«Украденный фильм»: за тюменку заступились Геннадий Зюганов и Сергей Железняк

зюга и желез

Тюменские следователи продолжают разбираться в обстоятельствах дела об «украденном фильме» — «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» Тем временем, депутаты-силовики Госдумы РФ единоросс Сергей Железняк и коммунист Геннадий Зюганов поддержали тюменку Юлию Коваленко, которая 17 лет потратила на сбор сведений и уникальных архивных данных для создания и подготовки фильма о легендарном оперном певце Иване Семеновиче Козловском, и в итоге оказалась, по сути, лишена авторских прав на него. На многочисленных фестивалях картину представляют как фильм сотрудницы ГТРК «Регион-Тюмень» Нэлли Тоболкиной, которая лишь выполнила работу по монтажу картины под непосредственным руководством и по сценарию Коваленко. Железняк и Зюганов направили депутатские запросы в адрес председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина.

Юлия Коваленко пытается защитить свои авторские права уже около 5 лет. Пока безрезультатно…

Юлия Коваленко и соавтор картины, инвалид второй группы, ветеран труда   Тамара Малахова (потратила на создание фильма 25 лет жизни) не теряют надежды на то, что им удастся восстановить справедливость. Сейчас, когда принято решение о проведении проверки следственными органами, они как никогда надеются, что она будет объективной непредвзятой и тщательной. В судебном порядке им не удалось отстоять свои права – суд постановил включить в число авторов представительниц компании «Регион-Тюмень», которые, по сути, лишь выполнили техническую часть работ по монтажу картины, затратив на это 2 недели (Нэлли Тоболкина) и поприсутствовали на 5 съемочных днях (Вера Федорова, — Коваленко предварительно настаивала о нецелесообразности ее привлечения компанией). Сотрудницы «Регион-Тюмени» не определяли состав участников фильма  и не прорабатывали с ними его концепцию, не делали прединтервью, не решали, какие будут места съемок, не организовывали съемочный процесс и график, не работали в архивах Госфильмофонда, Красногорского архива кинофотодокументов, а также родных, коллег и помощников И.С.Козловского и не причастны к созданию идеи, концепции фильма, по которой получен грант губернатора, сценарной заявки и самого сценария.

Разрешение Мосфильмом было предоставлено автору Коваленко. Об этом сказано в письме, направленном в адрес А. Омельчука. Разрешения на использование архивных материалов у «авторов» Тоболкиной и Федоровой нет. В распоряжении Ю.Коваленко имеются разрешения от всех героев фильма, позволивших ей (а не Тоболкиной и Федоровой) использовать материалы из личных архивов…

Такое развитие событий не устраивает и героев документальной картины – народных и заслуженных артистов СССР и России, которые неоднократно направляли обращение в адрес Президента РФ Владимира Путина с просьбой разобраться в ситуации. В письмах, в частности, они заявляют, что возмущены несправедливостью, и сообщают о том, что не знакомы с Нэлли Тоболкиной и не работали с ней, а также не знают, кто такая Вера Федорова, и право на обнародование сведений из личных архивов предоставляли исключительно Юлии Коваленко как автору сценария и режиссеру-постановщику фильма.

Исключительные авторские права Юлии Коваленко на фильм «Иван Семенович Козловский. Вера… Надежда… Любовь…» поначалу признавали и в самой телекомпании. Это прописано и в договоре, заключенном с Юлией Владимировной, и в многочисленных документах, письмах. Но впоследствии по какой-то неясной причине – видимо, после того, как картину начали успешно представлять на фестивалях как продукт труда Нэлли Тоболкиной — тюменские телевизионщики позицию изменили. Договор, который заключали с Юлией Коваленко, запрещал демонстрировать картину где бы то ни было без ее письменного согласия, но эту договоренность «монтажеры» многократно нарушили. Сейчас, когда человек мало причастный получил за этот фильм десятки наград на российских и международных кинофестивалях, идти на попятную телекомпании, понятное дело, не хочется.

Материальный ущерб, нанесенный действиями сотрудниц упомянутой телекомпании, Коваленко оценивает в 20 млн. рублей, моральный — в 100 млн. рублей. Но она борется не за деньги, а за профессиональную честь, достоинство и справедливость и называет действия оппонентов не иначе как рейдерским захватом интеллектуальной собственности.

Эксперты не без иронии комментируют эту ситуацию, которая свидетельствует о том, что в России автору очень сложно отстоять свои права. «Это все равно, как если бы Александр Сергеевич Пушкин принес рукопись в издательство, а корректор Иванов и верстальщик Петров решили включить себя в число авторов произведения, а суд потом заверил бы возмущенного Пушкина в том, что Иванов с Петровым правы», — характеризуют ситуацию правозащитники.

Между тем, в компании «Регион-Тюмень» убеждены в правоте своей позиции, которую им удалось отстоять в судебном порядке. Юлия Коваленко и герои ее картины – коллеги, друзья и родственники легендарного певца Ивана Семеновича Козловского – считают, что суд под председательством пятой по счету судьи Э.Демидовой был ангажирован и вынес несправедливое решение, не привлекая к участию в судебном заседании ни свидетелей из числа участвовавших в съемках артистов, ни экспертов-кинематографов. В нарушение закона удовлетворил встречные исковые требования первоначально свидетеля, а затем третьего лица по делу Федоровой. По сути, в нарушение Конституции РФ лишил Коваленко и Малахову процессуальных прав и обязанностей.

Суд также не провел экспертизу 4-х так называемых «сценариев» Тоболкиной, которые, как было им же установлено, существуют только в электронном виде, на наличие очевидных признаков плагиата и фальсификации. К примеру, все «сценарии» Тоболкиной содержат ряд фактов, которые произошли после сдачи готового фильма Коваленко по Акту «Регион-Тюмени», например, смерть известного поэта Беллы Ахмадулиной. Если верить Тоболкиной и в подлинность ее сценариев, выходит, что она заранее знала, когда умрет Ахмадулина…

В календарном плане уже реализованного проекта, приложенного к Договору №120 ГТРК «Регион — Тюмень» с Правительством Тюменской области от 22 декабря 2010 г., нет второго сценария, поскольку его писала только Коваленко. Тоболкина была назначена приказом от 28 октября 2010 г. исключительно для работы на монтажный период.

 

стр.1

стр.60

На фотографиях выше — первая, 60 и 64 страницы одного из «сценариев»  Тоболкиной, предоставленных в качестве доказательства в суде. «Документ» содержит явные признаки фальсификации. Обратите внимание на даты. «Сценарий» подписан 6 ноября 2010 года. При этом в нем указано (напечатано, а не вписано впоследствии от руки!), что нужно поставить титр, в котором указана дата смерти поэта Ахмадулиной: ее не стало 29 ноября 2010 года. Выходит, сотрудницам ГТРК «Регион-Тюмень» дата смерти Беллы Ахатовны была известна чуть ли не за месяц?! Эти «ляпы» содержатся во всех «сценариях» Тоболкиной.

Кроме того, Юлия Коваленко считает, что расходы большей части средств губернаторского гранта, выделенного компании «Регион – Тюмень» на производство ее фильма, не осуществлялись, а в отчетах содержатся признаки фальсификации. (Распределением средств ведали директор компании Анатолий Омельчук и работавшая в то время его заместителем Юлия Шакурская.) Обоснованность ее претензий также должны проверить компетентные органы.

На днях Юлию Коваленко, которая уже более 5 лет пытается отстоять свои права, поддержали депутаты Госдумы РФ Геннадий Зюганов и Сергей Железняк.

Мы продолжаем следить за развитием событий.

Никита СМИРНОВ

Железняк Бастрыкину, 02.10.2015

Зюганов Бастрыкину, 02.09.2015

0