Скандал с «украденной» картиной в Тюмени уладили «дешево и сердито»

Обидеть тюменского художника Юрия Рыбьякова, чью картину без спроса унесли с выставки, приуроченной к его 75-летию, и  преподнесли в качестве подарка на церемонии инаугурации губернатору Ямала Дмитрию Кобылкину, как выяснилось, не хотели. Заместитель директора департамента культуры Тюменской области Мария Москвитина заверила корреспондента PARK72.RU, что странная история с вечерним изъятием картины действительно имела место быть и произошла из-за недоработки сотрудников Музейного комплекса им. И.Я. Словцова, которые несвоевременно выполнили делегированные им полномочия и не согласовали сделку с художником. Сейчас вопрос урегулирован. Сегодня утром, 7 октября, договор о покупке картины был подписан художником, а средства – перевели. Допустивших оплошность обещали наказать, сделать огрвыводы и в дальнейшем не допускать подобных нарушений. Сам художник хоть и подписал договор, но суммой, обозначенной в нем, не вполне доволен. Говорит, что пошел навстречу властям, не стал спорить, но картина, которую у него забрали, чтобы передать в ямальский музей, стоит на порядок дороже. «Мне, конечно, приятно, что мою работу преподнесли в качестве подарка, но хотелось бы, чтобы такие вопросы заранее согласовывались и обсуждались», — говорит Юрий Антонович.

«Директор департамента культуры Тюменской области принесла художнику извинения за сложившуюся ситуацию. Она отметила, что картины Юрия Антоновича Рыбьякова действительно составляют «золотой фонд» живописи Тюменской области. И теперь одна из его работ пополнила фонды Ямала, — пояснила корреспонденту PARK72.RU Мария Москвитина. — 30 сентября договор с художником о покупке картины было поручено оформить сотрудникам музея для дальнейшей передачи по договору дарения окружному музею им. Шемановского в Салехарде. Отметим, что вопрос о передаче картины в музей был предварительно согласован с художником. При этом сотрудники музея некорректно отработали тему заключения договора с художником. В настоящее время все отношения оформлены и вопросы приобретения картины «Салехард. Речной порт» урегулированы: заключен договор, сумма, согласованная с Юрием Антоновичем по договору, передана художнику в оплату за картину. Решение о выборе картины художника Рыбьякова в качестве подарка было принято в связи тем, что этот художник в своем творчестве очень широко запечатлел тему Ямала. Выбор был определен в пользу полотна, написанном гуашью, «Салехард. Речной порт». Данная картина находилась в это время на экспозиции в музее ИЗО на персональной выставке художника, посвященной его 75-летнему юбилею. К виновным сотрудникам тюменского музея будут применены соответствующие меры наказания».

1009633

Напомним, 30 сентября в Музее ИЗО открылась персональная выставка Юрия Рыбьякова. Вечером того же дня, примерно в 21.00 в музей пожаловали чиновницы — директор департамента культуры Тюменской области Юлия Шакурская и директор Музейного комплекса Наталья Хвостанцева, которые вызвали директора музея ИЗО, чтобы снять залы с сигнализации, и срезали — без присутствия ответственных хранителей фондов — три экспонированные картины художника с пояснением, что они нужны в качестве подарка губернатору. Затем две из них («Новый Уренгой» и «Салехард осенью») вернули. 1 октября Владимир Владимирович Якушев преподнес картину «Салехард. Речной порт» на церемонии инаугурации Дмитрия Кобылкина с пояснением, что она передается в дар местному музею. Губернатор, как уверяют в пресс-службе главы региона, дарил картину, будучи уверенными, что все вопросы по ее приобретению согласованы с автором. Вскрывшиеся подробности стали для него неприятным сюрпризом и он попросил провести проверку, чтобы ни в коем случае не ущемлять права автора.

Рыбьяков

Сообщили о ситуации, кстати, сотрудницы музея, хранители фондов, которые были возмущены случившимся и написали открытое письмо в адрес губернатора Тюменской области Владимира Якушева.

Между тем, как следует из официального комментария заместителя директора департамента культуры, именно сотрудники музея допустили оплошность в работе… Ну, действительно, не может же заместитель давать нелестную оценку действиям своего руководителя? Но, думается, что действия всех участников ЧП — даже высокопоставленных — должны получить соответствующую оценку. Сама ситуация, когда в вечернее время из музея выносят картины без согласования с автором и хранителями фондов, в нарушение норм законодательства и внутренних регламентов, не нормальна.

Юрий Антонович Рыбьяков подтвердил корреспонденту PARK72.RU, что договор о покупке картины он действительно подписал и согласился с обозначенной в нем суммой. Но, фактически, художник пошел на уступки властям и не стал оспаривать денежную сторону вопроса, хотя по рыночной цене картина, ставшая подарком, стоит намного дороже.

