это своего рода ближневосточный Сталинград. И вот в этом, конечно, сыграли решающую роль наши усилия, военные и дипломатические.
Вместе с тем в сирийском конфликте имеется слишком большое число сторон и противоречащих друг другу интересов. Поэтому риск того, что противостояние разгорится с новой силой, остается достаточно высоким.
Вряд ли вопрос с запуском политического процесса решен окончательно. Перемирие хрупкое, с учетом очень неоднородного состава оппозиции. Несмотря на то, что сейчас группа стран под эгидой Саудовской Аравии приветствовала решение о выводе части российской группировки с территории Сирии, дала согласие на начало политического диалога (это очень хорошие сигналы), вряд ли можно говорить о том, что неожиданности невозможны.
В эти дни основные новости будут приходить уже не из Сирии, а уже из Женевы, где на минувшей неделе переговоры по урегулированию сирийского конфликта вступили в решающую стадию.
Российские военные выполнили свою работу и получили высокую оценку президента России. Теперь судьба Сирии будет решаться за столом переговоров, и там предстоит изрядно потрудиться российским политикам и дипломатам.
Виктор КОЛМОГОРОВ
Передайте вопрос от Любы Маккейну:
зачем мощь самому демократичному, самому либеральному, самому справедливому и самому человеколюбимому государству на планете Земля?
Попрошу дать развёрнутый ответ с экскурсами в историю, доказывающими необходимость этой самой мощи.