Гилевская роща давно стала излюбленным местом отдыха горожан. Но тюменцы, которые знают, что в непосредственной близости от Гилевки находится исправительная колония №2 с участком колонии-поселения, не советуют отдыхать здесь. И оставлять детей без присмотра. На всякий случай. «Постояльцы» колонии-поселения передвигаются в этом районе без конвоя и, как правило, в гражданской одежде. Более половины из них – лица, осужденные за совершение тяжких преступлений – убийств, изнасилований, в том числе несовершеннолетних, распространение наркотиков. Вообще-то такой контингент – по идее – должен отбывать наказание либо в колониях строгого и общего режима, либо в колониях-поселениях, расположенных в труднодоступной местности, километрах в 50 от крупных населенных пунктов, но этот традиционный и привычный стандарт в Тюмени почему-то не работает. В августе 2019 года одна из местных жительниц была шокирована тем, что встретила у Гилевской рощи мужчину, который изнасиловал и убил ее несовершеннолетнюю дочь. Она была убеждена, что тот отбывает суровое наказание и заперт в четырех стенах, как приговоренный к «строгому режиму», но оказалось, что он обитает в колонии-поселении при ИК-2 в Тюмени, каждый день ходит на работу – без конвоя! – и праздно прогуливается под открытым небом, общаясь с кем-то из знакомых… Возмущенная горожанка обратилась в прокуратуру. Она считает, что такое «наказание» несоразмерно тому преступлению, которое совершил этот человек… Он ведь не мешок картошки украл с голода… В пресс-службе прокуратуры Тюменской области корреспонденту PARK72.RU подтвердили, что такое обращение, действительно, поступало от тюменки. В настоящее время по изложенным в обращении фактам проводится проверка.
Поводом для подготовки данной публикации стало обращение в наше интернет-издание тюменцев, которые знают о том, как устроен быт в ИК№2 и колонии-поселении при ней. По их данным, в колонии-поселении, расположенной у Гилевской рощи, более половины осужденных – лица, совершившие тяжкие преступления.
«Эти люди каждый день после подъема – в 6 утра – и завтрака отправляются на работу. Кого-то доставляют на рабочие места спецавтобусом, кто-то – идет на работу пешком, кто-то – пользуется общественным транспортом. Конвой для их сопровождения не предусмотрен, а значит, по большому счету, никто не контролирует их в течение дня. Где были, с кем общались. В общественных местах – в том числе и в Гилевской роще – им появляться запрещено, но поскольку конвой к ним не приставлен, исключать возможность таких прогулок нельзя, – сообщили обратившиеся. – Что может взбрести в голову такому осужденному, одному богу известно. Назову лишь несколько имен тех, кто отбывает наказание в колонии-поселении при ИК№2 и статьи, по которым они были осуждены. В их числе, например, Мехман Гасанов – осужден за вооруженное нападение (ч.4 ст. 162 УК РФ), Алексей Сирин – изнасилование малолетних детей (ст. 131 УК РФ), Герман Юсупов – распространение наркотиков (ч. 4 ст. 228), Владимир Демидов – распространение наркотиков (ч. 4 ст. 228 УК РФ), Евгений Деречук – убийство с особой жестокостью (ч. 2 ст. 105 УК РФ), Сергей Василевский – изнасилование сотрудника полиции и убийство (ч. 1 ст. 105, ст. 132 УК РФ), неоднократно судимый ранее Владимир Овечкин в Тюмени в колонии-поселении отбывает наказание за убийство (ч.1 ст. 105 УК РФ), Владимир Сыроменко – за убийство и изнасилование, ранее он отбывал наказание в колонии строгого режима, Валерий Брагин – за убийство (ч. 1,2 ст. 105 УК РФ), Евгений Перелагин – за изнасилование с убийством, 20 лет срока… Все они ходят по улице без конвоя… За какие такие заслуги убийц и насильников у нас переводят на легкий режим отбывания наказания? По идее, в колонии-поселении в черте большого города должны находится люди, совершившие преступления по неосторожности, легкой или средней степени тяжести, а у нас – под небом голубым, любуясь каждый день видом Гилевской рощи, разгуливают по Тюмени, подспудно отбывая наказание в щадящем режиме, убийцы и насильники. Это, элементарно, небезопасно для рядовых граждан».
По данным нашего источника, с дисциплиной в колонии-поселении при ИК№2 есть проблемы. Время от времени «сидельцы» возвращаются «с работы» в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Что может натворить даже не совершавший прежде преступлений человек в таком состоянии, вы сами знаете: почитайте криминальную хронику. А где уверенность в том, что такой «бывалый», подвыпив, или испытывая ломку, не совершит что-то такое, что он уже прежде делал?
Как уверяет наш источник, за такие «проделки» – употребление алкоголя и наркотиков – «сидельцев» не отправляют в застенки, а после «дисциплинарного ареста и трехдневного сидения в одиночной камере» возвращают в общежития. И они, как ни в чем не бывало, продолжают «отбывать» свой срок в облегченном режиме. Даже в магазин ходят, чтобы купить то, что им хочется… Небо в клеточку – не видят. Ну просто не тюрьма, а курорт, ей богу: с прогулками без охраны и казенными харчами.
Нет причин сомневаться в том, что все упомянутые лица были переведены в колонию-поселение по решению судов “за хорошее поведение”. Весьма вероятно – с учетом соответствующих ходатайств самой колонии, руководство которой было впечатлено “хорошим поведением” заключенных и их усердным трудом…
Но не слишком ли массово проявляется гуманизм к насильникам и убийцам в черте города Тюмени?
Тот факт, что колония-поселение, не предназначенная для лиц, совершивших тяжкие преступления, переполнена насильниками и убийцами, наталкивает на определенные мысли.
Юристы поясняют, что на сегодняшний день уголовно-процессуальный кодекс позволяет самим осуждённым ходатайствовать о смягчении режима отбывания наказания. С таким ходатайством в суд может обратиться и колония, где он отбывает наказание. В дальнейшем задокументированное «хорошее поведение» открывает возможность таким «сидельцам» ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, невзирая на тяжесть совершенного преступления… Для тех, кто пострадал от действий таких персон, это не очень хорошая новость.
Указали обратившиеся в редакцию и еще на один момент. В соответствии с нормативами, у колоний должна быть санитарная зона не менее 50 метров. В случае с ИК-2 и общежитиями колонии-поселения этот стандарт не соблюдается.
Тюменцы считают, что лица, осужденные по тяжким статьям, должны быть переведены из колонии-поселения, которое находится у Гилевской рощи, в более отдаленную местность. Да и саму колонию, по их мнению, неплохо бы перенести… Куда-нибудь подальше от места отдыха горожан.
Редакция PARK72.RU направила запросы в региональное управление УФСИН и в прокуратуру Тюменской области с просьбой прокомментировать ситуацию.
PARK72.RU