Мебель для Крыма и плиты для Поволжья

Месяц назад областной департамент инвестиционной политики организовал пресс-тур по малым предприятиям – получателям господдержки. На днях журналистов пригласили в гости на крупнейшие областные производства. Продукция мебельной фабрики «Заречье» и группы компаний «Сибжилстрой» известна на территории практически всей России.

Сергей Киверин считает, что будущее – за крупными сетями

Мебельная фабрика «Заречье» – одно из старейших предприятий города – ведет историю от сундучных мастерских Огибениных 1850-х годов. В данный момент предприятия изготавливает корпусную мебель среднего ценового сегмента на продажу по всей России – от Дальнего Востока до Москвы и Крыма. В прошлом году объемы производства выросли на 60 процентов, благодаря крупным сетевым заказам, перед новогодними праздниками фабрика работала круглосуточно. Было приобретено оборудование для участка механической обработки и собственного производства фасадов, а в торговых комплексах «Мебельград» и «Михайловский» открылись две брендовые точки продаж. Но в 2015 году объемы упали, штат работников сократился на треть, и сейчас на предприятии четырехдневная рабочая неделя. «Кризис в стране наложился на «не сезон», – поясняет генеральный директор ООО «Заречье» Сергей КИВЕРИН. – В нашей отрасли ярко выражена сезонность, и май – самый трудный месяц для всех мебельщиков, рынок оживает в июне оживает, а пик продаж приходится на декабрь».

Мешает не кризис, а подпольное производство

По словам Сергея Аркадьевича, в прошлом году импортная продукция занимала 54 процента объема мебельного рынка, и на сегодняшний день ситуация не изменилась. Причина в том, что практически все мебельные предприятия России работают в эконом-сегменте, а благодаря заградительным пошлинам импортировалась мебель только классов «средний плюс» и «премиум». «По объему стоимости импорт занимал немалую долю рынка, – отмечает Сергей Киверин, – но в «среднем минус» и эконом-сегменте практически не мешал. Сейчас ситуация не изменилась: мы конкурируем только с многочисленными отечественными предприятиями, и наши основные конкуренты – подпольные цеха, изготовляющие мебель на заказ. Они часто копируют наши изделия, но налоги не платят и предлагают более низкие цены. И нам приходится уходить из среднего ценового сегмента в более востребованный «эконом».

«Ливадия» открыла тюменцам крымский рынок

Это, например, новая коллекция «Ливадия», несколько дешевле, чем аналоги у конкурентов. Этот белый гарнитур с декоративными резными элементами очень тепло приняли покупатели по всей России, она открыла нашему «Заречью» новый рынок – Крым. Раз в две недели на полуостров отправляется товар, и тюменская мебель продается в 40 крымских магазинах. «Мы делаем большую ставку на эту коллекцию, – говорит коммерческий директор ООО «Заречье» Сергей ВЛАСЕНКО, – но не забываем об осторожности. Раньше успешная коллекция работала до пяти лет, а сейчас может уйти в небытие через 3-4 месяца, поэтому мы чутко следим за потребительскими предпочтениями. Раньше прогнозировали на три года вперед, но вкусы современных покупателей слишком изменчивы, поэтому работаем только под заказ, а не на склад».

Сергей Власенко замечает, что вкусы потребителя непредсказуемы

Завод по изготовлению ЛДСП строить не рискнули

Еще одна серьезная проблема мебельного производства – отсутствие в регионе дешевого сырья. Основной конструкционный материал – ламинированную древесно-стружечную плиту – приходится закупать либо вдалеке, увеличивая транспортные расходы, либо у ДОК «Красный октябрь», чье производство устарело и не может предлагать конкурентные цены, сопоставимые с ценами производителей из Центральной России. «Этот острый вопрос тормозит развитие мебельной промышленности в нашем регионе, – говорит Сергей Киверин, – Нам не хватает нормального современного завода по производству ламинированных плит. Если бы он был построен, появилось бы множество мебельных производств, которые бы успешно развивались в нашем регионе. Такие проекты в нашем регионе были, но в данный момент заморожены, и даже крупные инвесторы на время отказались от этой идеи».

IKEA  – не конкурент, а партнер

ООО «Заречье» реализует продукцию через торговых представителей и дилерские сети, осваивая новые схемы работы. «Весь мир работает по принципу сетевого заказа, – напоминает гендиректор фабрики, – в Германии около восьми закупочных союзов, заказывающих узкий ассортимент продукции большими объемами, что позволяет устанавливать низкие цены. Думаю, в России усилится тенденция сотрудничества с крупными сетями».

Тюменская мебель стоит в квартирах всей России

Сергей Киверин подтвердил информацию о том, что в Тюмени будет магазин и завод IKEA. Сергей Аркадьевич встречался с владельцем производства IKEA в Могилеве, который планирует построить в Тюмени мебельную фабрику IKEA и завод по производству ЛДСП. «IKEA заинтересована в том, чтобы организовать здесь производство, – говорит Киверин, – Но для нас больше плюсов, чем минусов: будем закупать материалы на этом же заводе. Будущее мебельного рынка за сетями. Они неизбежно придут – и мы будем с ними сотрудничать».

Еще одно производственное предприятие почтенного возраста – ООО «Сибжилстрой», деятельность которого началась в 1932 году. Завод был построен в рамках государственной политики освоения труднодоступных территорий. Для этих целей в СССР возвели почти десяток аналогичных производств, сейчас осталось только шесть. Изначальное предназначение – изготовление цементно-стружечных плит и домостроение – сохранили только в Тамбове и Тюмени. Итальянское оборудование тюменского завода было закуплено еще в конце 80-х годов прошлого века и после модернизации до сих пор успешно работает.

Гендиректор Виталий Жданов: «Многие закрываются, а мы живем и работаем».

«Цементно-стружечная плита, – показывает производство коммерческий директор ООО «Сибжилстрой» Евгений МИХЕЙКИН, – это строительный материал универсального назначения. Она используется во многих отраслях, в первую очередь, а сегменте направляемых плоских кровель и каркасном домостроении. Наш сбыт растет из года в год, география широкая – Тюменская область, автономные округа, поволжский «миллионный треугольник» – Нижний, Самара, Казань. Сотрудничаем с такими крупными компаниями как «Строительный двор» и федеральная сеть «ТехноНИКОЛЬ».

Евгений Михейкин показывает производство цементно-стружечных плит

Заказов хватит до осени

Многим кажется, что кризис и санкции только помогают развиваться отечественным производителям. Но производству необходим сбыт – а с покупательскими возможностями у многих стало туго. «Кризис затронул всех, и нас в том числе, – рассказывает Евгений Валерьевич. – Это определенное охлаждение строительного рынка и рынка жилья, ужесточение финансово-кредитной политики, нарастающий дефицит оборотных средства, уменьшение рынка сбыта. Но в сезон входим достаточно уверенно, и на фоне банкротств и остановок предприятий продолжаем работать».

ЦСП пригодится везде: вот, например, ее режут на тротуарную плитку

Производство и сбыт ЦСП круглогодичное, а домостроение носит более сезонный характер, но «Сибжилстрой» загружен контрактами до осени, развиваются розничные проекты (например, магазин деревянных домов), в Тюмени возводятся два шоу-рума. Объемы производства постоянно растут, ежемесячно изготавливается более 1000 кубических метров ЦСП, и это не предел, а в направлении домостроения мощность составляет 10 тысяч квадратных метров изделий – это около 3 тысяч квадратных метров жилья. «При таком большом потенциале не хватает масштабных проектов, – сетует Евгений Михейкин. – На Ямале работаем по программам переселения из ветхого и аварийного жилья, строим на основе наших панельно-каркасных конструкций быстровозводимое жилье эконом-класса. На юге области сложней, здесь рынок более плотный и конкурентный, но мы идем вперед».

Русский привязан к дому, американец – к работе

Каркасный домокомплект, по словам изготовителя, собирается так же легко, как конструктор «Лего». Самый большой дом, построенный «Сибжилстроем» – трехэтажный, из 36 квартир. В Винзилях 2008 году были возведены две двухэтажки на 24 квартиры.

Современные деревянные дома надежны и пожаробезопасны

Группа компаний «Сибжилстрой» не имеет в регионе конкурентов и в сфере изготовления клееных деревянных конструкций. Однако спрос на дома из клееного бруса пока намного ниже, чем хотелось бы производителю. «Основной контингент покупателей индивидуальных домов – состоятельные люди возраста старше среднего, у них есть сложившиеся, и часто устаревшие стереотипы и представления, – поясняет Евгений. – Молодежь в этом плане более открытая и продвинутая, больше стремится во всем разобраться самостоятельно. Подождем, когда у них появятся возможности строить дом». Евгений Михейкин заявляет, что деревянные дома ничуть не хуже кирпичных, многие их избегают из-за пожароопасности, но современные технологии деревообработки позволяют свести эти риски к минимуму. Еще одним устаревшим стереотипом Евгений считает менталитет потребителя: «Мы привыкли планировать дом на всю свою жизнь, и жизнь детей. И внуков. А, например, в Америке строят, не предполагая, что будут жить там вечно. Американцы более гибкие и мобильные. Понадобилось переехать по работе – переехал, там привязываются к работе, а не дому».

Поддержка + экономия

Генеральный директор ООО «Сибжилстрой» Виталий ЖДАНОВ рассказал, о поездке на аналогичные производства в других областях. «Там стонут и закрываются, а мы живем и работаем, – говорит Виталий Юрьевич. – В первую очередь благодаря господдержке, размер который ежегодно удваивается. В целом за последние 4 года мы получили более 50 миллионов. На эти деньги восстановлен и модернизирован цех ЦСП, построена котельная на биотопливе для утилизации отходов древесного производства. В ближайшее время будет запущена газовая котельная для камеры сушки ЦСП». Впрочем, поддержка бюджета не отменяет режима экономии: например, из более 60 га земли остался лишь участок под производственными зданиями.

Foto_9_новый размер

qMt_1C5GxHM

Лена ДАНМЕР