Дом с аркой

Улица Первомайская, а до этого – Голицынская. Далеко не самая старая улица города, но и не самая молодая, как может показаться. Тянется она почти на 1,7 километра через центр Тюмени с юго-запада на северо-восток, затем север. Казалось бы, что в этой улице такого примечательного? Сейчас действительно уже почти ничего. Но в истории города она останется как одна из знаковых городских магистралей, где в свое время наблюдалось сосредоточение архитектурных памятников на любой вкус и цвет, жили и работали известные купцы и прочие городские деятели.

Дом И. С. Замятина. Март 2016

Конечно, дома здесь были и за десятилетия до того, как улица стала официально улицей. Сей статус и название “Голицынская” ей присваивают лишь в 1896 году. В то время уже 10 с лишним лет существует железнодорожная станция “Тюмень”; стоит деревянный мост через овраг речки Тюменка, который пока что продолжает “по привычке” уводить дорогу, идущую от вокзала, на улицу Стриковскую (ныне ул. Крупской); чуть дальше, ближе к Царской, третий десяток лет возвышается кирпичный двухэтажный особняк, построенный городским архитектором Залиславом Егоровичем Полонским. Здесь и остановимся, дабы немного поговорить о нем. Повезло ему на порядок меньше, чем некоторым другим архитектурным памятникам в этом районе. Те дома, которым везет, обычно продолжают свое существование, они и дальше служат определенным целям на благо людей. Или даже просто стоят отреставрированные, радуя глаз. Другим же везет меньше, или же совсем не везет. Они пусты после расселения жильцов или ухода располагавшихся в них организаций, заброшены и медленно умирают, отвергнутые новым временем, в которым они оказались чужими. Судя по всему, так случилось и с домом №32 по улице Голицынской… Да, сейчас она Первомайская, но дому-то все равно. У старого больного лишь одна мысль: хоть бы успели спасти, либо как-нибудь облегчили его участь. Уж очень он устал за последние годы, что стоит как некое олицетворение преступного равнодушия местных властей к истории своего края и к отдельно взятым его объектам.

Дом И. С. Замятина. Март 2016

Осмотрим “дом с аркой”. Да, так его иногда называют. Собственно, почему нет? Он ведь действительно с аркой. Как и тогда, в 1872 году, в момент строительства здания, так и сейчас она ведет с улицы на внутренний двор. Но лишь с некоторым нюансом. Первое время, когда хозяином дома являлся мещанин Туринского уезда Иван Саввич Замятин, арка находилась ровно по центру фасада: здание имело симметричную форму из трех равных частей и было прямоугольным в плане. После Замятина, уже в ХХ веке, особняк перестраивают под жилой многоквартирный дом и расширяют за счет боковой пристройки и дворовых открылок. Дом немного удлиняется по ходу улицы, и арка смещается по фасаду чуть правее от его центра. В плане дом теперь напоминает букву “П” на коротких ножках. Так облик особняка изменился на тот, что хорошо знаком нам сегодня.

Отмеченный в 1990-м году Тюменским облисполкомом как памятник архитектуры регионального значения и поставленный на государственную охрану, дом с аркой, тем не менее, уже тогда никому не был нужен кроме самих жильцов. С 1990-х здание стоит без какого-либо ремонта и должного коммунального обслуживания. Как следствие того, серьезное обветшание уже в начале нового столетия. В 2009 году его, наконец, признают аварийным и принимаются за расселение жилых площадей. В это же время у дома сыпится крыша, в квартирах на верхнем этаже начинают обваливаться потолки, что ускоряет процесс расселения. В 2014 году в доме остается одна обитаемая квартира – во втором подъезде на первом этаже. Проживавшая там пожилая женщина неистово жаловалась на свое сложившееся положение, что было нисколько не удивительно: дом рушится у нее на глазах; стены и потолок протекают, стоит начаться дождю; в соседний подъезд, где уже нет жильцов, повадились бомжи и наркоманы; ее окна, выходящие на улицу и расположенные менее чем в метре от поверхности тротуара, то и дело разбивают пьяные хулиганы, выходящие из расположенных рядом кафе. Но пережила – и будем надеяться, благополучно. Съехав, оставила после себя лишь картонные и деревянные заслонки, которыми самостоятельно пыталась закрыть разбитые окна – не только своей квартиры, но и остальных квартир первого этажа. До последнего дня проживания в этом доме заботилась о нем, присматривала, разгоняла всех, так и норовивших попасть внутрь. Однако на объекте успели побывать и паразиты всех заброшенных домов – кладоискатели, разбивающие печи и выворачивающие полы в поисках ценной старины. И хотя печи особняка И. С. Замятина не столь красивы и интересны, как в иных случаях, они все же есть часть исторического здания.

Дом И. С. Замятина. Март 2016

С конца 2014 года дом полностью необитаем. Тишина царит внутри него, только ветер гуляет. Темно и сыро в больших просторных подвалах, сейчас уже, впрочем, частично засыпанных непонятно как и чем. Обнаружить там признаки подземного хода, который соединял подвалы особняка и здания соляного склада А. И. Текутьева уже не представляется возможным. Разве что раскопки помогут. Но стоит ли овчинка выделки? Ведь за последние десятилетия улица столько раз перекапывалась в ходе дорожных работ, а на месте соляного склада вот уж несколько лет как стоит новое большое многоэтажное офисно-производственное здание. Впрочем, существование данного подземного хода никем документально не доказано. Что касается самого дома, то и его существование в скором времени нам придется доказывать. А не хотелось бы. ©

Сергей ЕРМОЛАЕВ,

специально для PARK72.RU

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: