23 марта в научной библиотеке Тюменского государственного института культуры состоялось вот уже по счету третье мероприятие в рамках культурно-образовательного проекта «Летопись самых значимых событий истории российского кино». На этот раз открытая лекция киноведа Натальи Соколовой была посвящена юбилеям двух фильмов: «Хозяйка гостиницы» (реж. Михаил Названов, 1956 г.) «Труффальдино из Бергамо» (реж. Владимир Воробьев, 1976 г.).
Величайший венецианец
«Оба фильма являются экранизациями пьес известного итальянского драматурга Карло Гольдони (1707 — 1793 гг.). Писатель был уроженцем Венеции, и именно с ней связана большая часть его жизни. Он сам называл себя величайшим венецианцем. Карло Гольдони был очень плодовитым драматургом — по некоторым сведениям, он написал более 200 комедий и огромное количество либретто. Именно благодаря его пьесам мы можем понять дух жителей Венеции XVIII века — как они жили, о чем думали, как любили. Карло Гольдони вошел в историю европейского театра, как великий реформатор. Отличительными чертами театральной традиции того времени были наличие масок-характеров — типажей, которые во всех пьесах всегда были одинаковыми, зрелищность и импровизация. У комедий не было драматургической литературной основы. Каждый актер всю жизнь играл один и тот же тип-маску, наиболее подходящую его таланту. Поэтому актеры никогда не учили роль, они просто импровизировали на заданную тему. И вот именно Карло Гольдони решился первый сломать эту традицию, потому что веку Просвещения такой театр уже не соответствовал, необходим был театр близкий к жизни, который бы отвечал на вызовы времени. Драматург постепенно начал приучать актеров заучивать разные роли, но в то же время все же оставляя возможность для импровизации. Карло Гольдони соединил импровизационную природу комедии дель арте с литературной основой. А девизом писателя было: «Развлекая, поучай»».
Хозяйка гостиницы
«По жанру этот фильм, снятый по мотивам комедии Карло Гольдони «Трактирщица», тяготеет к фильму-спектаклю, поскольку его создавал человек совершенно театральный — величайший актер театра и кино Михаил Названов (1914 — 1964 гг.). Актер родился в состоятельной семье. Его мать была певицей, и от нее Михаил Названов унаследовал прекрасный голос, поэтому всю жизнь он наряду с работами в театре и кино выступал на эстраде. Начинал свою карьеру актера Михаил Названов во МХАТе. В 1935 году после того, как коллега написал донос, Михаил Михайлович оказался в ГУЛАГе. Был освобожден в 1940-м, а реабилитирован только в 1944 году. После освобождения Михаил Названов служил в Симферопольском театре им. М. Горького. В 1942 году в Чимкенте был принят в труппу находившегося там в эвакуации Театра им. Моссовета. В театре Названов познакомился со своей будущей женой Ольгой Артуровной Викландт, которая и сыграла в фильме «Хозяйка гостиницы» главную роль — роль Мирандолины. Собственно, этот фильм Михаил Названов посвятил своей супруге».
Труффальдино из Бергамо
«Фильм Владимира Воробьева (1937 — 1999 гг.) снят по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ», написанной по канонам комедии дель арте. Роль самого Труффальдино великолепно сыграл Константин Райкин, а вокал исполнил Михаил Боярский. Жизнь Владимира Воробьева была тесно связана с театром. Долгие годы он был главным режиссером Ленинградского театра музыкальной комедии. Поэтому и фильм «Труффальдино из Бергамо» по жанру является именно музыкальной комедией. Имя «Труффальдино» было самым распространенным мужским именем в Бергамо. Это типичный представитель молодого мужчины, ищущего лучшей доли в богатом крупном городе».
Все это, и многое другое узнали гости научной библиотеки из замечательной лекции ее директора Натальи Соколовой.
Владимир РАЙШЕВ,
фото автора
Когда-то тащилась от Кости Райкина именно по этой роли…
И Гольдони-красавчик…умели же жить легко и красиво в своих Венециях.
А сейчас Венеция не та. Там теперь всё за деньги…
… и местные мужики все такие гондольеры
…тем более, что они уже почти все повывелись.
Видимо, мрут потихоньку от запаха той мочи, что по каналам переливается.