Медвежья вечёрка

175386_b744d3f3ff20 (1)

Из окна вертолёта МИ-2 вначале пути (маршрута) от Увата до Демьянки на сопках хорошо просматриваются белые свечи берёз с вишнёвым обрамлением кроны и статные нежно-салатные стволы осин, затем пошли болота с проступающими моховыми кочками, пересечёнными чёткими линиями просек. Время от времени за окном иллюминатора мелькали небольшие озерки, отделённые друг от друга гривками с хвойными и лиственными деревьями. Вскоре пошла зона леса с преобладанием хвойника и мелких, очень извилистых речушек, впадающих в Демьянку. Река Демьянка – одна из пяти самых крупных по водоносности рек юга Тюменской области (после Иртыша, Тобола, Тавды и Туры) – названа в честь остяцкого князя Демьяна. Длина – 1 159 км, площадь бассейна – 43,8 тысячи кв.км. До Ярсино лететь примерно часа полтора.

Мы летим по приглашению Семёна Ивановича Ярсина к ханты в стойбище Ярсино на медвежью вечёрку. В составе группы: оператор А. Емелёв, фотограф И. Лупашко, сотрудники районного музея «Легенды седого Иртыша» Л. Телегина и О. Бронникова.

Очень давно, когда люди не умели ещё добывать огонь, жил медведь вместе с отцом за облаками и, видя оттуда землю, менявшую свой наряд с белого на зелёный, думал, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле, добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу над ним. Медведь не внял предупреждениям отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев-охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

Медведь для северных кочевых народов не просто сильный и свирепый зверь. Это хозяин тайги, сосед, старший брат и охотник. Ненцы, ханты, манси почитают его издревле. В финно-угорских странах считается, что Медведь – Сын Бога-Торума, по одной из легенд из любопытства, спустившийся на Серединную Землю к людям. Люди, не узнав, случайно убили его и только потом поняли, что Он их Родственник, Брат, Друг. Поэтому к Медведю всегда относятся не как к зверю, а как к Сыну Божьему, почитают его, уважают, любят.

Охотники перед тем, как убить зверя, совершают особый ритуал, чтобы очистить и вернуть душу медведя небесному отцу.
В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник» или «медвежьи игры». Он приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. На Демьянке этот праздник называется медвежья вечёрка.

Вторая форма праздника сохраняется на Демьянке и сейчас. Медвежью вечёрку – поминки – ханты обязательно справляли раньше над каждым убитым медведем. Эти обряды и сейчас проводятся ими, но только в том случае, если «братец» не оказался «нечистым», то есть виновником гибели человека. Бесспорным доказательством виновности считается присутствие в желудке зверя клубка человеческих волос. Мясо нечистого медведя обыкновенно сжигается.

Если нет возможности справлять вечёрку непосредственно после охоты, убитого медведя убирают в холодный амбар, где он и лежит до удобного случая. Семён Ярсин убил медведя ещё в ноябре прошлого года, и вот мы прилетели к нему на праздник. С его слов, последняя медвежья вечёрка справлялась примерно лет  десять назад, и проводил её отец Семёна. Как правило, она справляется четыре дня по медведице и пять дней – по медведю. Для нас был подготовлен сокращенный вариант праздника.

В просторной избе Семёна собрались все участники праздника, жители Ярсино: жена Семёна Ивановича Елена и его тёща Анастасия Семёновна, брат Павел с дочерью Зоей, сестра Мария, сестра Елены Прасковья с сыном Юрием.

В комнате очень холодно, так как открыто полностью окно, чтобы не было запаха. В простенке между окнами установлен «священный» стол, сделанный к этому важному событию, на котором лежит медвежья голова со шкурой, накрытая саком (халатом). На голове лежит шкура выдры и три яркие полоски из бисера, на носу – четыре полоски шириной от двух до восьми сантиметров. У носа расположена специальная деревянная планка. На глазах лежат монеты. Лапы украшены полосками бисера и бусами. Поверх шкуры уложены маленькие туесочки из бересты. Стол обрамлён двумя стенками (перегородками) из тонких реек. К одной из них прикреплена ветка кедра. Перед медведем установлен стол с угощением. На трёх тарелках лежат хлеб, печенье, а около них стоит кружка с горячим чаем. Около стола на полу лежат пять реек, которые будут использоваться во время проведения вечерки. На кровати недалеко от стола лежит старинный национальный музыкальный инструмент наркас-юх.

Обряд начался ровно в 16:00. Семён, одетый в ярко-зелёный сак, расшитый бисером, в чирки из тонкой, хорошо выделанной оленьей шкуры с узорами, окрашенными корой лиственницы в коричневый цвет, в рукавицы из оленьей шкуры с прорезью для рук, с берестяной маской на лице и с большой яркой шалью, накинутой на голову, начал будить хозяина тайги (медведь не должен видеть лицо и руки человека, иначе он будет мстить ему за свою смерть). В течение 20 минут ведущий дёргал за цепь с колокольчиком и пел песню, посвящённую медведю. В ней он рассказывал хозяину леса о том, что уже солнце встало, птицы запели свои песни и люди проснулись, и что ему уже тоже пора вставать.

После окончания песни Семён с Павлом отодвинули стол с угощением от «священного» стола. Затем старший брат Семён снял украшения с головы зверя и взял в руки чашку с жиром и смочил им голову и расчесал её специальным гребнем, а после этого убрал бисерные украшения с лап и проделал то же самое, а затем уложил всё обратно. Мужчины поцеловали медведя в голову, а старейшая женщина поцеловала нос и лапы зверя. Затем стол с едой поставили на место, вплотную к медведю.

Семён, облачившись в новый наряд, сменив шаль, продолжил представление. Его пение сопровождалось богатой мимикой и жестикуляцией, а сам поющий надевал особую берестяную маску и переодевался при исполнении каждого номера, меняя платки, шали, нырики, саки. Петь песни может всякий, кто имеет к этому способность, в том числе и женщины. Но в данном случае пели братья Ярсины Семён и Павел. Во время пения один из них по очереди отмечал число спетых песен, делая нарезки на длинной палке, медвежьем посохе, изготовленной для этой цели. Вечером хозяйка дома убрала утреннее угощение от виновника торжества и поставила на стол жареную рыбу, кедровые орешки, сушёное мясо и свежий хлеб. После этого хозяйка исполнила вечернюю песню, в ней пелось о том, что наступил вечер, засыпают звери и птицы, и пора на покой и ему, хозяину тайги. В первый день было исполнено 26 песен, они продолжались от двух–трёх до 30-40 минут.

На следующий день обряд начался в 8:15. Снова была исполнена утренняя песня. Песни исполняются, как сказал Юрий Усанов, племянник Елены, на старом языке. Он, владея языком ханты, с трудом понимает содержание сценок и песен. Даже Семён Иванович не в состоянии был перевести некоторые исполненные им песни. Он помнит их с детства, те, которые исполняли его отец и дед. Раньше на празднике исполнялось от 300 до 500 песен. Семён говорит, что он помнит песен 50, а на самом деле исполнил вместе с братом 102 песни. В основном он очень артистично исполнял их сам. На медвежьей вечёрке звучат песни и сказы сатирико-юмористического содержания из охотничьей жизни, осмеиваются хвастовство, неудачный промысел, несообразительность, то и дело изба оглашается дружным смехом. В одной из песен говорилось о том, как их деды перебрались с реки Юган на реку Демьянку и обосновались здесь.

Участникам предоставляется возможность импровизации, неожиданных сценок, острых шуток – они-то и придают ту злободневность, которая соединяет древние обряды с сегодняшней жизнью.

Был проведён сокращённый вариант праздника, т.е. трижды в течение дня будили и усыпляли медведя, что приравнивается к трём дням. В промежутках исполняли песни и разыгрывали сценки. Пятый день начался в полночь и продолжался до 8 утра. Представление снова началось с пробуждения медведя, а затем зазвучали песни и разыгрывались сценки. В 5 часов в комнату зашли три женщины, двое мужчин в саках и платках и подпрыгнули одновременно, изобразили танец уток (соксунов). Потом Павел и Юрий начали сражаться четырьмя палками, показывая действие во время охоты. Затем на улице женщины начали изображать возню утят. После этого Павел, облачившись в вывернутую шубу, выступил в роли филина, а брат выступил в роли охотника, и они разыграли сценку о птице, повторяющей слова охотника. Через несколько минут Павел уже изображал журавля: он сбросил тарелки с едой, раздвинул рейки на перегородках, поклевал лапы, сбросил украшения и вытащил монеты из глаз медведя (животного). После этого журавль удалился.

Ведущий приводит медведя в порядок, смазывает лапы жиром и расчёсывает голову. Вплотную пододвигается стол. Затем Семён принес три кушп (похожие на берестяные туески) и положил на шкуру зверя, а рядом сложил маски, сак. Семён принес большой пук сухой травы тимофеевки. Павел разложил траву дорожкой к «священному» столу и покрыл её узкой длинной белой тканью, прикрепив одним концом к столу. Анастасия поцеловала морду и лапы у сына бога. Ведущий принес угли и стал окуривать медведя, сопровождая свои действия небольшой речью и ударами палок друг о друга.

Перед концом представления Семён Ярсин в течение часа исполнял «Прощальную песню», где поведал о том, что видел и слышал медведь на вечёрке. В завершение обряда в комнате появляется ворона (в его же исполнении), откидывает сак и переворачивает голову. Присутствующие здесь «актёры» бросают в птицу палки, и ворона улетает.

После того как обряд закончился, каждый из присутствующих пытался узнать, каким у него в этом году будет промысел. Для этого поднимают медвежью голову. Кто поднимет её легко, у того и промысел будет хорошим, а кто с трудом – у того плохим. Как правило, убитого медведя делят на части, варят и едят, чем и заканчивается вечёрка. Но в нашем случае этого не произошло, так как зверь был убит ещё в прошлом году.

Из какой дали времён и стран пришёл этот таёжный карнавал? Может быть, он родствен белорусскому празднику «комоедицы», на котором крестьяне, нарядившись в вывернутые наизнанку шубы, исполняли ритуальный танец, подражающий движениям просыпающегося от зимней спячки медведя? Или весеннему медвежьему празднику древних греков «комедией» («комос» по-гречески – «медведь»), к которому, как считают, восходят и славянские «комоедицы», и современное название – «комедии»? А может быть, он уводит к древнейшим ритуалам, происходившим в священных «медвежьих» пещерах времен палеолита? Ведь культ медведя возник на заре человечества как культ возрождения всего живого, и, вполне вероятно, что медвежьи ритуалы неандертальцев, схожие в деталях с культом медведя у сибирских народов, – это вообще первые праздники человека.

Л.А. ТЕЛЕГИНА,

фото О.В. Бронниковой

9 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: