По берегам Туры. Железнодорожный вокзал на реке

Станция Тура

Когда начинаешь изучать историю Тюмени, узнаешь много такого, о чем в повседневности не задумываешься, на что не обращаешь внимание. Можно долго говорить о судьбе купца Колокольникова и рассматривать дом его усадьбы… Или рассуждать о Свято-Троицком мужском монастыре, в каком-то роде легендарном, однако неинтересном после тотальной реставрации, скрывшей всю его старину, всю летопись времён… Эти объекты расположены у всех на виду, они настолько хорошо известны горожанам и столь массово посещаются туристами, что становятся неким историческим мейнстримом. Люди ленятся смотреть по сторонам и чуть дальше привычных или навязанных им границ. А ведь куда более интересны мелочи: старые домики, дворы, улочки… И где-то здесь, в этой среде затерялась малоизвестная большинству горожан железнодорожная станция, еще не так давно являвшаяся важнейшим транспортным узлом города и всего юга нашего региона. Но ни на Пристанскую, ни на Госпаровскую улицы почти не водят экскурсии, о здешних объектах не рассказывают туристическим группам, не считаясь с тем, что район станции “Тура” и тюменского речного порта – это не просто уголок с богатой историей. Это культовое место в глазах исторически образованных людей.

Тюменский речной порт сам по себе интересный промышленный объект. И он всегда работал в тесной связке с перевалочной станцией, находившейся у него под боком. Железнодорожные пути подходили к ней через всю его территорию, а вагоны зачастую разгружали в самом порту с помощью кранов. Проходя станцию “Тюмень”, составы сворачивали влево там, где сейчас расположен так называемая автомобильная развязка “Стрела”. Одни пути заканчивались отстойником на месте, где теперь зеленеет торговый центр, другие же, проходя по противоположной стороне нынешней улицы Мориса Тореза, пересекали улицу Республики и убегали дальше к реке между улицей Профсоюзная и территорией Тюменского станкостроительного завода. Оставляя позади улицу 50 Лет Октября, железнодорожная ветка окольцовывала Загородный сад и плавно заворачивала в сторону речпорта, таким образом ограничивая с востока всю Тычковку. Здесь, на Тычковке, жизнь и работа били ключом, а там, за путями город, собственно, уже и кончался. В 80-е годы XIX века за перегоном между станциями “Тюмень” и “Пристань Тура” еще почти ничего не было.

Станция Тура. 2013

Другой исторический район Тюмени под названием Потаскуй примыкал непосредственно к пристаням и комплексу пристанционных зданий и сооружений. Как и Тычковка, это был не самый богатый и благополучный район. Все начало меняться с пуском осенью 1885 года участка железной дороги от Свердловска до Тюмени. Линия, подходившая к железнодорожной станции на берегу реки, сразу оказалась перегружена. Почти все товары, шедшие с запада страны в Сибирь, довозились до пристаней, а там перегружались на баржи и пароходы, которые шли до Тобольска и дальше. Улицы Ильинская и Пристанская превратились в оживленные городские проспекты, которые по значимости своей едва ли не превосходили улицу Царская. Потаскуй стал экономическим центром, где сосредоточились дела всей тюменской купеческой элиты.

Станция Тура. 2013

Сама станция “Пристань Тура”, приписанная к улице Пристанская, – это был и есть до сих пор одноэтажный деревянный дом средних размеров с покатой железной крышей и печной трубой. Четыре основные  комнаты для персонала и зал ожидания пассажиров. Официально станция числилась как грузовая, но людей, тем не менее, периодически обслуживала. Одно время между двумя тюменскими станциями ходили специальные пассажирские вагоны. Первым же начальником “Туры” являлся тюменский мещанин Михаил Степанович Кержанцов. В 1886 году вскоре после назначения на эту должность он переселяется в только что построенный для него дом с адресом улица Пристанская, 1 – поближе к месту службы. Кержанцов хорошо выполнял возложенные на него обязательства и сделал очень многое для процветания станции. При нем на “Пристани Тура” всегда было ухожено и чисто, а само здание содержалось в идеальном состоянии. Сегодня дом с табличкой  “Ст. Тура” на фасаде, обосновавшейся на своем месте уже после времен Кержанцова, – памятник деревянного зодчества, представляющий ценность как единственное в Тюмени станционное здание подобного типа с уникальным резным декором. Здание стоит условно заброшенным с начала 2000-х. Но перевалочная станция была расформирована еще раньше, вскоре после того как разобрали железнодорожную ветку, соединявшую “Пристань Тура” со станцией “Тюмень”. Перегон ликвидировали в 1986 году в связи с загруженностью городских улиц, через которые тот проходил. История тюменского железнодорожного вокзала на берегу Туры завершилась. ©

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU