Тюмень в лицах. А. М. Афромеев

Алексей Максимович Афромеев родился 8 (20) февраля 1868 года в Тюмени, где и прожил почти всю свою жизнь. Он не был купцом и не занимался меценатством, как некоторые успешные предприниматели того времени, однако остался в истории как один из крупнейших книжных и газетных издателей не только Тюмени, но и всей России начала XX столетия. А началось всё с любви к музыке…

Алексей Афромеев

Прежде чем стать издателем и впоследствии владельцем крупной типографии, Алексей Афромеев работает делопроизводителем комиссии по переоценке имуществ, а затем недолгое время служит главным бухгалтером Тюменской городской Управы. В 1906 году московский музыкант, гитарист, популяризатор гитары и музыкальный историк Валериан Алексеевич Русанов передает Афромееву издание своего общероссийского журнала “Гитарист”. К тому времени Алексей Максимович уже неоднократно издавал свои авторские материалы (статьи и ноты) в различной периодике, включая журнал “Родина, и получил определенную известность как музыкальный теоретик, практик, даже композитор и аранжировщик. Будучи почитателем и активным пропагандистом гитарной игры, Афромеев на протяжении 10 лет выпускает несколько газет и журналов, частично или полностью посвященных его увлечению – сначала в сторонних типографиях, но вскоре уже в своей собственной. В 1910 году Афромеев совместно с гласным Тюменской Городской думы А. А. Благининым выкупает типографию Людмилы Высоцкой, где Благинин помимо всего прочего работал управляющим. А уже в апреле 1912 года полностью выкупает типографию, став ее единственным полноправным владельцем. В это время в Тюмени начинает выходить самый известный и популярный журнал Алексея Афромеева, разошедшийся чуть ли не по всей стране, “Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов”. Данный журнал явился обновленной и расширенной версией ранее существовавшего издания “Вестник гитариста”. Афромеев разнообразил содержание и увеличил объем своего главного журнала по многочисленным просьбам постоянных подписчиков, которые желали видеть на его страницах не только гитарную тематику и гитарные ноты, но также композиции для балалайки, мандолины и некоторых прочих инструментов. Редакция “Аккорда” славилась тем, что постоянно держала двухстороннюю связь с читателем своего издания и всегда старалась отвечать на замечания и пожелания, приходившие в ее адрес.

Газета “Ермак”. Титул первого номера

Штат типографии Алексея Максимовича Афромеева состоял из 30 человек. Еще свыше 40 человек составляли редакцию его газет и журналов, ведь Афромеев выпускал не только собственную периодику, но и печатал переводы зарубежных музыкальных изданий. Наряду со всем этим Афромеев занимался изданием торгово-рекламных и общественно-политических газет. В период с ноября 1911 по апрель 1912 года под его редакцией вышло 88 номеров “Сибирского торгового посредника”, затем преобразованного и переименованного в газету “Ермак”. Новое издание быстро снискало славу как общенародного разоблачителя и нередко являлось зачинщиком различных скандалов. Неоднократно на страницах газеты Алексей Афромеев жестко высказывается не в пользу некоторых очень известных и уважаемых современников, неоднократно критикует мецената и бывшего городского голову Андрея Ивановича Текутьева. Пришедшую в 1917-м году Великую Российскую революцию Афромеев приветствует с искренней радостью и одобрением, однако не может удержаться от разоблачительных речей и в адрес представителей новой власти. За что газету “Ермак” закрывают, а самого издателя арестовывают и ссылают на Север. Правда, ненадолго. Благодаря сыну, который вступается за него и обращается напрямую в Петроград с ходатайством о его освобождении, Афромеев возвращается в Тюмень. Он пытается продолжить свою работу, но время уже не то: нет ни былых финансовых возможностей, ни благоприятной политической среды.

Дом А. М. Афромеева весной 2016 года

Проживал Алексей Афромеев на 1-й Монастырской улице (нынешняя улица Димитрова) в довольно большом доме о двух этажах. И хотя его дом не блистал роскошью, он резко выделялся среди прочей застройки своего района, потому как имел каменный нижний этаж, выстроенный под влиянием позднего классицизма, и деревянный верхний, сложенный из мощных бревен и декорированный согласно местным традициям деревянного зодчества. Такой тип жилья на рубеже XIX-XX веков был весьма распространен в небольших провинциальных городах, но в Тюмени подобных домов строилось немного. И все они были разные, с уникальными планировками.

Внутри дома. Весна 2016

Поначалу дом Афромеева выглядит совсем не так, как в наши дни, но сохраняет свой первозданный облик только лишь при жизни хозяина. Уже после окончательного установления Советского порядка объект претерпевает определенные видовые и даже конструктивные изменения. Проводят незначительную внутреннюю перепланировку, увеличивают площадь дома за счет двухэтажного деревянного дворового пристроя. Объект превращается в обычный многоквартирный домом, в котором селятся несколько семей. К тому времени Афромеева уже давно нет в живых. 18 сентября 1920 года тюменский издатель и гитаровед умирает в Томске, куда годом ранее переезжает работать из-за окончательной потери всех своих дел в Тюмени и испытывая острую нужду. Причиной смерти послужили сильнейшая простуда и воспаление брюшины. ©

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU