Наверное, много кто из нас замечал, что в Тюмени аптеки расплодились, как грибы после дождя, но «невидимая рука рынка» не спешит усмирить кусающиеся цены на лекарства. О том почему так происходит, как экономить на медикаментах и почему в соседних аптеках цены на одинаковые товары могут отличаться в разы, за этими и другими вопросами наш корреспондент PARK72.RUобратился к депутату Тюменской областной Думы Сергею Мореву, который много лет занимался аптечным бизнесом, и он раскрыл секреты рынка и сделал прогнозы на будущее.
– Вопросов накопилось очень много. Во-первых, сразу хочется спросить: откуда такой разброс цен в аптеках на лекарство. Мало того, что аптеки гнездятся порой по несколько штук в одном доме, так еще и наценки отличаются друг от друга в разы на один и тот же препарат. Во-вторых, государство вообще следит за ценами?
Препараты делятся на две группы: ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) и все остальные. У первой категории идет очень строгое регулирование и есть жесткое ограничение по наценке. А многие препараты были зарегистрированы пять лет назад по цене. Проблема в чем? Сейчас ряд таких средств начал попросту вымываться из этой группы и производители их просто не продают. Потому что зарегистрированная цена, по которой ты можешь продавать за пять лет превысила себестоимость. Это просто неинтересно продавать и их стали убирать. Ты же не можешь сбывать товар, условно, если он обходится тебе в 120 рублей, а ты обязан продать его за 100.
Это одна ситуация. Есть еще и второй момент. Есть ограничения по наценке, а что-то регулирует просто рынок: настойки, мази, крема и так далее. Но очень жесткая конкурентная среда, когда мы видим по семь аптек на расстоянии в сто метров. Это говорит о том, что рынок просто перенасыщен, он уже в зрелой стадии. Мое мнение, что скоро будет происходить консолидация, и она уже идет большими шагами. Останутся пять-семь федеральных сетей.
По поводу больших цен в аптеках.
Первое. Разные цены зависят от условий закупа. Большие сети имеют возможность покупать дешевле, а у маленьких – таких преференций нет. Крупным игрокам дают серьезные скидки: за размещение, продвижение и объем. Такие бонусы влияют на ценообразование.
Второе. Когда мы видим товар в одной аптеке дешевле в полтора раза, чем в соседней, это не значит, что кто-то наценивает. Есть такая ситуация зачастую: популярный препарат может продаваться либо по себестоимости или в убыток себе как рекламный ход. Например, в период гриппа антивирусное лекарство могут продавать даже ниже закупочной цены. Это является способом привлечения клиентов. У нас самый популярный препарат продается дешевле всего в городе. Когда человек приходит за ним, редко он покупает только его, как правило покупают набором на пять-семь наименований: витамины, капли в нос, может быть лечебный чай и так далее. Естественно ты набираешь на объеме за счет дополнительных покупок. Еще и от этого разброс цен.
– Все равно дорого. Но ведь кажется, что должна работать «невидимая рука рынка» и жесткая конкуренция… может быть дело в иностранных препаратах? Какой процент сегодня на прилавках зарубежных и отечественных лекарств?
В самый корень зрите! Да, когда мы говорим, что мы находимся под санкциями, с кем-то боремся, надо понимать: до сих пор количество средств российского происхождения и зарубежного колеблется в соотношении 30 на 70. Еще Буквально семь лет назад эта пропорция была на уровне 20 на 80 в пользу иностранных. То есть 65-70% рынка лекарственных препаратов заграничного производства. И здесь еще надо понимать, что два года назад доллар стоил 30 рублей, а теперь он стоит больше 60 рублей. Понятно, что прошел лаг временной, это занимает полгода, когда со складов вымываются остатки и заменяются новым товаром. Естественно все препараты в прямой пропорции роста курса доллара отражают рост цен.
– Получается цена будет дальше расти?
Я думаю, что через полгода будет еще дороже. А так как люди никогда не откажутся от того чтобы есть и от того чтобы лечиться. Это последнее на чем будет закрыто потребление. Соответственно мы видим, что зарплаты остались на прежнем уровне, а затраты смещаются в сторону самого необходимого – медикаменты и продукты.
– А местные производители? Неужели ничего не производим. Или есть хоть какое-то производство основных медикаментов?
Стандартный ассортимент средней аптеки – это примерно 5-7 тысяч препаратов. У нас есть местный производитель в лице химфармзавода и сейчас запустили долгострой – бывший «ЮграФарм», сейчас он оживает, слава Богу. Но ассортимент завода 25-35 позиций, это капля в море. Если рассматривать всех российских производителей, то мы придем к той же пропорции 23-30%. Например, производство отечественного инсулина только-только запустили. Его один завод делает. А весь мировой рынок инсулина держат всего три иностранных фирмы.
– Хорошо с этим разобрались.А как экономить потребителю? Прежде всего, конечно, не болеть, но если уже случилось?
Надо понимать, что существуют лекарства, которые состоят из одного и того же активного действующего вещества. Допустим есть аспирин, а есть аспирин «Байер» немецкий. Он стоит условно 200 рублей, а российский 30 рублей. А показания к применению у них одни и те же как и состав.
Это, кстати, сейчас и происходит: переход людей с более качественных зарубежных препаратов, на российские, у которых бывают похуже параметры.
И таких препаратов много.
– Сейчас многие боятся, что таблетки и препараты мало того, что дорогие, так еще и контрафактные. Как обстоят дела с поддельными лекарствами?
Очень преувеличенная проблема. Ее как таковой нет. Почему? Оптовый рынок медикаментов держат пять дистрибьютеров из них 4 с иностранным участием. У каждого порядка 80-140 млрд рублей годовой оборот. Никто из них не будет портить репутацию и иметь проблемы. Это слишком большой бизнес, и он контролируется государством насквозь. Я сомневаюсь, что доля контрафакта в аптеках может превышать даже один процент. Это все надумано.
– Хочется спросить про фармацевтов. Если столько аптек, где берут такую армию специалистов, за прилавками абы кого же нельзя ставить?
Да, абсолютно верно. Берут в том числе и из других городов. Это в том числе тоже влияет на ценообразование. Из-за дефицита зарплаты росли, а в Тюмени людей мало: в год выпускает местный факультет по 30-35 специалистов, но этого не хватает.
– Сколько если не секрет зарплата у фармацевта?
От 25 тысяч рублей до 40 или 50 у заведующего аптекой.
– Каких изменений на рынке приходится ждать в будущем?
Раньше был очень простой вход в этот бизнес. Берешь помещение, ставишь полочки, а лекарства на реализацию тебе могут дать в рассрочку. А сейчас очень жесткая конкуренция и этот бизнес из-за этого становится низкодоходным. Рынок будет сжиматься. Я думаю, что в ближайшие пять лет произойдет тоже самое, что и в других сферах. Например, на рынке бытовой техники. Сколько фирм сейчас в стране продает ее? Да три-четыре крупных компании и все.
– Для людей-то это хорошо или плохо?
Главное, чтобы не одна компания на рынке была, чтобы не терялся конкурентный момент.
А вообще надо заниматься здоровьем, профилактикой, делать зарядку и закаливаться. Экономия будет прямая и для бюджета тоже.
P.S. По запрошенным данным PARK72.RU у Росздравнадзора, сегодня в Тюмени аптечным бизнесом занимается 199 юридических лиц, а количество торговых точек растет. Что касается поддельных медикаментов, то чиновники подтверждают слова собеседника. «Контрафактной продукции у нас не выявлено вообще. В течение пяти лет не было ни одного случая. Этой проблемы нету», – заявили нам в надзорной организации.
Кроме этого, в конце ноября на тюменском форуме, посвященном контрактной системе в сфере государственных закупок заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Дмитрий Готовцев заявил, что его ведомством в 2015 году был зафиксирован резкий рост несостоявшихся государственных закупок по лекарственным препаратам и «пришлось срочно менять отдельные нормы».
«Начали смотреть в чем дело, изучать и поняли, что оказывается, в связи с тем, что рубль упал по отношению к мировым валютам, а даже российские препараты производятся зачастую из иностранных компонентов, себестоимость выросла соответственно. Многие дилеры уже не могли работать за ту надбавку в пределах зарегистрированной цены, – пояснил он. – Значит надо было менять норму, которая отменяла бы оптовую надбавку. Такую поправку внесли, которая говорит, что если цена за лот выше определенной цены, то тогда надбавку применять нельзя».
В заключение стоит добавить, что ранее активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели в октябре 2016 года общественный мониторинг, в ходе которого выясняли наличие и стоимость льготных лекарств в аптеках 82 субъектов РФ. Изучение ситуации показало, что обеспеченность лекарственными средствами льготных категорий граждан со времени прошлогоднего мониторинга изменилась в лучшую сторону: 79% проверяемых препаратов были доступны для получения по рецепту. Однако общественники сделали вывод, что в общественные пациентские организации по-прежнему поступают жалобы на отказы в выдаче самих льготных рецептов. Остается и проблема длительного оформления заявок на обеспечение региона лекарствами и их дальнейшей закупки.
Екатерина ЖУРАВЛЕВА,
фото автора
кудЫ вложить честно наворованные долларЫ при их биржевом скачке в разы? да чтоб сохранить приумножить, не сильно отсвечивая… дык в импортные закупки с беспроблемной реализацией по логистике, транспортным, хранению и самому входу в рынок. вот и развелось помывочных! что даже местному консультанту -мандат подкинули? а-У корепанов и ежи с ним, погорели иль нет в биржевых спекуляциях и кудЫ ушли вложениями?