Режиссер и драматург Алексей Нелаев о том, как снимать кино в Тюмени, реагировать на критику и чему учит Николай Коляда

Проект «Обмороженные» родился в умах тюменских режиссеров, актеров и сценаристов Алексея Нелаева и Михаила Рыжова в 2013-м году. Вскоре парни презентовали зрителям свои первые короткометражные фильмы: их отметили на кинофестивалях в Москве, Тольятти и Самаре. В конце 2016 года – года кино в России – Нелаев и Рыжов представили тюменским зрителям полнометражную картину «Не самый лучший день». «Обмороженных» из Сибири критикуют и восхваляют, называют продолжателями дела Алексея Балабанова и Юрия Быкова. PARK72.RU встретился с Алексеем Нелаевым, чтобы поговорить об искусстве кино.

— Какие фильмы ты любил в детстве?

— Тогда еще возможности выбирать любое кино не было: интернет появился позже. Поэтому я очень любил смотреть телевизор. Нравились советские комедии, пересматривал их сотни раз. Каждый просмотр открывал что-то новое. В фильме главное – его атмосферность. Даже если сюжет неубедителен, игра не очень динамичная, атмосфера может скрасить все недостатки картины. Такими были для меня фильмы про Новый год и Рождество.

— Как ты стал режиссером и каким был первый опыт съемки?

— Кроме просмотра фильмов, я очень любил и люблю читать. Родители покупали нам с младшим братом много книг, даже когда достать их было непросто. Позже я и сам начал писать. Показывал свои рассказы родителям, бабушке, друзьям, говорил, что буду учиться на сценариста… Но после школы оказалось, что более-менее близкий к желаемому вариант в Тюмени – режиссура праздников в ТГАКИСТ. Тогда решил, что стану врачом. При поступлении не хватило по баллу: подавал документы на лечебный и педиатрический. Раз все равно учиться на коммерческом отделении – то выбрал Нефтегаз.

Во время обучения я год прожил во Франции. В нашем общежитии проживали ребята разных национальностей, причем французов среди них по-моему, не было вообще. Именно с ними я снял свой первый фильм. Опыта не было никакого. Я просто написал сценарий, купил первую камеру за 200 евро, а все представления о том, каким должно быть кино — были только в моей голове. Это была история про супергероев. Часть реквизита я купил в театральном магазине, оружие нашлось у главного героя, парня-француза.

На эту камеру Алексей снял свой первый фильм

Сегодня мой главный учитель – Николай Коляда. Хоть он и говорит, что не любит кино, но многое в этом понимает и очень классно рассказывает истории. На занятиях (Алексей — студент Екатеринбургского госуниверситета театрального искусства, — прим. ред.) мы пишем сценарии и при всех читаем. Порой высказываются очень жесткие мнения. Для многих это серьезное испытание. Автор не имеет права говорить, пока все не выскажутся. Коляда учит: не важно, что вы скажете, важно – что вы поняли. Был случай, когда все раскритиковали мою пьесу, а Николай Владимирович сказал, что ему нравится. Потом эту пьесу отправили на фестиваль. Другую напротив, раскритиковал в пух и прах. Я долго думал, как это исправить. Во сне мне приснился монолог, наутро я записал его. После редактирования снова показал Коляде, и на этот раз ему понравилось. Позже пьесу поставили в театре Екатеринбурга.

Алексей во время спектакля «Фронтовичка», который поставил театр «Солнце Сибири»

В 2014 году появился ваш с Михаилом Рыжовым проект «Обмороженные». Про супергероев, насколько я в курсе, вы не снимаете. Легко нашли общий язык? Как придумываете идеи будущих роликов и фильмов?

— После первого фильма я подумал: зачем снимать про супергероев, нужно снимать про жизнь! С Мишей мы познакомились в 2013 году, когда я дал объявление, что ищу актеров для новых проектов. Мы быстро сошлись во взглядах на то, каким видим кино. Конечно, случаются споры: какой кадр выбрать, какой вариант озвучки… Мы прислушиваемся друг к другу и аргументированно объясняем, почему приняли то или иное решение. В любом случае, две головы лучше, чем одна. Сценарии будущих фильмов пишем вместе: по строчке, по странице. С названием определяемся также после совместных обсуждений.

Идеи приходят по-разному. Некоторые задумки давно сидели в голове, бывают импровизации. Однажды мы писали сценарий фильма, который пока только планируем снять. Общаемся, сказали что-то смешное. Предлагаю развить тему и записать это на камеру. Миша сходу придумывает целую историю — что приходило в голову, то и записали. Так появился ролик «Собеседование».

Алексей (слева) и Михаил на съемках короткометражки «Жан-Пьер»

— Фильмы вы тоже смотрите вместе, разбираете отдельные сцены?

— Порой да. Но не стоит это представлять так, что мы садимся и по пунктам начинаем: так, а сейчас разберем вот эту сцену! Пока монтируем — а этот процесс занимает не один час работы — смотрим фильмы.

— Как проходит ваш рабочий день, когда заняты именно съемками?

— Хорошее начало дня – приятный разговор. Сегодня это встреча с тобой, например. Поговорить с кем-то — это отличная техника: мысли приводятся в порядок, проговариваются цели на будущее, появляется мотивация, чтобы делать дела. Еще одна хорошая вещь — планирование с вечера. За ночь мозг обрабатывает наши цели на день и наутро запускает тебя словно стрелу.

Наша работа состоит из множества моментов. Это встречи, обсуждения, репетиции, съемка, монтаж, озвучание… Дома много времени занимает работа за компьютером: обработка роликов, дальнейший их пиар. Никто за нас не станет нас продвигать. Если назначена съемка, то я напоминаю по телефону группе о ее начале, спрашиваю актеров, как они подготовились к процессу. Потом мы все встречаемся. Перед съемкой обсуждаем, как и что кто будет делать, репетируем. После съемки едем на монтаж к Мише. Выбор кадров – тоже творческий процесс, вдвоем гораздо лучше это делать. В обсуждениях рождается истина. Раньше мы не особо любили монтировать, но сейчас нас поглотило это дело, стало интереснее.

Кадр со съемок фильма «Не самый лучший день»

Теперь самое трудное для нас — это озвучка. За кадром мы постоянно подсказываем что-то актерам, советуем, какое выражение лица сделать или куда встать. Поэтому приходится перезаписывать некоторые моменты, все делать заново. Во время озвучания каждый актер проговаривает фразу десятки раз. Мы их все прослушиваем, через несколько часов выбираем пятерку лучших. А уже в процессе монтажа останавливаемся на одном варианте. Чаще всего домой я возвращаюсь за полночь и наутро снова к делам.

— Как вы относитесь к критике? Не страшно нажимать кнопку «Отправить», когда выкладываете свои фильмы в Сеть?

— Конечно, люди придираются к новым именам. Но страха отправлять новые фильмы нет и никогда не было. Негативные комментарии нас радуют и ничуть не обижают. Читаем и улыбаемся: реакция есть! Некоторые комментарии даже произносить не стану. Главное — чтобы то, что мы делаем, нравилось нам самим. Понравится нам — найдется и наш зритель.

Однажды Миша выставил наш фильм «Лейтенант» в «Одноклассники». Люди тут же отреагировали: одни осуждали нас, посчитав, что мы смешали полицию с грязью. А сами сотрудники правоохранительных органов написали, что им очень понравилось. Одна женщина мне лично написала, что оценила фильм и посоветовала не обращать внимания на негативные отзывы. Мы подружились с ней, позже она даже одолжила нам форму для съемок.

Парни с юмором относятся к негативным комментариям

Вообще, люди не хотят знать о темных сторонах жизни. Говорят: зачем такое снимать, этого и так достаточно в реальной жизни! Когда вышел тот же «Бэтмен» 1989 года  — более темный, чем следующие варианты, — его долго не могли принять. Сегодня он считается классикой. Также и со многими другими фильмами. Мы смотрели проекты, которые снимают люди в других городах – Омске, Томске, Братске, Новгороде и так далее – их поддерживают горожане. Когда я выкладываю наши видео в городские группы, люди комментируют: «Позор! Очернили Тюмень!» и прочие неадекватные вещи. У нас не привыкли гордится своими. Здесь палка о двух концах. Тюмень хотят видеть благополучной, всячески поддерживать этот имидж. То, что вне формата – у нас еще не принимается.

— Как вы с Мишей открыли в себе таланты актеров? Как подбираете людей для съемок?

— Чтобы что-то хорошо сыграть, актерский талант и не нужен. Меня однажды спросили: как работать с непрофессиональными актерами? Я ответил, что разницы нет. Почему? А почему в одном фильме один и тот же актер играет хорошо, в другом плохо? У него что, плохой день или он намеренно решил саботировать фильм? На самом деле, все зависит от режиссера. Именно задача режиссера объяснить, что должен делать актер, объяснить так, чтобы он понял. Задача актера – быть открытым. Конечно, практика тоже нужна, но это уже второстепенно.

Алексей и Михаил на презентации своего фильма «Не самый лучший день» в декабре-2016

Помню, была сцена, по сюжету на меня кричит начальник. Я вспомнил самого неприятного человека в своей жизни. Представил, что он сделал хуже, чем даже было в реальности. Таким образом получились нужные эмоции.

— Каким вы видите проект в будущем? Например, лет через пять?

— Мы бы хотели заниматься только кино. Через 5 лет будем делать то же самое, но уже на более профессиональном уровне. Главное – наличие времени на нашу цель. А у кино главная цель — развлечение и польза. После просмотра люди должны что-то понять для себя, быть под впечатлением от того, что увидели.

Кристина ЕРМАК,

фото из личного архива Алексея НЕЛАЕВА и Михаила РЫЖОВА

Добавить комментарий

Войти с помощью: