В Польше снесут все советские военные памятники

Польские власти продолжают ускоренными темпами избавляться от советских памятников. Предполагается, что уже к июню следующего года ничто не будет напоминать полякам об освободительной роли Красной армии. Если еще недавно в Польше было пятьсот памятников советским освободителям, то уже сейчас осталось не более двухсот.

«Земля, с которой я не вернусь. Земля, на которой я погиб. Здравствуй и прощай, город».

Стихи на памятнике Благодарности солдатам Красной армии

Это о Варшаве.

Стихи выбиты в камне на памятнике Благодарности солдатам Красной армии в 1946 году (в  благодарность за освобождение страны от фашистов, уничтоживших 6 миллионов польских граждан), однако теперь от этой благодарности Польша себя освобождает. Решено демонтировать все памятники солдатам Красной армии.

Памятник Благодарности солдатам Красной армии

Этот монумент в центре Варшавы каким-то чудом еще стоит  с того самого 1946 года. Тогда в благодарность за спасенную страну его установили поляки, которые сами видели и разрушенную гитлеровцами Варшаву, и кровь погибших детей, и черный дым из труб Освенцима.

После войны таких памятников в Польше появилось очень много. Тогда поляки были действительно благодарны солдатам Красной армии.

Историка Мартина Домогалу родители воспитали именно в таком духе.

Мартин Домогала

«Я помню, когда был ребенком, бабушка водила меня сюда, в парк, много раз. Я проходил мимо этого памятника, она рассказывала мне свою историю. Бабушка пережила Вторую Мировую войну здесь, в Варшаве. История этого памятника началась как раз после окончания войны в 1946 году, когда он был очень быстро возведен. В боях за Варшаву на этом месте погибли 26 советских солдат» (Мартин Домогала, глава Европейского центра геополитического анализа, г. Варшава).

А за все время войны в Польше погибли более 600 тысяч красноармейцев. Они спасали целые города, но сейчас подлинная история здесь объявлена ложной, а солдат Красной армии многие поляки воспринимают как оккупантов.

«Польшу освободила Россия, но это имело двойственные последствия. С одной стороны, было освобождение: сотни тысяч советских солдат погибли за Польшу, но, с другой стороны, полякам Советская Россия принесла советскую оккупацию, то есть одни оккупанты сменились другими» (Анжей Мишк, житель Варшавы).

С тех пор как Польша ввела курс на обострение отношений с Россией, эта тема стала здесь очень острой. Несмотря на то, что оккупации не было, а освобожденная Польша стала независимой страной, с местом в ООН, ненависть к России возводится сейчас в ранг национальной культуры. И ненависть эту усиленно пропагандирует Институт национальной памяти.

Сергей Нарышкин

«На днях польский Институт национальной памяти обнародовал возмутительную, циничную, безнравственную программу сноса 500 памятников советским воинам-освободителям… Считаю, что не только ветеранские организации, но и историки разных стран, не говоря уже о политиках, претендующих на статус ответственных, обязаны жестко реагировать на такие проекты» (Сергей Нарышкин, спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества).

Полякам внушают, что памятники устанавливали якобы из ложного чувства благодарности под давлением коммунистов.

Многих памятников, которые по российско-польскому соглашению должны быть под охраной, уже исчезли. Они остались только в реестре военных монументов и захоронений – издании 10-летней давности.

«Эти памятники ставили по разным причинам, но из того, что написано на их плитах, следует, что это память о тоталитарном доминировании СССР над Польшей. Официально, конечно, говорилось, что это памятники в честь погибших солдат, но на самом деле они несут в себе тоталитарную и коммунистическую символику» (Адам Силик, руководитель отдела Института охраны памяти борьбы и мученичества).

В деревне Чимеш памятник 17-ти погибшим красноармейцам демонтировали прямо перед Днем Победы, 8 мая.

Погибшие солдаты освобождали деревню Чимеш и соседний город Лодзь.

Общее число узников Лодзинского гетто было доведено приблизительно до 200 000 человек. За время существования гетто там умерло более 40 000 человек от голода, тяжелейших условий труда, плохой гигиены.

Из 20 000 евреев, прошедших через Лодзинское гетто, выжили лишь 10 000. Данных по узникам других национальностей не имеется.

Центральная улица Лодзи с католическим собором Св. Духа

А за заборами гетто оккупированная Лодзь-Лизманштадт вела жизнь обычного центральноевропейского города тех времен.

Главному редактору польского еженедельника «Nie» («Нет») Ежи Урбану в 1945 году было 12 лет. Он родился в Лодзе в еврейской семье. Бойцы Красной армии спасли ему жизнь.

Ежи Урбан

«Мне очень стыдно за то, что польский шовинизм и польская русофобия дошли до такой стадии, что они воюют с памятниками. Лично я очень сожалею, так как принадлежу к людям, которым Советская армия спасла жизнь, и мне стыдно, что у националистов, которые стоят у власти, такое неумное и мелочное мышление» (Ежи Урбан, главный редактор газеты «Nie»).

Кстати, тот же Институт исторической памяти недавно провел исследование, сколько людей погибло от рук фашистов и сколько пострадало от действий Советского Союза.

Получилось, что фашисты уничтожили 6 миллионов граждан, а в результате так называемых советских репрессий пострадало 150 тысяч человек.

«Советская оккупация была менее сурова, чем нацистская – это тоже следует учесть. Это не было таким террором. Советская Россия не убивала поляков до полного истребления, поэтому я бы оставил эти польские памятники, однако эта власть снесет все памятники, они слишком ненавидят Россию» (Анжей Мишк, житель Варшавы).

Посол России в Польше Сергей Андреев намерен решительно сопротивляться войне, объявленной советским памятникам польскими властями. От бывших 500 их и так осталось менее половины.

Сергей Андреев

«Мы обратились  к нашим партнерам, фактически, по всему миру, мы стали поднимать этот вопрос в международных организациях. Понятно, что нашим оппонентам уже трудно отыгрывать назад, но, уверяю вас, они себя чувствуют очень некомфортно, потому что война с памятниками вообще, а тем более война с памятниками в честь людей, благодаря которым Польша осталась на карте и сохранилась польская нация, дело очень неблаговидное» (Сергей Андреев, чрезвычайный и полномочный посол России в Польше).

И хотя официальная пропаганда пытается представить уничтожение памятников желанием всех поляков, это далеко не так.

Это политическая решение, это политическая кампания, которая исходит соответственно с политического уровня власти. Настроения в польском обществе в целом по этому вопросу очень неоднозначные.

Не так давно польский местный телеканал проводил блиц-опрос своих телезрителей на тему: как они относятся к тому, нужно или не нужно сносить советские военные памятники?

Так вот подавляюще большинство (80%) высказались за то, чтобы памятников не трогать.

Надпись на одном из памятников

Песни «Катюша» и «День Победы» звучала 9 мая в Варшаве на мемориальном кладбище воинов Советской армии и в других священных местах.

Впервые в этом году здесь тоже прошла акция «Бессмертный полк»: 500 человек несли портреты своих героических предков.

Участвовали в акции, в том числе, и поляки: те, кто не снимает с себя благодарности за спасенную от фашистов страну, и те, кто не сдает свою память и свою совесть в угоду нынешней русофобской идеологии Польши.

Виктор КОЛМОГОРОВ