Gilead: В новом альбоме мы хотим сделать всё еще лучше

В Тюмени есть несколько уникальных музыкальных коллективов, и группа Gilead – одна из них. В теплое время года по собственному желанию они выступают на Цветном бульваре или на набережной Туры. Их уличные концерты под открытым небом всегда, без исключений, привлекают большое количество публики. Семеро молодых ребят собрались вместе в 2012 году, чтобы играть музыку Средневековья.  Сейчас они готовятся записать второй альбом и им нужна помощь Мира.

park_gilead

– Всё началось с фестиваля «Абалакское поле» в Тобольске, – вспоминает Павел Михалёв (он в группе играет на шотландском циттерне – старинном щипковом инструменте. – Прим. авт.). – Я ездил на фестиваль в качестве реконструктора – это был мой первый и последний опыт в этом качестве. Там я познакомился с Айдаром Аминовым и Александром Трофимовым. Они играют на волынках. У Айдара уже тогда был свой инструмент, а Саша собирался в ближайшее время тоже купить волынку. Мы начали общаться. Я в то время играл только на гитаре, но когда мы решили исполнять средневековую музыку, то я понял, что мне надо научиться игре на циттерне. Саша Трофимов учился на биофаке вместе с Александром Карамазовым, и предложил ему играть на барабане с нами. Такой состав был в самом начале. Мы собирались на биологическом факультете Тюменского государственного Университета. Первые репетиции проходили в спортзале. Это было смешно, очень гулкий зал. Тогда у нас был довольно скудный инструментарий: две волынки, гитара, большой барабан, пара флейт и какой-то бубен. В конце 2012 года к нам присоединился Паша Яркин с джембе (это такой барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи. – Прим. авт.) и Мария Хелс – она играет на арфе. Виолончелистка Дарья Барабенова единственная среди нас, у кого было классическое музыкальное образование. Все остальные самоучки.

park_%d0%bc%d0%b8%d1%85%d0%b0%d0%bb%d1%91%d0%b2

В то время ребята слушали фолк-метал-рок и одного из его законодателей – немецкую группу In Extremo. Распространению моды на такую музыку на планете способствовала компьютерная игра Gothic-I, где звучали композиции «In Extremo».

– Почему вы выбрали Средневековье?

Павел Михалёв:

– Для меня это был интересный музыкальный опыт. До этого я такого не играл: в основном рок, металл. А здесь такое погружение в древность – совсем другая атмосфера, волшебство.

Знаменательным событием, доказавшим музыкантам актуальность и востребованность их творчества, стал первый официальный концерт группы Gilead. Это произошло в рок-клубе «Шизгара» в Тюмени в 2013 году. В небольшом зале собралось тогда более 300 человек. Танцевали все.

Павел Михалёв:

– Мы поняли, что публика очень хорошо реагирует на нашу музыку, и это нас воодушевило. Наш первый альбом Thousand times мы записали в этом стиле медивал-фолк, но со своим видением, настроением, аранжировкой, нашли несколько удачных элементов. Были, конечно, сложности со звукозаписью. Но в то время проблема была не столько в деньгах, сколько в условиях. Для многих студий наши инструменты – не формат, и они не имели опыта работы с ними. 99% альбома – это аранжировки либо народных композиций, либо композиций авторских. Но одна вставочка там была моя, авторская, длится она около минуты. Это было Intro к песне Палестина, в восточном стиле. Я считаю, что альбом получился удачным, несмотря на все трудности. Там много композиций разных времен. Мы не рылись в свитках, не выискивали нот, сейчас всё есть в Интернете. На первом альбоме мы старались использовать популярные средневековые темы, которые у всех на слуху. А сейчас уже стараемся сами придумывать темы, по стилистике напоминающие средневековье.

После записи первого альбома и размещения видеозаписей выступлений на канале в Youtube для музыкантов Gilead началась концертная жизнь, их стали приглашать на фестивали: рок, этно, средневековой реконструкции. В этом году впервые они приняли участие в байк-фестивале, он проходил в Сургуте. И там их выступление прошло на «ура». Оказалось, что средневековые мелодии, исполненные в жестком стиле под аккомпанемент экзотических, старинных инструментов соответствуют даже духу брутальных байкеров.

Немногие знают, что волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом. Изготавливалась волынка из бараньей или воловьей сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу — две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. В XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна. Вероятно, на уровне генной памяти любовь к звуку волынки закрепилась и в подсознательных предпочтениях современных жителей России.

В настоящее время в России найдется 5-6 групп, которые сумели прославиться игрой в стиле Средневековья. К сожалению, такую музыку продюсеры не относят к удачным коммерческим проектам… пока.

– То есть, сейчас попса побеждает альтернативу? – спросила я у музыкантов.

– Пока да, – отвечает барабанщик Александр Карамазов. – Но мы стараемся эту тенденцию менять. И у нас уже есть достижения, – говорит он, смеясь. – Вот в Тюмени на этно-фестивале «Небо и Земля» на наш концерт приезжают столько людей, сколько не собирают в Тюмени даже раскрученные популярные артисты в залах.

park_%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b0%d0%b7%d0%be%d1%84%d1%84

У группы Gilead нет продюсера. Но они мечтают, что он появится в ближайшее время. При его наличии станут возможными поездки за границу, на европейские этно-фестивали, откуда уже приходят приглашения. Расти группе есть куда, косвенным признаком служит большая армия поклонников, состоящих в группе Gilead в социальной сети «ВКонтакте» – без малого 9 тысяч человек! Любопытный факт: творчество тюменских музыкантов распространяется далеко за пределы малой родины. Несколько лет назад Мария Хелс получила письмо, а затем и подарок из далеких Соединенных Штатов Америки. Мастер по изготовлению арф (William Rees, штат Индиана, мастерская Rees Harps) увидел выступление группы в Интернете. И создал для Марии инструмент. А недавно сообщил, что уже и вторая арфа для нее уже готова, и он ее скоро пришлет.

park_%d0%bc%d0%b0%d1%88%d0%b0

Концертная деятельность на этом витке развития группы не приносила постоянного дохода, поэтому каждый из участников группы вынужден был самостоятельно добывать средства к существованию. Ребята изначально искали такую сопутствующую работу, которая не мешала бы их творческой реализации. Александр Карамазов пишет саундтреки к рекламе и авторскую музыку. Александр Трофимов, биолог по образованию, занимается аквариумистикой. «Водный мир» приносит ему постоянный доход и не требует постоянной занятости, оставляя время для любимого занятия – музыки. Павел Яркин имеет свой личный проект Pasha Mansy, тоже пишет музыку: «Правда, пока не для коммерции, а больше для искусства». И еще дает частные уроки игры на джембе и космическом инструменте Handpan, или часто его называют «Ханг». Мария Хелс учит желающих тонкостям игры на арфе, а Павел Михалёв преподает игру на гитаре в студии «Лаборатория Звука». «Мне там очень нравится, я работаю и с детьми, и со взрослыми», – уточняет Павел. Некоторые ученики перенимают и музыкальные предпочтения своего учителя, ходят на концерты. Преподавая, gilead’цы распространяют свои взгляды на музыку. И думаю, через несколько лет, благодаря их усилиям, поднимутся “всходы” в виде новых интересных и удивительных групп, какой, без сомнения, является и сам Gilead.

park_%d1%82%d1%80%d0%be%d1%84%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2
И вот сейчас музыканты готовы записать новый альбом. А придуманные новые песни готовятся выйти в свет. Их автор Павел Михалёв делится подробностями:

– Есть и инструментальные композиции, и с текстами. Песен стало больше, больше вокала, больше нашего материала. Песни на разных языках: на латыни, на немецком. Тексты брали, в основном, из сборника стихов на латыни средних веков «Кармина Бурана». Есть песня, название с латыни переводится «Всё цветёт», песня о весне.  Мы решили записать ее на свой манер.

– Как к тебе приходят мелодии?

– Да по-разному. Вот, допустим, я был на сессии в Питере, и когда сильно загружен, то хочется иногда абстрагироваться от текучки, и я ухожу в музыку – написал там две мелодии. А бывает, что слушаю мелодию средневековую, и это просто мелодия, а у меня в голове возникает аранжировка.

– Какие особенности у средневековой музыки?

– Она должна быть не очень сложной, и в то же время красивой – и это очень тонкая грань. Хочется, всё-таки, её усложнить, применить необычные размеры. Многие фолк-исполнители играют всё буквально на одном аккорде. И мы сначала так делали, но всё приходит с опытом, хочется расти.

park_%d1%8f%d1%80%d0%ba%d0%b8%d0%bd

– А как перенести ваш драйв с концертных выступлений на альбом?

Александр Карамазов:

– Во втором альбоме мы градус драйва еще повысим, и улучшим качество звука. К этому альбому мы подойдём уже со знанием дела. Мы – не античная музыка – она спокойнее, а мы больше вкладываемся в звук, она получается как бы плотнее. У нас даже слоган есть – «Дискотека для тех, кому за 700», у нас танцевальная музыка, по большому счёту. Мы стараемся охватить большую аудиторию. Когда мы в нашей манере исполняем песни из русской попсы, то танцуют все – даже великовозрастная публика.

Павел Михалёв:

– В новом альбоме хотим сделать всё еще лучше, чем было в первом альбоме. Если это драйв, то ещё ярче. Если это медленные мелодии, то еще лиричнее. Больше своих текстов. И лучшее качество музыки. Будем выжимать из себя всё, что сможем.

– С чего начинается запись альбома?

– Выбираются песни, все тщательно репетируются. Все участники группы должны знать свои партии. Когда все готовы, мы пишемся. Собираемся на запись пригласить того же звукорежиссера из Белоруссии, который сводил и наш первый альбом. Этот человек точно знает, что и как с нами делать. В любом случае, с ним работать проще, он знает все нюансы звукозаписи наших инструментов.

– У вас уже есть песни, есть звукорежиссер, чего же вам не хватает для записи второго альбома?

– Денег. Аренда студии, зарплата звукорежиссёра. Это минимум – 250 тысяч рублей. Сейчас мы собираем деньги на краудфандинге, площадка Boomstarter.

Пока на счету половина необходимой суммы, но очень рассчитываем, что в ближайшее время нас поддержат те, кому нравится наше творчество. Тем более, что краудфандинг – это же не просто сбор средств, а в определенном смысле предоплата за нашу работу. Мы берем ответственность и к определенному сроку обязуемся прислать человеку новый альбом.

Краудфандинг остается одной из самых удобных и доступных форм поддержки творческих начинаний. Этим способом пользуются не только начинающие музыканты, но и такие гранды отечественного рока, как группа «Алиса». Благодаря людям, новые композиции Gilead зазвучат на радость многим.

Музыканты просят передать благодарность всем, кто уже внес свой вклад в запись нового альбома.

Лара НЕКРАСОВА,

фото Андрея Черных и из архива группы «Gilead»