Космическая одиссея. Путь на Байконур

Идея посмотреть своими глазами старт нашего космического корабля с экипажем на борту родилась в аккурат в новогодние каникулы  2015 года – пришла утром 2 января в голову и засела как заноза. Уставший от салатов и похмелья организм жизнеутверждающее воспрянул и начал гуглить. Интернет порадовал расписанием стартов – ближайший пилотируемый полет (грузовики беспилотные не интересовали) был намечен на 27 марта и огорчил ценником на турпутевки – три тысячи долларов из Москвы плюс авиапрелет в столицу и обратно из Тюмени.

Но геройские герои, как говориться, всегда идут в обход…..имея за спиной автопутешествия на собственном авто из Сибири до Испании и Хорватии и обратно я проложил маршрут в гугл картам и  был порадован гуманным расстоянием примерно в 2000 км в одну сторону. Памятуя собственный автопробег по летнему Казахстану  2013 года на рыбалку на озеро Балхаш под Алма-Атой решение созрело – еду на авто!

Но один в поле не воин,  дело за экипажем. И в фейсбук пошел первый пост с предложением о наборе команды! Комментарии запестрели отзывами – начался предварительный отбор, казалось что одним авто уже не обойтись, параллельно были найдены консультанты уже бывавшие на Байконуре самостоятельно и поведавшие о программе пребывания и возможных интересных событиях запуска.

Но мало решиться на экспедицию надо еще получить пропуск аккредитацию от принимающей стороны- космической корпорации Роскосмос, иначе не только на запуск не попадешь но и вообще в город Байконур не въедешь.

Город федерального значения Байконур это российский анклав на территории государства Казахстан взятый у него в аренду до 2050 года является закрытой территорией с режимом охраны по всему периметру и пунктами пропуска через контрольно-пропускные пункты осуществляемый сотрудниками полиции. Ни одно авто или пешеход не просочится в город без спецпропуска-допуска выдаваемого либо Роскосмосом для своих гостей или работников, либо администрацией города по приглашению проживающих там жителей.

Получить допуск возможно было либо купив турпакет на месте по 300 долларов за день, либо БЕСПЛАТНО аккредитоваться от средств массовой информации для подготовки журналистских материалов. Я конечно же выбрал последнее, так, как говорит мой коллега-редактор Рафаэль Гольдберг – «журналистика это прекрасная профессия дающая возможность удовлетворить свой собственный интерес за государственный счет…».

Таким образом круг кандидатов для отбора на поездку сузился с просто туристов до работников СМИ, или хотя бы приближенных к ним. Согласно правилам российского космического агентства на получение аккредитации за месяц до намеченного запуска были отправлены заявление шести претендентов – пять из них были удовлетворены. Буквально в последний «вагон» поезда запрыгнул мой друг блогер-фотограф Дима Изосимов. Я как то упустил в первых комментариях в ФБ его желание поехать, но он был настойчив пояснив, что космическая тема это его мечта детства и ехать на запуск должен именно он в первую очередь как победитель литературного конкурса на лучший фантастический рассказ написанный им еще восьмиклассником в 1989 году. За что Дмитрий был награжден дипломом за подписью первой женщины-космонавта планеты Земля Валентины Терешковой и нагрудным значком Центра подготовки космонавтов СССР в Звездном городке.

Забегая вперед скажу, что к моменту выезда в экспедицию 23 марта в основном экипаже нашей фото-пресс экспедиции поехали только два человека- пишущий этот репортаж Сергей Русанов и рулящий в этот момент рядом Дмитрий Изосимов, причем на его надежном внедорожнике Судзуки. Остальные три дублера отпали по причинам самоотвода, так что и называть их имена не имеет практического смысла.

Выбирали из двух предложенных навигатором маршрутов –  короткий 1600 км. по неизвестной дороге через Тюмень-Курган- Звериноголовское-Боровской-Костанай-Аральск-Байконур. Либо длинный в 2300 км. но по известным мне неплохим автотрассам через Ишим-Северный Казахстан и Астану. Остановились на первом по причине экономии времени и топлива, которое после начала экономического кризиса в России и роста курса обмена валют обходится в Казахстане в 44-45 рублей за литр бензина АИ-95-96. За один рубль сейчас дают 3 казахских тенге, а еще прошлой осенью он был 1 к 5. Воодушевленные внезапной дешевизной в России товаров казахские соседи ринулись к нам на шопинг и пользуясь единым таможенным пространством немало улучшили свое благосостояние. Всю зиму шли автоколонны купленных в России иномарок  по казахским дорогам – поведал нам инспектор ДПС из Костаная, остановивший наш экипаж за не включенный свет фар. Эта забывчивость обошлась нам в минимальный по словам полицейского штраф в 4955 тенге или 1650 рублей. C учетом 50 процентной скидки за ранее  уплату штрафа. Надо отдать должное дорожной полиции Казахстана – без причины авто с российскими номерами они не тормозят и взяток не вымогают, но если нарушение зафиксировано наказание уже неизбежно но общение проходит в позитивной и корректной форме  даже с улыбкой на служебном лице)))))

Первое дорожное происшествие ждало нас у границы России с Казахстаном у райцентра Звериноголовское Курганской области – на равнозначном перекрестке Газелька с тюменскими номерами везущая продукты не пропустила самосвал ЗИЛ и перевернулась от удара о его советскую броню. Водители не пострадали и мирно ждали инспектора ДПС который задерживался оформляя пойманного пьяного нарушителя. Пункт пропуска госграницы Убаган на 342 км. От Тюмени не доставил нам никаких хлопот – очереди не было и лишних вопросов нам не задавали. Удивил казахский пограничник с любопытством узнавший от нас что в его стране существует город Байконкур от куда стартуют ракеты…. На наш ответный вопрос где нам купить казахский полис автострахования он кивнул на закрытый ларек пояснив, что в стране праздничные выходные в честь Навруза и многие службы просто закрыты. Как же нам ехать? Мы же законопослушные граждане! – пограничник пожал плечами – штраф заплатите – ничего страшного и хитро улыбнулся…..

Огорчившись мы отъехали с километр от погранпоста и занялись художественной фото съемкой пасущихся прямо на автодороге и прилегающих полях лошадок. Причем бегали и кушали лошадки в заснеженных полях, а какали почему то исключительно на автомобильный асфальт…. За этим делом нас застал водителей нексии с курганскими номерами объяснивший что узнав о нашей проблеме от пограничников он уже съездил в ближайший поселок и привез продавщицу автостраховок на ее рабочее место за что мы ему были безмерно благодарны! Заплатив 600 рублей мы стали обладателями местного полиса ОСАГО на двух водителей на минимально предусмотренный в стране срок 15 дней. Исправно получая актуальную дорожную обстановку по рации от встречных дальнобоев продолжили свой автопробег два раза пообщавшись за сутки с дорожной полицией Казахстана – первый раз в Костанае за описанный выше штраф за езду без света фар и второй раз в селе Денисовка в связи с праздничным контролем нетрезвых водителей. За день с 6 утра до 12 ночи мы преодолели 1100 км пути 50 из которых были просто по ужасно разбитому участку между селом Денисовкой и Сахаровкой. Единственное что скрашивало наш путь это огромное количество зайчиков беляков машуших нам ушками и хвостиками в свете фар трясущихся на огромных кочках разбитой вдрызг дороги.

Окончательно выбившись из сил заночевали в псевдокемпинге поселка Комсомол где к нашему приезду свободными остались лишь две койки в общей спальне где уже похрапывал казахский дальнобойщик. Заплатив за это «счастье» по 1500 тенге  (500 рублей) с носа  мы выпили для храбрости по стакану запасенной с Тюмени бенатовской водки закусив беляшом забылись тревожным сном до 6 утра. Утром обнаружилось, что наше жилью не оборудовано даже общим душем а о существовании Книги жалоб для клиентов там вообще слыхом не слыхивали…..

Намахнув в огорченном настроении лишний круг из-за затупившего навигатора в 50 км мы позавтракали мантами в придорожной кафешке одновременно инстаграмясь благодаря купленной накануне сим карте местного оператора связи КазахБилайн передали привет коллегам в родную Тюмень и на далекую Камчатку – вот так интернет теперь продвигает народную дипломатию во всех частях света. Впереди наш ждал финальный отрезок пути в 600 км. За время которого мы познакомились с пернатым хищником орланом-стервятником который неудачно замешкался на дороге и был сбит жигули девяткой от чего птица пала смертью храбрых, а незадачливый казахских водила получил разбитый бампер, поврежденный радиатор и продолжил свой путь уже только с помощью буксировочного троса своего приятеля, но снова с бешенной скоростью….

Вскоре в Кызылордынской области к пасущимся меж снежных сугробов лошадкам присоединились стада верблюдов со стреноженными передними ногами бродящих в свободном выпасе без человеческого контроля. Пастухов мы наблюдали только у отар овец и коровьих стад. К весне такой самостоятельной кормовой базы животным видимо не хватает так как на обочинах мы наблюдали как минимум два трупа умерших лошадей на трупах которых пировали во всю коршуны-стервятники. И тут снова нам помогла радио связь с дальнобойщиками вовремя спросив в эфире про ближайшее расстояние до АЗС мы поняли что на пустом баке 200 км до Аральска нам не осилить – информативные коллеги подсказали выход свернуть и заправится в ближайшем поселке за 25 км от федеральной трассы, что нас и спасло!

За 400 километров до Байконура в городке Аральск в Казахстан пришла весна – таянье снега привело к повсеместному мини потопу и распространении последующей грязи, еще через 10 км степи обнажили полностью свою песчаную суть окончательно избавившись от снежного покрова.  Обрадовавшиеся обнажившемуся колючему саксаулу верблюжьи стада ринулись на территорию мусульманских кладбищ превратив их в собственный заповедник.

Дорога после Аральска до Торетама (казахское название Байконура) проста идеально новая НО имеет зачем то ограничения движения в 70 км в час, возможно пока просто не введена в эксплуатацию официально. К этому казахскому городку вплотную примыкает забор закрытой для посторонних российский город-космодром Байконур площадью 6717 квадратных километров. Cо своим жилым фондом,  органами муниципальной власти, объектами соцкульбыта и т. д .  Все расчеты внутри Байконура в рублях. Но об этом в моем следующем репортаже! А сегодня вечером на КПП №1 где пропуск осуществляет российская полиция нас любезно встретили представители Роскосмоса сопроводив по городским улицам пестрящим стелами и памятника космическим вехам СССР до гостиницы на проспекта Абая откуда завтра в 5 часов 40 минут мы отправимся на вывоз ракеты космического назначения (РКН) «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз ТМА-16М». Для запуска международного экипажа длительной «годовой» экспедиции –основной состав — космонавты РОСКОСМОСа Геннадий ПАДАЛКА и Михаил КОРНИЕНКО и астронавт НАСА Скотт КЕЛЛИ (США). В полной готовности и их дублеры — космонавты РОСКОСМОСа Сергей ВОЛКОВ и Алексей ОВЧИНИН и астронавт NASA Джеффри УИЛЬЯМС.

Сергей РУСАНОВ из Байконура (Казахстан)

Фото автора и Дмитрия Изосимова 

0