Договор оформлен на 150 тысяч рублей. Сумма немаленькая. Но ниже рыночной. Примерно столько (даже чуть дороже) она стоила в 2001 году, если ориентироваться на «усредненные расценки», о которых можно осведомиться в Союзе художников России. Сколько такая работа стоит сегодня – с учетом инфляции – вопрос к искусствоведам, которые при оформлении подобных сделок обычно привлекаются в качестве экспертов.

музей изо

Речь об уникальном пейзаже, выполненном в гуаши, «Салехард. Ямальский порт», который был написан с натуры в 80-е годы во время командировки художника на Ямал. Картина неоднократно экспонировалась на всесоюзных выставках, за нее художник получал награды. Размер картины 53 х 73 см. С этой работой художник расставаться не планировал…

По словам Рыбьякова, он уже всех простил и не держит зла, все вырученные за картину средства он вложит в оформление своих работ. За последние годы у него впервые представители органов власти Тюменской области покупают картину для того, чтобы преподнести ее в качестве подарка. С одной стороны – приятно, с другой – грустно.

Ведь такого рода сотрудничество с членами союза художников России могло быть более плотным. В конце концов, Тюменская область и город Тюмень часто дарят подарки – и гостям, которые приезжают в регион и областной центр, и представителям тех городов и регионов, куда приезжают тюменские делегации. Почему бы не дарить картины тюменских художников почаще? И художникам – подспорье, и региону – отдача: ведь деньги, вложенные в покупку картин, — это не просто «расходы на сувениры», а «инвестиции в искусство».

Юрий Антонович с сожалением отмечает, что сейчас художников в России государство не поддерживает. Ни на уровне страны, ни на уровне региона. Хотя были и другие времена…

«Во времена Советского Союза для художников устраивали творческие командировки, которые оплачивались, и позволяли не заботиться о самостоятельном поиске средств для финансирования своих поездок. Во время одной из таких командировок я, кстати, и написал картину, которую подарили Ямалу… С членами союза художников в 70-80-е годы Министерство культуры СССР заключало договоры, предоставлялись заказы, работа — оплачивалась. Музеи покупали картины у художников-современников, что тоже было подспорьем. У меня, например, в советские времена местный музей приобрел 8 картин, они хранятся в фондах. Сейчас тюменский Музейный комплекс у художников картины не покупает. Так и говорят: «Дарите, у нас нет денег». После смерти художников они договариваются с родственниками о безвозмездной передаче картин в фонды. Вот и вся политика. Многие тюменские художники вынуждены подрабатывать в сфере рекламы, оформительством, одной продажей картин не проживешь, — рассказывает Рыбьяков. – Сейчас я живу на пенсию – примерно 13 тысяч рублей. На эти деньги покупаю краски, бумагу, багеты, стекло, все, что требуется для работы. Поездки для художников тоже теперь не устраивают. Хотя, конечно, хотелось бы, например, съездить в Абалак или Верхотурье, чтобы написать пейзажи с натуры, но денег на это у меня пока нет, потому что услуги гостиниц стоят дорого. К тому же дачи у меня тоже нет, продукты – покупаем… На одну пенсию прожить сложно… Правильно говорил великий французский художник Поль Сезанн, чтобы быть художником, нужно быть богатым человеком… Ему досталось наследство от отца — банк, он всю жизнь жил на эти деньги, а картины, которые он писал, продавались за бесценок и стали высоко цениться только после его смерти. Мне никто банк в наследство не оставил, отец работал шахтером, мама — уборщицей… Я всю жизнь работаю художником…»

…Что в итоге? Получается, картину, подаренную Ямалу, купили по цене ниже рыночной и отнеслись к художнику с должным уважением только после скандала с участием прессы. Да, извинились. Он – простил, понял, согласился. Все чинно, благородно.

Хотя вопросы, конечно, остались. Не ясно, заплатили бы вообще художнику, если бы эта история не стала достоянием общественности… Или постарались бы надавить и вытребовать картину в дар? Под предлогом, что у «Музейного комплекса нет денег»?

Конечно, заплатили бы… По крайней мере, хочется в это верить.

Вообще же, дело не в картине. И даже не в том, что эта некрасивая история произошла в год 75-летия художника, знаменитого далеко за пределами Тюмени… А в отношении к людям творческих профессий. О них забыли.

Есть смысл на региональном уровне подумать о поддержке художников. И покупку картин на подарки можно сделать правилом, а не исключением… И командировки для них можно по достопримечательностям Тюменской области периодически организовывать. Если не бесплатные, то хотя бы льготные. В том числе и для представителей соседних регионов… Это и художников бы приободрило, и местному туризму пошло бы на пользу.

Никита СМИРНОВ

0