Мастера мечтают о проведении в Тюмени чемпионата по таксидермии

Мастер и чемпион в этом искусстве, руководитель студии таксидермии «Трофиш» Ильнур Халитов таксидермией занимается давно. По его словам, это неотъемлемая часть охотничьей и рыбацкой культуры.

– У каждого рыбака, охотника есть свои трофеи. И каждый трофей хочется увековечить, запечатлеть, где, как и когда он бы добыт. Обращаются к таксидермисту. Однажды ко мне пришел рыбак, принес обычного окуня, не очень большого, граммов 150-200. Спрашиваю: «И зачем он Вам?» Говорит: «Понимаете, меня за этим окунем увезли  на снегоходе за 300 км. Я целый день просидел на озере в мороз, и поймал вот этого одного окуня!». Поэтому каждый раз это клубок эмоций… На Западе у многих в домах есть трофейные комнаты. Там собирается мужская компания, люди сидят, что-то обсуждают, делятся новостями. И при этом они могут показать друг другу свои трофеи, а не просто о них рассказать или показать фотографии. Это часть их культуры, которая не чужда и россиянам, – рассказал Ильнур.

-А как Вы окунулись в это искусство?

-Как многие – случайно. Закончил школу и познакомился с известным тюменским таксидермистом Кукеном Василием Евгеньевичем, основателем тюменской школы таксидермии. Все тюменские мастера – это его ученики. А вообще профессия чучельника – древняя. В Зоологическом музее в Санкт-Петербурге можно увидеть лошадей и собак Петра I. Просто раньше таксидермисты пользовались другими материалами, такими, как солома, пакля, и т. п. У нас в России это искусство официально признано профессией в 2006 году.

В личной коллекции Ильнура Халитова сотни таксидермических изделий

Кстати, таксидермист – это совокупность многих профессий. Он должен быть химиком, биологом, зоологом, плотником, художником, знатоком современных материалов и препаратов. Например, голова лосося очень жирная, и для таксидермического изделия не подходит. Она попросту отрезается, и вместо нее вставляется искусственная – из полимера.

– Многие обращаются к нам с просьбой научить таксидермии. А это то же самое, что научить живописи или игре на музыкальных инструментах. Необходимо обладать стремлением, желанием, усидчивостью. Секреты нашего ремесла передаются только от мастера к ученику. Потому что даже профессиональные мастера-таксидермисты учатся всю жизнь, – поделился собеседник.

Хранить таксидермические изделия нужно почти так же, как живописные полотна в музее. Важно исключить перепады влажности, температуры, попадание прямых солнечных лучей.

В свободное время мастера занимаются развенчиванием мифов о таксидермистах, как о жестоких аморальных людях, которые специально убивают животных для своих изделий.

– На самом деле, обычные домашние кошки уничтожают сотни тысяч птиц – редких, исчезающих, неважно. И если взглянуть на женщину в норковой шубе, то мы увидим, что на ней висит около 40 трупов норки, причем они специально для этого выращиваются. У таксидермистов  другие подходы. Нам приносят птиц, которые погибают в высоковольтных проводах. А животных отстреливают охотники в рамках закона, не нанося природе невосполнимого ущерба, – пояснил Ильнур Халитов.

Кстати, в разных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону – проходят чемпионаты стран СНГ по таксидермии. В 2018 году есть планы провести такие состязания в Тюмени. Ильнур Халитов и его коллеги обязательно примут  в них участие.

– Если власти поддержат и нам удастся провести данное мероприятие, это будет шикарно! Такие чемпионаты собирают вместе новых людей, мастеров, охотников, рыболовов, туристов, любителей природы. А судьи при этом делятся с ними своим мастерством и опытом, оценивая конкурсантов в номинациях «новичок», «профессионал», «мастер». Кстати, мастерство российских таксидермистов растет год от года. Мы уже уверенно выступаем на европейских и мировых чемпионатах, – отметил он.

Что ж, состязания такого рода наверняка соберут немало зрителей. Будем держать кулачки за тюменских таксидермистов.

Радослав ВАСИЛЬЕВ