Бюджет региона сулит Тюмени – процветание, глубинке – запустение?

Значительную часть регионального бюджета в предстоящем году направят на финансирование потребностей областного центра. Доля «финансового пирога», предназначенная для Тюмени, по ряду направлений составляет от половины до одной трети от общего объема средств. Так, всего на финансирование всех мероприятий в сфере образования в регионе выделен 21 миллиард рублей, из них 11 миллиардов направят на обеспечение процессов, происходящих непосредственно в областной столице. Схожие пропорции отмечаются и в сферах спорта и молодежной политики, культуры. Есть вопросы к планам в области дорожного строительства. Ставка на Тюмень, а также попытка «собрать копейки по карманам граждан» с помощью отмены льгот по уплате транспортного налога, вызвали критику со стороны депутатов, представляющих партии КПРФ и ЛДПР. Не все народные избранники согласились с прогнозами чиновников по поводу ожидаемого роста доходов бюджета по линии сбора налога на доходы физических лиц. По их мнению, не стоит рассчитывать на то, что в ближайшие 2-3 года жители Тюменской области начнут больше зарабатывать.

Коротко об основных параметрах, предложенных к обсуждению. Общий объем доходов областного бюджета на 2018 год запланирован в объеме 115,559 млрд рублей, что ниже по сравнению с утвержденными показателями на 2017 год примерно на 17 млрд рублей, или на 13%. В 2019 году ожидаемый уровень доходов – 116,5 млрд рублей, на 2020 год – 119,6 млрд рублей. Расходы областного бюджета на 2018 год запланированы в объеме 142,5 млрд рублей, что ниже по сравнению с 2017 годом почти на 7 млрд рублей, то есть на 4,6%. В 2019-м и 2020-м область также собирается тратить больше, чем зарабатывает – 125,8 млрд и 128,1 млрд рублей соответственно.

Дмитрий Горицкий

«Бюджет социально ориентирован. Социальные расходы в 2018 году составят 47% от общего объема расходов, в 2019-м – также 47% м в 2020-м – 45%, — отчитался о заложенной в трехлетний бюджет логике председатель комитета облдумы по бюджету, налогам и финансам Дмитрий Горицкий, – в целом на финансирование социальной сферы из областного бюджета в 2018 году планируется направить более 66,5 млрд рублей, что выше. Чем в 2017 году, на 343 млн рублей. Запланированы средства на реализацию указов Президента РФ в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, а также демографической политики».

Детальнее «финансовую библию», по которой региону предстоит жить в ближайшие три года, представила заместитель губернатора, директор департамента финансов областного правительства Татьяна Крупина.

Татьяна Крупина

«Представленный проект областного бюджета – это документ, составленный в духе преемственности ко всем благим делам и начинаниям, которые были сделаны за последнее время. Бюджет формируется в непростых экономических и финансовых условиях, — заявила она. – Вопреки неблагоприятной экономической конъюнктуре и международным санкциям, экономика области адаптировалась к новой экономической реальности и продолжает свое развитие, демонстрируя уверенный рост. При подготовке проекта бюджета мы исходили из двух основных задач. Во-первых, бюджет должен обеспечивать выполнение социальных обязательств перед населением, во-вторых, создавать условия для устойчивого экономического роста».

Она также пояснила, что доходы областного бюджета в среднесрочной перспективе имеют нисходящий тренд, что связано с изменением законодательства на федеральном уровне в сфере финансирования государственных программ.

Планов – масса. От господдержки промышленных предприятий и субъектов малого предпринимательства до строительства новых дорог и школ. Будут сохранены действующие сегодня налоговые льготы для бизнеса, продолжит работу фонд целевых займов, гарантийный фонд. Будет усилена потенциально высокотехнологичная отрасль – АПК. За три года на поддержку этой сферы предусмотрено выделить 15 миллиардов рублей. Значительных расходов потребует строительство и ремонт трасс – на эти цели предусмотрено в трехлетней перспективе 56,7 млрд рублей, из низ 38 млрд рублей планируется освоить на территории юга Тюменской области. В укрепление материально-технической базы объектов социальной инфраструктуры будет инвестировано 12 млрд рублей. Бюджете предусмотрено 5 млрд рублей на строительство 25 новых школ и трех детских садов. Ожидается, что в течение трех лет с помощью бюджетной поддержки более 8,1 тыс. семей смогут улучшить жилищные условия. При участии бюджета будет отремонтировано 3750 многоквартирных домов.

Все пожелания, ранее поступившие от парламентариев, постарались учесть. Тем не менее, без критических замечаний рассмотрение проекта бюджета не обошлось. Серьезные претензии к принципам расходования казны озвучила представитель партии КПРФ, заместитель комитета областной думы по социальной политике Тамара Казанцева.

Тамара Казанцева

По ее мнению, слишком много денег чиновники выделяют на финансирование мероприятий, которые будут реализованы областном центре, и слишком мало уделяют вниманию глубинке, поэтому люди продолжают уезжать из малых деревень, а сельская местность пребывает в запустении. Она раскритиковала слабую поддержку личных подсобных хозяйств, игнорирование необходимости ремонта дорог в глубинке и усомнилась в компетентности проводимой политики в области лесного комплекса.

«Сегодня много внимания уделяется столице региона. И она уже стала европейским городом. Жители города Тюмени чувствуют себя комфортно. Может это и хорошо. Но на фоне процветания столицы и районных центров, у нас все больше умирающих деревень, чему способствует оптимизация здравоохранения, образования, культуры, отсутствие рабочих мест, слабая поддержка личных подсобных хозяйств, — заявила Тамара Казанцева. — Если рассмотреть средства бюджета на образование, то 11 миллиардов выделено городу Тюмени. Всего на образование в бюджете на всю область выделен 21 миллиард. В такой ситуации, как можно говорить о том, то будут построены школы в Ушаково, в Заводопетровке. Ко мне обращались в свое время учителя Малозерковцевской школы, Боровской и так далее. Проблем со школами очень много. Я понимаю, что Тюмени школы нужны, но и другим нашим муниципальным образованиям они тоже нужны. А пока наши дети остаются заложниками и вечными странниками, добираясь до деревень, где еще остались школы, на школьных автобусах или даже пешком. На культуру из 2 миллиардов рублей — 750 миллионов заложено в бюджет города Тюмени, то есть снова почти половина. Поэтому закрыты клубы во многих муниципальных районах. Мы даже спорили на согласительной комиссии. Я соберу эти факты, какие конкретно клубы закрыты, и представлю к сведению. Тоже самое в направлении — молодежная политика. Областной бюджет составляет 754 млн рублей, из них 330 млн выделено на город Тюмень. Где будут получать дополнительное образование дети в сельской местности, если в деревнях сегодня нет ни клубов, ни школ, ни спортивных сооружений? Культура и спорт — 2 миллиарда рублей. Из их 664 млн рублей останется тоже в городе Тюмени. Сокращены расходы на транспорт в 2 раза. Это значит, что будет меньше рейсов. Это особенно печально для водного транспорта, который в ряде случаев является единственным способом добраться до некоторых деревень. Я уже не говорю про самолеты, хотя нам гарантировали, что останется то же количество рейсов… Когда размыты дороги, например в Вагайском районе до деревень Курья, Баул и многих других добраться можно только по воде, на «Ракете»… До районного центра или до города Тобольска и получить то, что необходимо. Муниципальные дороги на фоне столицы выглядят плачевно. В то же время в том же Вагайском районе средства на их содержание дорог выделены мизерные, а состояние этих дорог просто ужасающее. В сельское хозяйство, на наш взгляд, нужно вкладывать деньги иначе. Более дифференцированно походить – вкладывать деньги не только в мегафермы, которых мы понастроили много, но и в личные подсобные хозяйства, которые сегодня нас обеспечивают работой и молоком. И нас, и себя. А мы сегодня не можем обязать кооперативы, чтобы они восстановили оплату молока до 20 рублей за литр. У нас есть еще по-прежнему сельские населенные пункты, где частники получают за литр молока всего 17 рублей 42 копейки. Зато в рыбные хозяйства, в такие места как Волково и Сладково, мы вкладываем большие деньги. И последнее. Тюменский лесотехнический комплекс должен быть прибыльным, а мы наблюдаем там чехарду, развал предприятий. Пример тому – компания «Загрос», которая еще 2-3 года назад успешно развивалась. Была на одной из конференций и видела, что там применялись новации. А сегодня мне звонят из Заводоуковска и говорят, что «Загрос» закрылся, людей сокращают. Большой вопрос вызывает и ДОК Красный Октябрь. В послании губернатор один тревожный момент — когда в голове застрой. Я думаю, что такой застой, а может что-то другое, у руководства нашего лесотехнического комплекса».

На нелицеприятные моменты обратил внимание и депутат партии ЛДПР, зампредседателя комитета Тюменской областной думы по социальной политике Глеб Трубин.

Глеб Трубин

По его мнению, некрасиво в условиях кризиса «собирать копейки по карманам граждан» и отменять льготы. Особенно с учетом не слишком внушительного финансового эффекта данной меры. Кроме того, о считает, что составителям бюджета не лишним было бы почаще интересоваться статистикой и реальными доходами граждан, которые, к сожалению, имеют тенденцию к снижению, в то время как в трехлетней перспективе предполагается, что объем поступлений по статье «налоги на доходы физических лиц» возрастет. Он считает, что это слишком смелый прогноз.

«Разработчики бюджета стараются укрепить доходную базу и изыскать дополнительные источники пополнения бюджета, оптимизируя действующие льготы и налоговые ставки. Но давайте посмотри на эффект, — пригласил к размышлениям Трубин. — Буквально на прошлом заседании думы мы усовершенствовали действующее законодательство в сфере налоговой политики. Что хорошего получили? Добились сохранения налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения, а также сохранения до 2020 года налоговой ставки 0% для отдельных категорий налогоплательщиков. На этом фоне крайне негативно выглядит тот фат, что мы с вами отменили льготу по уплате транспортного налога для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил. В результате такого усовершенствования с 1 января у сотни тысяч тюменских автолюбителей появится новая статья расходов, а цена вопроса очередного пополнения бюджета от внедрения этой меры – примерно 265 млн рублей. Учитывая, что в 2018 году бюджетные ассигновании на дорожное строительство запланированы в размере 22 миллиарда рублей, то эти 200 миллионов – это капля в море. Это около 1%. При этом интересно отметить, что действующая ставка для автомобилей этой категории в Тюменской области – 30 рублей за одну лошадиную силу. Это самая высокая ставка в Уральском федеральном округе. Конечно, кто-то может возразить и заявить, что такая льгота была только в Тюмени и на Ямале. Тем не менее, даже в более суровые кризисные времена мы не собирали крохи по карманам граждан. Считаю более эффективным и целесообразным не отмену льгот для данной категории граждан, а увеличение налога для владельцев транспортных средств с двигателем мощностью свыше 300 лошадиных сил. Во-первых, они более серьезный ущерб окружающей среде наносят, а во-вторых, их владельцы, как правило, люди состоятельные и могли бы спокойно заплатить налог. Что касается проекта бюджета. У меня вызывает сомнения, что нам следует ждать стабильного роста доходов по линии НДФЛ. У нас в бюджете заложена доля НДФЛ на 2018 и 2019 годы – 18%, а на 2020 – 18,5%. Однако статистика — вещь упрямая. С 2014 года она констатирует снижение реальных доходов населения, поэтому мне кажется, что закладывать такие параметры, оторванные от реалий сегодняшнего дня, не следует».

Представители партии власти также выступили. С одобрением проекта бюджета и рекомендациями по его принятию, высказанными в адрес коллег. А депутат Владимир Ульянов, видимо, решил смягчить заданный Тамарой Казанцевой натиск критики. Он заявил, что тоже является «сельским» депутатом и часто бывает в деревнях и селах, в том числе и весьма отдаленных. И он считает, что депутаты должны проводить с избирателями просветительскую работу, чтобы те понимали, что нельзя объять необъятное.

«Я встречаюсь с людьми в глубинке, и они понимают, что сейчас перед властями стоит задача завершить начатые проекты, — высказался Владимир Ульянов. – Пока есть финансовая возможность, мы не можем бросать уже начатое. К тому же мы не должны игнорировать современные тренды и вкладывать средства в строительство клубов и школ там, где они не будут пользоваться спросом. Люди сейчас стремятся в крупные населенные пункты, в города, и нам нужно заботиться о том, чтобы средства бюджета приносили пользу максимального большому количеству граждан. Зачем строить клуб в деревне на 40 домов? Или школу?»

Так или иначе, но законопроект бы принят в первом чтении в четверг, 23 ноября. На следующий день, в пятницу, 24 ноября, в него были внесены незначительные поправки с учетом поступивших пожеланий. В частности, доходы и расходы областного бюджета было предложено увеличить за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета бюджету Тюменской области: — в 2018 году — на 531,8 млн. рублей; — в 2019 году — на 695 млн. рублей; — в 2020 году — на 684,4 млн. рублей.

С учетом изменений общий объем доходов областного бюджета на 2018 год составит 116 млрд рублей, на 2019 год – 117,2 млрд рублей, на 2020 год – 120,3 млрд рублей. Общий объем расходов областного бюджета на 2018 год составит 143 млрд рублей, на 2019 год – 126,5 млрд рублей, на 2020 год – 128,8 млрд рублей. Дефицит областного бюджета не изменится и останется в прежних пределах.

Как сообщили в пятницу, с учетом принятых изменений общий объем финансирования расходов на госпрограммы на 2018 год увеличен на 562,2 млн. рублей и определен в размере 104,5 млрд рублей, или 73,1 % в структуре планируемых расходов областного бюджета в 2018 году. Наибольшие объемы увеличения финансирования на 2018 год предусматриваются по следующим программам: — «Развитие здравоохранения» — на 294,6 млн. рублей (или на 1,5 %); — «Развитие агропромышленного комплекса» — на 233,8 млн. рублей (или на 4,2 %).

Законопроект был принят во втором и третьем окончательном чтениях.

PARK72.RU,

фото из архива

0