Черные дыры городского бюджета

В силу строгого соблюдения регламента на последних публичных слушаниях, посвященных Отчету об исполнении бюджета города Тюмени за 2013 год очень многое, что хотели донести выступающие не было произнесено с трибуны или было озвучено вскользь. Например, одна из самых злободневных тем для жителей города Тюмени – работа общественного пассажирского транспорта. В отчете она обозначена в разделе «Расходы» под статьей 0408 «Транспорт» (стр. 32-33 пояснительной записки).

Согласно пункта 4 таблицы 17 в целях повышения эффективности организации транспортного обслуживания населения в границах города Тюмени в бюджете города запланированы бюджетные инвестиции в сумме 369 028 тыс.руб. на модернизацию и техническое переоснащение ОАО «ТПАТП №1», ОАО «ТПАТП №2» путем взноса в уставный капитал акционерных обществ. Сметная стоимость работ по модернизации и техническому переоснащению транспортных предприятий составляет 369 027 тыс.руб. Исполнение бюджета по этому пункту составило 100% и наделало много шума в прошлом году, когда сначала депутаты Тюменской городской Думы Vсозыва не с первого раза приняли это решение, особенно против была прокуратура города Тюмени. Потом, уже депутаты VIсозыва при окончательном утверждении решения, принятого их коллегами, снова подняли вопрос об эффективности бюджетных вливаний в указанные предприятия при том существующем уровне критики в их адрес. В результате это вылилось в выездной день депутата в январе 2014 года, на котором генеральный директор обоих ПАТП Пискулин А.Е. озвучил удивительные цены, за которые предприятия пошили спецодежду для водителей и кондукторов и произвели ремонт кровли гаражей. Но эти вопросы уже должны интересовать правоохранительные органы и счетную палату.

Согласно п.2 таблицы 17 на организацию транспортного обслуживания населения в границах города запланировано 870 684 тыс. руб. (лизинговые платежи по договорам финансовой аренды автобусов, предоставление субсидий транспортным предприятиям в целях возмещения затрат, связанных с оказанием транспортных услуг по регулируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с муниципальными правовыми актами города Тюмени). За 2013 год произведены расходы в сумме 673 044 тыс.руб. (77%), в том числе: по компенсации затрат транспортных предприятий ОАО «ТПАТП № 1» и ОАО «ТПАТП № 2», связанных с оказанием транспортных услуг по регулируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с муниципальными правовыми актами города Тюмени, в сумме 183 940 тыс. руб., оплата лизинговых платежей произведена в соответствии с условиями договоров аренды автобусов в сумме  489 104  тыс. руб.

Ответ2

А вот этот пункт уже интереснее. Дело в том, что в городе Тюмени 12 перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. Тариф (регулируемый) установлен в размере 18 рублей. По оценкам перевозчиков и  со слов руководителя департамента финансов С.Черепановой (произнесенных с трибуны городской Думы) экономически обоснованный тариф составляет примерно 28 рублей. Чтобы пассажиры платили не 28 руб., а 18 руб., был разработан «Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием с оказанием транспортных услуг в рамках организации транспортного обслуживания населения города Тюмени», утвержденное Постановлением Администрации города Тюмени от 29.08.2008г. №117-пк. Именно руководствуясь этим порядком оба ПАТП и возместили себе ту разницу между стоимостью проезда экономически обоснованной и регулируемым тарифом в виде субсидий из городского бюджета.

А что же остальные перевозчики, работают себе в убыток? Почему не получают эти самые субсидии на возмещение затрат? А все дело в том, что порядок предоставления субсидий был прописан именно под ПАТП, ведь это как никак бывшие муниципальные предприятия, а с момента акционирования 100% акций принадлежит муниципальному образованию город Тюмень – т.е. его гражданам. Итак, для того чтобы получить субсидию перевозчик должен предоставить в департамент дорожной инфраструктуры и транспорта пакет документов, где помимо прочего обязательными являются: бухгалтерский баланс и  отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках, форма № 2), которые могут предоставить только организации, применяющие общую систему налогообложения, или общий налоговый режим.

Таким образом, перевозчики, работающие на «упрощенке» (УСН, ЕНВД), пролетают мимо получения субсидий. Но и это еще не все. Претендент на получение субсидий по специальной форме должен подтвердить, что по результатам его хозяйственной деятельности расходы превышают доходы, т.е. – что он убыточен! Если посмотреть отчеты о деятельности ПАТП, размещаемые на официальном сайте в сети Интернет видно, что даже несмотря на многомиллионные бюджетные субсидии их деятельность является убыточной из года в год. При этом основной доход составляют как раз бюджетные инвестиции, а не деятельность по перевозке пассажиров.

Не согласные с таким порядком предоставления субсидий, перевозчики обратились с коллективным заявлением в прокуратуру города Тюмени и Управление ФАС по Тюменской области. Прокуратура уже отреагировала – по результатам проверки выявлено несогласованность отдельных норм Порядка требованиям законодательства о защите конкуренции, в том числе, установление административных барьеров при реализации субъектами предпринимательства свое деятельности. В адрес главы Администрации города Тюмени направлено требование о внесении соответствующих изменений в Постановление №117-пк.

Таким образом, неисполнение расходной части бюджета города по разделу «организация транспортного обслуживания населения в границах города» на 23% или 197 640 тыс. руб. напрямую связано с тем, что ОАО «ТПАТП № 1» и ОАО «ТПАТП № 2» просто не смогли освоить «в одно лицо» заложенные в городском бюджете субсидии, по закону положенные для всех перевозчиков. А ведь закупленные на эти деньги и простаивающие сегодня в ПАТП мертвым грузом около 300 новеньких автобусов закуплены именно на эти средства. В то время как остальные городские перевозчики согласно договорных обязательств также должны обновлять свой подвижной состав. Но получается, что за свой счет и при этом работая с прибылью!

Остается надеяться, что поднятая тема по эффективности расходования бюджетных средств, в частности – по организации работы пассажирского транспорта, будет держаться на контроле городскими депутатами, ну а граждан, у которых остались не озвученными вопросы, можно будет их задать на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Тюменской городской Думы, которое состоится 21 мая 2014г. в 14.00 в Малом зале Администрации города Тюмени (ул. Первомайская, 20), вход свободный, выступление – по предварительной записи.

Сергей ИВАНОВ