Редакцию PARK72.RU заинтересовала дискуссия на страничке во ВКонтакте специалиста отдела по развитию Тюменского драматического театра Надежды Васьковой, которая «излила душу» своим подписчикам о состоянии местной культуры.
«Лежу, болею, картинки ставлю в свой профиль, а жизнь то кипит! Театр-то не спит! Люди-то какие у нас! Прямо гордость берёт, что я с ними в «одной лодке!». Я же пережила то, что случилось с моим музеем изобразительных искусств. Я прекрасно понимаю сотрудников театра, а главное, его директора. Сергей Осинцев всегда жил, что называется, театром. Даже это дополнение в виде искусства живописи воспринимал как особенность, изюминку театра, все работало на одну копилку — театр. А его идея сделать театральную галерею из произведений искусства, подаренных художниками, вообще гениальна. Человек думал о будущем, жил мыслями о работе. И в итоге, кто работает у нас, оказывается, «не ест и не пьёт», он только виноват во всём. Слишком много сил и внимания отдано театру. Вот и виновен. Так у нас… Сидел бы тихий толстый чиновник, выпускал бы по одному спектаклю в год, получал бы зарплату и премии. Воровал бы по-тихому, делился бы с сильными мира сего. Всех бы всё устраивало. А то — мы всегда первые, мы — большие, мы — лучшие. Нехорошо, не по чину быть лучшими и вырываться из общей безликой шеренги. Как это повторяет мой путь!
По итогам своей работы в Тюменский музей (речь идёт о Тюменском областном музее изобразительных искусств — прим.ред.) приезжали лучшие музеи России, иностранные делегации художников, выставки в Третьяковской галерее, по крупнейшим российский музеям… Фаберже, который не хотели везти в Тюмень. Заработанные средства равнялись государственному финансированию. Нет. Это оказалось лишним. И начальник от культуры, топнув ножкой, заорал: «Что!? Высоко взлетела, я тебе крылья пообломаю! И сломал, и был очень доволен собой… А потом, когда неизбежность исчезновения художественного музея стала очевидна. 20 человек, дипломированных искусствоведов — невиданная, редкая профессия в Тюмени — подписали петицию несогласия с объединением музеев, их по списку всех 20 и уволили… Не нужны они стали в новом комплексе!».
А сейчас там даже этим гордятся. Дескать, вона как мы работаем, особенный у нас музей, без искусствоведов и других специалистов. Да хорошо ли это для культуры? Мы-то знаем, как это. Но театр и не музей. Люди не картинки, их в фонды не затолкаешь. Не спрячешь. Люди не будут терпеть несправедливость. И я считаю, что это правильно».
«Всё правда, Надежда Викторовна! Всё так, я тоже этому свидетель. Сколько бы прекрасных проектов было воплощено, сколько бы нового, выдающегося увидели и узнали тюменцы, но амбиции «культурного» начальства лишили их этой возможности», — пишет на странице Надежды её знакомая.
«Как все это печально… Что рушится наша тюменская культура. Я просто обескуражена происходящими событиями, так ценю в родном городе его культурную составляющую…», — сетует другая тюменка.
Напомним, ТБДТ (Тюменский драматический театр — прим.ред.) с июля прошлого года сотрясает коррупционный скандал. Так, в июле был отправлен под домашний арест его руководитель Сергей Осинцев. А в марте текущего года прокуратура Тюменской области уже направила в суд уголовное дело о хищении Сергеем Осинцевым 30,2 миллионов рублей из бюджета. Спустя неделю, коллектив театра записал видеообращение в поддержку своего директора, подкрепив своё выступление аргументами, что финансами театра распоряжалось генеральное руководство ТКТО (Тюменское концертно-театральное объединение — прим.ред.), а Осинцев не имел права подписи финансовых документов. Коммерческая деятельность была законной, доходы шли на нужды театра. Договоры на прокат спектаклей проверял экономический отдел, непосредственно подчинённый ТКТО.
Накануне сотрудники драмтеатра обратились к председателю СК России Александру Бастрыкину, к министру культуры РФ Ольге Любимовой, к губернатору Тюменской области Александру Моору, к председателю Союза театральных деятелей России Владимиру Машкову, мотивировав своё послание фактами, что это Тюменский драматический театр является одним из старейших театров России. И что, благодаря именно руководству Сергея Осинцева, он стал успешным за последние 14 лет своего существования.
В 2014 году было образовано ГАУК ТО «ТКТО» — это единственная в своём роде бюрократичная надстройка в России, которая объединила совершенно разные учреждения культуры: ДК, театр кукол, филармонию и два драматических театра из разных городов в Тюмени и Тобольске. Коллектив ТБДТ утверждает, что выдвинутые обвинения против Сергея Осинцев неосновательны, а виной всему служит «уникальная» бюрократическая структура ТКТО, которая признала себя пострадавшей стороной. В обвинении утверждается, что Осинцев обманул руководство концертно-театрального объединения, «выведя на сторону» бюджетные деньги за два коммерческих спектакля.
Люди считают, что если бы драматический театр был финансово самостоятельным, он мог бы без посторонней помощи поставить эти два спектакля, не прибегая к услугам коммерческих предприятий. Однако вышестоящей инстанцией театру было официально отказано в финансировании данных постановок и предложено найти для этих целей партнёров, что и было сделано.
Вся прибыль от продажи билетов на вышеупомянутые спектакли, которые вышли за счёт средств коммерческих компаний, поступала на внебюджетный счёт ТКТО. И уже потом, с этого внебюджетного счёта по договору, который подписывала генеральный директор ТКТО, были выплачены проценты финансовым партнёрам. Постановки оказались успешными: принесли ГАУК ТО «ТКТО» за последние два года более 14-ти миллионов чистой прибыли, а также были зачтены в выполнение государственного задания. Разве можно считать ТКТО пострадавшей стороной?
Сотрудники театра не понимают смысла обвинений, предъявленных их генеральному директору. Они задавали этот вопрос руководству ТКТО, причём много раз, но ответов не получили. Их лишь известили о том, что Сергей Осинцев уволен за «утрату доверия» 7 мая. Они просят отменить незаконное решение об увольнении Осинцева до решения суда.
Также они попросили уволить со своих должностей генерального директора ГАУК ТО «ТКТО» Веронику Кирюшину и её заместителей — Наталью Краузе с Олегом Машуковым.
Уместным будет вспомнить премьеру исторического фильма «Тобол», снятого режиссёром Олегом Урушевым по мотивам романа Алексея Иванова, которая прошла в Тюмени 16 февраля 2019 года, где Сергей Осинцев блестяще исполнил роль взяточника обер-коменданта Тобольска Карпа Бибикова. На презентации новоиспечённый губернатор Тюменской области Александр Моор заёрзал в своём кресле, когда в финальной сцене по распоряжению императора Петра I был повешен сибирский губернатор-казнокрад князь Матвей Гагарин. В титрах киноленты нескромно упоминались все члены бывшего губернатора Владимира Якушева — он сам, его пресс-секретарь — но только не бюджет Тюменской области, который оказал коммерческую поддержку фильму.
Также финансово поучаствовал в создании киноленты почётный консул Республики Корея Игорь Самкаев, где общество его школьного приятеля «ЗАГРОС-ДОМ» занималось изготовлением декораций из дерева более чем на 100 миллионов рублей. Самкаев — один из приближённых членов команды Якушева. Ближе только Александр Моор. Может, стоит нынешнему губернатору Моору всё же извлечь уроки из просмотренного им исторического повествования и понять, что не столько Осинцев нанёс вреда тюменскому бюджету, сколько члены команды его «патрона» — главного единоросса страны Якушева? Людей культуры нужно беречь, где-то понять и простить… И протянуть «руку помощи».
PARK72.RU