Он вернулся. Теоретически. Рецензия на «Терминатор: Генезис (2015)»

Постер

Терминатор: Генезис (2015). «Terminator Genisys» (original title)

Directed by Alan Taylor

“Темный зал. Фильм начинается. На экране появляются знакомые вещи. И ты чувствуешь уважительное отношение к первым двум картинам”. Так начинает говорить о «Terminator Genisys» после его просмотра James Cameron в своем видеоинтервью. Создателю оригинальной дилогии о киборгах из будущего увиденное нравится. А понравилось ли оно нам? Больше да, чем нет. Но здесь много разных нюансов, различных “за” и “против”. Прежде чем разовьем тему, стоит кое-что уяснить. «Terminator Genisys» – 5-й фильм франшизы. И первым или вторым он не может быть никак. Хотите, чтобы Alan Taylor вдруг стал Кэмероном из 1980-х? Этого не будет. Время идет, все меняется. Спустя 30 лет третье продолжение оригинальных “Терминаторов” не может, да и не должно быть таким же, как они. И если бы люди, наконец, заучили эту простую истину, не пришлось бы ни рот кривить, ни разочаровываться.

Старый Т-800 нападает на молодого Т-800

Когда James Cameron отказался от дальнейшего развития своей франшизы, а все права на идею фактически подарил продюсеру Gale Anne Hurd, стало ясно, что потянуть ее может не каждый.  И дело тут не столько в гениальности Кэмерона как режиссера, сколько в том, что новые “хозяева” бренда решили нажиться на нем и стали крутить им, как вздумается. Ни Jonathan Mostow, ни выбранный ими под каким-то дурманом McG не дали нам в сумме и половины того, что дал отец-основатель. Оба постановщика даже и не пытались подражать атмосфере и стилистике первых двух частей, желая создать что-то свое, что-то новое. В принципе, они и не скрывали этого. Видимо, игнорирование того факта, что “Терминатор” имеет свою определенную философию, которая не потерпит вольных трактовок и бездумных отступлений, и сыграло против вышедших в 2003-м и 2009-м годах продолжений. Что касается нынешнего случая, то Alan Taylor и его сценаристы подошли к делу иначе. Нельзя сказать, что сработано идеально, однако режиссер комикс-ленты “Thor: The Dark World”, а также некоторых ключевых эпизодов сериалов “The Sopranos”, “Boardwalk Empire” и “Games of Thrones” сделал максимум от себя зависящего. Попытка повторить структуру картин Кэмерона, привнеся в их вселенную много нового и расширив ее границы кратно, не гениальна, но почти удачна. Получается одновременно и приквел, и сиквел, и спин-офф в одном флаконе. Мы видим сцены, которые знаем наизусть еще с детства. Сцены, переснятые кадр в кадр с актерами, до чертиков похожими на тех, что были тогда. Начинает казаться, что фильм Тэйлора прерывается, и нам показывают отрывки старой картины. В какой-то момент сюжет внезапно сворачивает в иное русло, и начинается совершенно другая история. Проследить связь между отдельными фрагментами новой истории о временных петлях, альтернативном прошлом и постоянно варьирующемся будущем поначалу кажется непросто. Но Тэйлор умело и почти незаметно увязывает между собой все детали так, что в итоге мы получаем вполне себе смотрибельное кино.

Молодой Т-800 так и не успевает отобрать одежду у панков-хулиганов

После премьеры «Terminator Genisys» люди, как это почти всегда бывает, разделились на два лагеря: тех, кому фильм не очень или вовсе никак, и тех, кто остался вполне доволен и ничего резко отрицательного сказать не может. Или просто не хочет в силу каких-то личных причин. Причисляя себя ко вторым, тем не менее, хочется отметить, что несмотря на довольно-таки неплохой, цельный сюжет (в кои-то веки), к “Генезису” есть вопросы по некоторым отдельным моментам. Например, по актерам. Конечно, Emilia Сlarke довольно милая, красивая, и мне она нравится, но не ей следовало быть Сарой Коннор. А вот другая звезда “Игры престолов” Lena Headey в свое время очень даже неплохо смотрелась в роли матери спасителя человечества – ведь помните сериал «Terminator: The Sarah Connor Chronicles» 2008-09 годов? И да, если уж пошел разговор об актерском составе, то нельзя не сказать пару слов о том, кто здесь главный. Arnold Schwarzenegger неоднократно обещал вернуться и, наконец, сдержал свое слово. Он по-прежнему шикарен в образе Т-800, в своем, пожалуй, главном образе за всю карьеру киногероя. Его фирменные фразы, та самая кожаная куртка, сдержанные, но уверенные движения, поднятый вверх большой палец – все, что было когда-то, повторяется вновь. На фоне Шварца остальные как минимум не дотягивают до своих ролей, не доигрывают, не кажутся теми, кем пытаются быть на экране. Оно и неудивительно: когда Джеймс Кэмерон придумал Терминатора, он видел на месте киборга-убийцы исключительно молодого, здорового бодибилдера, с которым не так давно познакомился, но в котором увидел большой задел на будущее. Роль была написана специально под него. И теперь мы понимаем, что решение Кэмерона сделать Терминатором “железного Арни” стало одним из самых успешных и верных режиссерских решений в истории кинематографа.

Сара Коннор, Т-800, Кайл Риз кое-что задумывают…

Когда эйфория от просмотра проходит, а она проходит достаточно быстро, начинаешь понимать, что эффекта взорвавшейся ядерной бомбы “Генезис” не произвел. Но его создатели  умело сыграли на добрых воспоминаниях зрителя, вызвав ностальгию по старым фильмам и персонажам. Этот ход помогает сгладить кое-какие неровности, и в целом работа Алана Тэйлора оставляет приятные впечатления. Как итог – неплохой летний экшн с любимым героем детства и отличным заделом на продолжение перезапущенной саги. Не больше – не меньше. А станет ли блокбастером – покажет время. ©

Оценка фильма: 6/10, или чуть выше среднего.

Специально для “Парк72.ру” – Сергей ЕРМОЛАЕВ

0