Оптимизация привела к краху? Тоболяки возмущены происходящим в бывшем пединституте

Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева в 2016 году отметил 100-летний юбилей. Вуз давний, самобытный, когда-то – пользовавшийся большой популярностью у абитуриентов. В 2014 году в рамках оптимизации он был присоединен к Тюменскому государственному университету, стал его филиалом. С тех пор количество факультетов в нем было сокращено в три раза (с 9 до 3), количество кафедр – в два раза (с 16 до 8), уволено 70 преподавателей с научными званиями и большим опытом работы. Еще 40 педагогов обещают «оптимизировать» к сентябрю 2017 года. Не все тоболяки готовы аплодировать происходящему. Многие – возмущены и уверены, что вуз планомерно разрушают. Чтобы предотвратить уничтожение учебного заведения, они обратились к президенту РФ Владимиру Путину, министру образования и науки Ольге Васильевой и губернатору Тюменской области Владимиру Якушеву, разместив в сети интернет петицию. За 3 дня ее подписали более 1200 человек. После опубликования петиции состоялась встреча активистов-противников оптимизации с руководством тобольского филиала ТюмГУ, которые предлагали закрыть сбор подписей. Но активисты решили не отказываться от замысла — продолжить сбор подписей и направить обращение в Кремль.

Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева

Петицию от лица преподавателей, студентов, ветеранов педагогического труда, выпускников Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева, а также научных сотрудников, представителей общественных организаций и просто неравнодушных граждан города Тобольска разместил 13 июня в интернете тобольский активист, научный сотрудник Игорь Томилов. В пояснительной записке – достаточно объемной – перечисляются претензии к руководству.

«В 2009 году наш вуз стал педагогической академией. Поступательное развитие от учительского института до педагогической академии позволило войти в десятку лучших педагогических вузов страны. До сих пор наш пединститут обладает высоким авторитетом, достигнутым в прошлые десятилетия: здесь всегда трудился высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив. Перелом в истории Тобольской педакадемии наступил в 2013 г., когда по одному из признаков (количество студентов на зарегистрированных площадях) вуз был признан неэффективным, а в 2014 году присоединен в качестве филиала к Тюменскому государственному университету. Последние три года он является филиалом Тюменского государственного университета и фактически уничтожается, — говорится в петиции. — За прошедшие три года произошли процессы, свидетельствующие о сознательном, планомерном и стремительном разрушении учебного заведения. Под лозунгами «оптимизации» происходит объединение кафедр и факультетов. Одним из выразительных примеров является преобразование трех факультетов – исторического, филологического, иностранных языков в две кафедры. Сейчас в Тобольском пединституте осталось 3 факультета и 8 кафедр (накануне объединения с Тюменским университетом было 9 факультетов и 16 кафедр). С 2016 г. был прекращен набор в магистратуру и аспирантуру. Катастрофических масштабов достигло сокращение кадров: в настоящее время в вузе 220 работников, из них 120 профессорско-преподавательского состава. В 2016–2017 гг. было сокращено 70 преподавателей и сотрудников. Озвучен и уже осуществляется план дальнейшей «оптимизации»: до сентября 2017 г. «необходимо» сократить 40 человек. Отличительная особенность этого процесса состоит в том, что под сокращение попадают в первую очередь квалифицированные кадры с многолетним педагогическим опытом (кандидаты и доктора наук), опытные администраторы, библиотекари, технический персонал. Всех их, как правило, несогласных с проводимой Тюменским университетом политикой, вынуждают уйти «по собственному желанию» разными способами. Главными критериями квалификации педагога провозглашается не педагогическое мастерство, эрудиция, научное признание, достижения в работе со студентами, а успехи в получении грантовых средств для вуза, публикации в дорогостоящих журналах, индексируемых в базах Scopus, Web of Science и других. Уничтожается материальная база вуза: снимаются с баланса вузовские корпуса, исчезает ценное оборудование, служебный транспорт, библиотечные фонды, коллекции картин».

Игорь Томилов

Томилов сообщает, что «особая боль» коллектива института, его выпускников – историческое здание классической гимназии (корпус № 2), которое, несмотря на протесты педагогов и студентов, «руководство Тюменского госуниверситета не оставляет намерений сбросить с баланса».

По его словам, происходит фактическое сокращение зарплаты педагогов при реальном увеличении нагрузки, уничтожена система поощрений, премий, разовых выплат за научные достижения, оплачиваемых научных командировок.

«За последние годы произошло ухудшение нравственного и психологического климата в коллективе вуза. Руководство вуза поощряет угодливость и доносительство. Директор позволяет себе грубость, оскорбление профессиональной чести и достоинства педагогов, административного и вспомогательного персонала, — говорится в обращении к главе государства и министруобразования и науки. — Неизбежным следствием является падение качества преподавания, обусловленное не только вымыванием, истреблением, «отстрелом» лучших кадров, но и нестерпимой неоплачиваемой перегруженностью педагогов. Преподавателям навязываются дисциплины, не соответствующие их базовому образованию, стажу и профилю. Социальные последствия этого процесса могут стать необратимыми и нанести невосполнимый урон образованию, культуре и экономике региона. При имеющихся темпах деградации институт может превратиться в педучилище или прекратит свое существование. Школы города Тобольска и Тюменской области не будут обеспечены образованными квалифицированными кадрами в достаточном количестве. Малообеспеченные семьи города, сельской местности не смогут дать своим детям высшее образование: до недавнего времени институт был известен как социально ориентированное учебное заведение с демократическими ценами за образование».

Чего же хотят автор петиции и его единомышленники? Изменений! В частности: работать в вузе, научные школы которого создавались не одним поколением ученых-педагогов, жить в атмосфере конструктивного, доброжелательного отношения друг к другу, а не в условиях репрессий и «палочной дисциплины».

«Мы хотим, чтобы молодежь нашего города и региона получала высшее образование всех уровней, от бакалавриата до аспирантуры, в авторитетном, славящемся своими традициями, вузе города и региона, — резюмировано в петиции. — Накануне выборов Президента мы просим Вас обратить внимание на ситуацию в регионе, помочь сохранить Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, вернуть ему самостоятельный статус!»

Сразу после размещения обращения в сети, буквально через несколько часов после запуска петиции, представитель инициативной группы и модератор петиции был приглашен на встречу с директором филиала ТюмГУ в г. Тобольске Н.В. Фроловой и активом ВУЗа. Представители администрации вуза дали понять, что тоже заинтересованы в процветании пединститута и конструктивном взаимодействии. Они подчеркнули, что нужно смотреть вперед, а не довольствоваться былыми заслугами, заявив, что у университета есть планы по развитию своих структурных подразделений.

«В ходе доброжелательной беседы были подняты многие вопросы, и руководство даже выразило желание пойти навстречу: все неравнодушные были приглашены на своеобразную экскурсию по институту. Проще говоря, директор предложила показать всё, что есть у них на данный момент: образовательные программы, стандарты, правовые акты, отчеты, достижения, даже при необходимости поднять документы бухгалтерии! Более того, Н.В. Фролова была готова ответить по каждому пункту, выдвинутому в петиции. Было сказано очень много, — сообщил Томилов. – <…> Итогом встречи стала просьба руководства вуза на время прикрыть петицию, хотя бы до окончания приема абитуриентов и начала учебного года (до сентября). Мотивировалось это тем, что петиция наносит мощный удар по имиджу института в преддверии летнего набора будущих студентов. Предварительно по обоюдному согласованию была запланирована встреча руководства вуза с инициативной группой в 10.00 14 июня — приглашалась вся заинтересованная общественность! Модератор (то есть я) был единственным представителем нашей стороны и не мог принимать решение за всех: петиция наша общая и решать должны все! Поэтому сразу после окончания встречи состоялся разговор с инициаторами и авторами текста, где я изложил идеи второй стороны о ее мнении по поводу ситуации, предложениях. Единодушно было принято решение о бессмысленности такой встречи (даже вредности — осенью петиция столько уже не наберет), хотя разумеется любой желающий (за заверению директора) в любой момент может прийти и узнать обо всем, что происходит в стенах Пединститута. Так что если у кого-то возникнет желание — приходите! А нам и так всё ясно! Ведь проблема во многом именно в самом институте, и подстраиваться под всех можно бесконечно. К чему это приводит, мы прекрасно знаем: в 1991 г. похожим процессом равнодушия и подпевания было потеряно целое государство. Проблема назрела давно и очень болезненна. Это подтверждается Вашими голосами, уважаемые подписчики: ничтожная «заноза» не наберет всего за сутки почти 5 сотен голосов! А это, на минуточку, — 0,5 процента населения небольшого Тобольска. Хотя разумеется, голосовали и голосуют не только тоболяки, но и жители многих других населенных пунктов страны и даже Зарубежья — Казахстана, Швеции, Белоруссии! От лица всех неравнодушных и себя лично выражаю огромную благодарность всем Вам! Боремся дальше!»

Накануне, 15 июня, Игорь Томилов сообщил, что «после запуска петиции стали появляться неоднократные свидетельства того, что началось запугивание преподавателей и студентов Педагогического института со стороны руководства». Он также попросил присоединяться к проекту всех, кто хотел бы подписать петицию, но боится санкций и даже дал инструкцию по поводу того, как можно проголосовать, оставаясь анонимным в интернете.

В сети появились комментарии, которые оставляют представители общественности, в том числе и научных кругов.

«Коллеги! Я очень хорошо знаю, как поступают чиновники в такой ситуации. Их цель — протянуть время как можно дольше, за это время можно постепенно расправиться с несогласными, склонить на свою сторону остальных с помощью угроз, посулов и т.п. короче сделать все, что возможно для того, чтобы остаться на плаву. Предлагаю не сдаваться, идти дальше! Лучше всего — добиться встречи с Министром образования и науки РФ, а еще лучше — задать открытый вопрос Путину в эфире! К сожалению, у нас в стране работает пока только эта система контроля!»

«Я, выпускник ТГПИ им. Д.И.Менделеева. Работал в институте проректором и преподавателем с 1991 по 2012 гг. Считаю реорганизацию Института в филиал ТГУ неоправданной ошибкой! Все традиции института, его потенциал были порушены за последние три года».

«Это старейший вуз и кузница педагогических кадров для Тюменской области и в целом для России».

 Мы продолжаем следить за развитием событий.

 PARK72.RU

6 комментариев

  • гы-гЫ-ГЫ!!!
    а я все думаю, почему ни смотря на прямые указания с Кремля, что пора приводить матрешку к единому руководству, местные Ылиты управленческие, никак не могут сдвинуться с мертвой, во всех отношениях -точки?
    дык, ответ оказывается -прост… онЕ способны управлять территорией, только там -где расположена их директория!
    а чуть подальше -сплошная оптимизация…
    и куда им, в перспективе -вникнуть в проблематику северных городов, когда свои Тобольск, Ялуторовск и Ишим, ни просто не развивают, а еще и опускают донельзя!

    3+
  • vanya:

    людей может и можно понять, а с другой стороны этих вузов ведь развелось очень много, а толку мало — тысячи и тысячи безработных выпускников с дипломами. Тут нужна конкретная реформа

    1+
  • А чего вы ждали от ученого, который кандидатскую диссертацию писал на тему: «Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации по специальности 12.00.02 — конституционное право, муниципальное право».»???
    Такой человек может только разрушать!! ИХМО.

    2+
  • интересно, а фальков трудоустроит рЫбЫКашника, которого за бюджетный счет притаскивал в Тюмень, чтобы студенты мастерству заголовков учились?

    0

Добавить комментарий

Войти с помощью: