Чистый воздух

Не от трудностей и опасностей обретает свою погибель современный житель мегаполисов, а от комфорта и сладкой жизни. Одним из важнейших элементов сегодняшнего комфорта является автомобиль. Но, если даже оставить за скобками страшные цифры аварий, само присутствие его в среде обитания человека несёт за собой массу печальных последствий.

«Некоторые данные из отчётов экологов:

В крупных городах большая часть вредных выхлопов (более 60%) – это выхлопные газы автомобилей.

Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам.

48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель мегаполиса.

Загрязнением воздуха обусловлено от 20 до 30% общих заболеваний горожан».

(Данные с сайта компании «Лиотех» – прим. автора)

Конечно, это цифры, удручающие своей безысходностью, но не менее удручают современное состояние умов в обществе,  направление  мыслей как государственных мужей, так и основной массы населения. А направление  таково, что о вопросах городской экологии мало кто у нас в стране задумывается. Хотя, может, и задумываются, да только воз и ныне там. Существующее положение вещей воспринимается  как нечто неизбежное. Более того, вольно, невольно, но делается очень многое,  что ухудшает состояние городской среды.

С улиц города Тюмени убраны троллейбусы по причине того, что они маломаневренны и затрудняли движение.  Может, надо было сделать так, чтоб они не затрудняли движение, а не убирать их совсем? Автобусы, пришедшие на смену им, закупаются или старые, или дешёвые и экономичностью не страдают, имея жуткий выхлоп. Хотя до этого ли, когда первоочередными стоят вопросы коммерческой выгоды?

В холодное время года стёкла в салоне таких автобусов моментально запотевают, потому что вентиляция в них практически отсутствует. Форточки и люки наглухо закрываются, и ничего другого, что бы обеспечивало приток свежего воздуха, нет.

Как-то довелось мне ехать в новеньком китайском автобусе. В салоне пассажиров было не так много, но окна были запотевшими настолько, что по стеклу вниз текли ручейки влаги. Проехав полгорода, я не заметил, чтоб воздух в салоне стал чище, а окна хоть чуточку отошли. Рассчитываясь,  спросил у водителя, почему в автобусе нет вентиляции. Тот ничего не мог больше придумать, как сказать:  «Пить меньше надо, стёкла отпотевают из-за тех, кто с похмелья мается».

Пассажирам в салонах автобусов и маршрутных такси приходится дышать тем, что выдыхают их соседи. Это, конечно, не выхлопные газы, но при определённых условиях не менее опасная среда, потому что среди болезней, распространяющихся воздушно-капельным путём,  достаточно вспомнить хотя бы о туберкулёзе, чтоб понять насколько это сёрьёзно. Кроме того, есть ещё люди, страдающие астмой и аллергией – им каково в этих душегубках?

Расширение улиц – одно из главных направлений городского строительства.  Осуществляется оно за счёт вырубки зелёных насаждений, уменьшения пешеходных зон. Конечный итог расширения – увеличение потока машин, а значит, и увеличение выбросов, усиление вредного воздействия на людей, живущих на этих улицах или просто идущих по ним.

ChISTAYa-VODA-ETO-JIZN

Но от автомобильных выбросов страдают люди не только на автомагистралях, но и внутри жилых массивов. Дворы забиты машинами. Число стояночных мест расширяется за счёт остального пространства, и делается это в угоду автомобилистам. Почему нельзя просто построить платные стоянки, запретив оставлять машины на ночь во дворах? Если судить по тем автомобилям, которыми забиты вечером все подходы к подъездам, для их владельцев это не будет накладно. К тому же будут ликвидированы «подснежники» – транспортные средства, стоящие во дворах без движения  неделями, а то и месяцами. Конечно, это же так удобно: выглянул из окна на свою «ласточку» – вот она, родимая! А то, что остальным жителям не подъехать, не отъехать, – важно ли это?

Если летом автомобили просто стоят, то зимой они ещё и интенсивно прогреваются. Это и просто автозапуск, и автозапуск, настроенный на определённую температуру. Всякий уважающий себя автомобилист, не съедет с места, не прогрев двигатель. А в лютые морозы во дворах стоит дымовая завеса, клубы выхлопных газов, расползаясь, по-хозяйски заполняют пространство – невозможно  выйти из дома, не вдохнув половину таблицы Менделеева.

В старые добрые времена, когда ещё водил ребёнка в детский сад, часто утром приходилось наблюдать такую картину: возле самого входа стоит «Волга» с работающим двигателем, родители с детьми ныряют в клубы выхлопных газов, чтобы пробраться в помещение. Водителю такси  ничего невозможно было объяснить: ему так удобно, и всё. Ему некогда ходить по аллеям,  он торопится –  на работе, но, как хороший отец, успевает завезти сына в детский сад. Он и своё чадо проводит сквозь клубы выхлопных газов, абсолютно искренне считая, что ничего в этом страшного нет.

Сегодня хорошие отцы греют свои автомобили возле наших подъездов и объяснить им, что так делать нельзя, сможет только государство. Так, как это сделано во многих западных странах, где запрещено стоять с работающим двигателем даже у своего отдельно стоящего дома.

У нас же в Тюмени – поистине  эра автомобилей! Перестраивается всё, что мешает свободно ездить на машине по городу. Но никто не думает, как ходить по этим запруженным транспортом улицам. Как пробраться из центральной части  в Заречную, или в микрорайоны. Оно и понятно: богатые люди пешком не ходят. Не для них эта убогая забава, из окна дорогого автомобиля мир видится по-другому.

Пешеход же, спешащий с работы или просто праздно гуляющий, выведен за скобки, потому как не для пеших прогулок приспосабливается ныне наша среда обитания. Всё лишнее, всё, мешающее свободному перемещению автомобилей, должно исчезнуть из городского ландшафта.

Потому и с таким трудом приживается в нашем городе велосипед, транспорт, способный  разгрузить магистрали, по крайней мере, в тёплое время года. Когда видишь велосипедиста, беззащитного, зажатого в сплошном потоке машин на пермяковском мосту, желание повторить его подвиг исчезает мгновенно.

У нас не только нет велосипедных полос и стоянок,  но и нет возможности сквозного движения через город на этом виде транспорта, помимо движения по уличным магистралям в потоке машин, где каждую секунду рискуешь оказаться под колёсами.

Можно ехать по тротуарам, что более безопасно, но на границах микрорайонов они прерываются, и ничего больше не остаётся, как выискивать потайные тропы или опять же выезжать на дорогу.

Велосипедист в нашем городе везде лишний: и на дороге, где раздражает водителей, и на тротуаре, где мешает пешеходам, и возле магазинов, торговых и спортивных центров, где ему приходится искать место, чтоб приковать своего железного коня.

Причина такого небрежения и к велосипедистам, и к пешеходам проста: нет от них проку никакого. Не то, что от автомобилистов: это и бензин, и сервис, и магазины, и ремонт, и автомойки, и стоянки, и гаражи. И везде – серьёзные деньги. А деньги в нашем мире вещь куда более важная, чем чистый воздух. Но так ли это?

Чистота – залог здоровья, гласит  пословица, хотя немного и не о том, о чём шла речь. Да и в стародавние времена, когда она появилась, разве кто-то предполагал, что воздух в городах может быть настолько загрязнённым, как сегодня? Загрязнённый воздух – залог нездоровья будущих поколений.

Неслучайно стало так много детей, больных раком. Природа мудра, даже если и ничего не совершает в ответ на бесчинства человека. Мы загрязняем воздух и сами  же его фильтруем, оставляя в себе  вредные вещества. Отсюда и 30% заболеваний горожан.

Сколько средств уходит на  их лечение – вряд ли кто считал, но это тоже деньги, и немалые. Если же мы и дальше будем увеличивать парк машин  и расширять улицы для их проезда, не достигнут ли цифры заболевающих от выбросов автомобилей критических величин?

Виктор ЗАХАРЧЕНКО

7 комментариев

  • Разве это вопрос не к городским властям?
    “Неслучайно стало так много детей, больных раком.” Есть такая статистика?
    Любая машина в нашем городе “тарахтит” в 2 раза дольше из-за плохой дорожной инфраструктуры, обилия пробок, незавершенности магистральных улиц, должного отсутствия парковок. И это уж точно вопрос к властям…

    • Фото аватара Норот:

      Ещё они тарахтят на парковках, а парковки, как теперь модно, сплошь во дворах

    • Ну-да, это же власти виноваты в том, что наши граждане могут себе позволить иметь по 2 и более автомобиля на семью. Это власти виноваты в том, что многие граждане принципиально по 15-20 мин. не глушат мотор, стоя на стоянке

  • Фото аватара может вело-лыжи для начала изобретешь?:

    вот еще один умелец, предлагает создать дорогостоящую инфраструктуру, для ее использования, всего лишь -процентов на 40 в году… и то не ВСЕМИ горожанами!

  • 40% – это немало. Кстати, вряд ли ты больше меня ходишь пешком.

    • Фото аватара где бы не... лишь да.:

      тогда построй производство -которое, только 40% в годЕ используется? и -да, за бюджетные бабки… типа -очень нужно всяческим разным, в том числе и таким -псюхам.

  • если вам кто-то скажет, что мы, русские, не предсказуемы – покажите этому человеку данное фото, так же рекомендуемой для показа иностранцам :-) :-) :-)

Добавить комментарий

Войти с помощью: