Что делать, чтобы мозги «не утекали», а люди – были успешными?

Логично предположить, что в первую очередь нужно бороться с нищенскими зарплатами и сумасшедшим социальным расслоением, характерным для России. Это не нормально, когда одни – мечтают о «средней» по региону зарплате в 30-40 тысяч рублей, а другие – в месяц зарабатывают по миллиону и больше. Но вопрос повышения размеров заработка «простых смертных» докладчики и «эксперты» на Губернаторских чтениях, которые проходили сегодня в Тюмени и были посвящены теме «Трансформации российского человеческого капитала», деликатно «задвинули» на второй план. И говорили об экономических тенденциях, о том, как повысить эффективность «человекоединицы» и как сделать так, чтобы люди, которым готовы платить иностранцы, не уезжали за границу, а оставались патриотами. В зале было много местных депутатов, которые в большинстве своем являются руководителями предприятий. Они недавно шокировали публику отчетами о своих доходах – многие зарабатывают в день больше, чем «среднестатистические тюменцы» в месяц. Им было интересно, как повысить эффективность использования человеческого капитала… И они, как и остальные слушатели, получили полезную информацию – о ситуации в целом, а также о практическом опыте крупных предприятий. Главный докладчик – директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН профессор Владимир Гимпельсон – неблагополучно оценил ситуацию. По его мнению, сегодня никому не выгодно инвестировать в человеческий капитал… Он говорил о тенденциях, картину дополнили содокладчики – представитель ТюмГУ, «Сбербанка», «РН-Уватнфтегаза» и АО «ТАЛК».

“Человеческий капитал связан с экономическим ростом. В этом сегодня никто не сомневается. Экономический рост определяется производительностью труда, а умение производить товары, услуги, идеи – функция человеческого капитала. Но влияние человеческого капитала на производительность не предопределено. Недостаточно иметь большой человеческий капитал, нужно заботиться о его качестве. Мало быть умным. Надо, чтобы знания и умения были востребованы. Только тогда человеческий капитал приносит отдачу в виде экономического роста», – отметил Владимир Гимпельсон.

Он отметил, что в России возросла доступность высшего образования, которое стало уже социальной нормой. И вопрос: куда поступать – в МГУ или ПТУ, для многих перестал быть актуальным. И если в 90-е годы соцопросы показывали, что лишь 50% родителей хотели бы, чтобы их дети имели высшее образование, то в 2016-м – уже 81% россиян заявили, что будут стараться дать детям высшее образование.

«В структуре занятого населения России доля людей с высшим образованием за 15 лет выросла с 23% до 35%. По этому показателю наша страна входит в число мировых лидеров. Растет и доля россиян со средним специальным образованием. На сегодняшний день у нас практически нет занятых людей, имеющих только начальное или не имеющих никакого образования. Хорошо ли это? Да. Но возникает проблема, с которой уже столкнулись практически все страны. Рабочие места, которые не требуют квалификации и образования, никуда не делись. И меньше в дальнейшем такой работы не будет. Возникает вопрос – кто будет выполнять низкоквалифицированную работу? Не стоит тешить себя иллюзиями, что придут роботы и все за нас сделают. Растет доля людей, потенциал которых оказывается невостребованным. Возникает вопрос: не переборщили ли мы с высшим образованием? Но наша задача не в том, чтобы сократить долю специалистов с вузовскими дипломами, а в том, чтобы наполнить их образование качественным содержанием, чтобы специалисты были востребованы рынком. Пока же даже я, когда ко мне приходят выпускники нашего вуза, одного из лучших в стране, вынужден тратить 2-3 года на то, что переучить их и сделать настоящими исследователями”, – отметил Владимир Гимпельсон.

Он отметил, что в России производительность труда остается достаточно низкой, что особенно видно при сопоставлении со сходными по другим экономическим показателям странами, такими, к примеру, как Канада.

Самые массовые профессии в нашей стране, по его словам, это продавец и водитель легкового автомобиля.

20% людей имеют опыт работы менее года.

«Это характеризует текучку кадров и понимание того, что не все задерживаются на рабочем месте часто останавливает работодателей от инвестиций в обучение персонала и поэтому очень мало компаний инвестируют в обучение своих сотрудников», – отметил докладчик. Позже он пояснил, что это не касается крупных отраслевых компаний, которые имеют возможность «переложить понесенные расходы на конечного потребителя», но если говорить о ситуации в целом, то в образование персонала инвестируют единицы.

Растет доля людей, которые получают профессиональное образование, переучиваются и повышают квалификацию в преклонном возрасте.

В целом, он отметил, что человеческий капитал растет пропорционально вложенным в него инвестициям. Люди с высшим образованием и те, кто повышает квалификацию, зарабатывают в среднем на 8% больше коллег, не инвестирующих в свое развитие.

Для того, чтобы повысить эффективность использования человеческого капитала, считает москвич, нужно, чтобы новые рабочие места увеличивались не на 6%, как это происходит сейчас, а хотя бы на 10-12%.

Рассуждал профессор и о том, кто должен инвестировать в человеческий капитал, и когда нужно начинать в него вкладывать. По его мнению, заниматься развитием личности нужно с детсадовского возраста.

«Чтобы быть хорошим инженером, мало знать инженерное дело, нужно уметь работать в команде, взаимодействовать с коллегами, принимать решения, уметь работать на результат, работать ровно столько, сколько требуется для достижения результата, быть дисциплинированным, чтобы быть хорошим рабочим, нужно приходить на работу вовремя, быть исполнительным, уметь не выпивать на рабочем месте. Все эти компетенции напрямую не являются профессиональными навыками и формируются задолго до школьного возраста. Это важно понимать, что формирование личности, будущего профессионала, начинается в семье», – отметил Владимир Гимпельсон.

Он также подчеркнул важность неформального образования, которое получают люди вне вузовских стен, и рассказал, что лично ему, к примеру, пришлось переучиваться и даже учить самостоятельно английский язык, чтобы закрепиться в профессии.

Продолжили тему человеческого капитала содокладчики.

Марина Гильтман, профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ, выступила с докладом «Образование населения Тюменской области как элемент системы формирования человеческого капитала в регионе». По ее словам, в регионе достаточно высокая обеспеченность местами в детских садах по сравнению с другими регионами, но при этом далеко не всем семьям – в силу финансовых обстоятельств -доступны дополнительные образовательные услуги.

Характеризуя в целом благополучную ситуацию в сфере доступности высшего образования, она отметила, что растет грамотность выпускников, поступающих в тюменские вузы , растет – к примеру, область занимает 12-е место в стране по среднему баллу по русскому языку.

«Стоит отметить, что растет стоимость высшего образования. Он уже приближается к стоимости образования в вузах Москвы и Санкт-Петербурга и уже превышает цены на обучение в вузах Екатеринбурга», – отметила эксперт.

Об опыте работы с человеческим капиталом рассказали представители ПАО «Сбербанк» и подразделения «Роснефти» – компании «РН-Уватнефтегаз».

В Сбербанке, как выяснилось, человек, устраивающийся на работу, интегрируется в систему корпоративного обучения и может рассчитывать на карьерный рост при выполнении определенных, ожидаемых от него действий.

А в «РН-Уватнефтегазе» действует система наставничества – молодой сотрудник лишь через 21 неделю поле приема на работу приступает к самостоятельной деятельности, до этого находится под чутким контролем наставника, квалификацию которого также стараются регулярно повышать.

Победитель конкурса «Лидеры России» от Тюменской области, а ныне генеральный директор АО «ТАЛК» Максим Скворцов перечислил огромное количество проектов, которые действуют в России и в Тюмени в том числе, ориентированных на обучение школьников, и заявил, что нужно самим активнее искать новые возможности, интересоваться появляющимися направлениями, чтобы предоставлять своим детям новые возможности.

От аудитории поступило несколько вопросов. Кто должен инвестировать в человеческий капитал, должно ли государство увеличивать инвестиции в эту сферу? Нужно ли делать ставку в первую очередь на формирование здорового образа жизни, а не на профориентацию школьников? Как закрепить специалистов на местах? Не должно ли государство пойти навстречу и снизить и без того высокие налоги, которыми облагаются зарплаты персонала, чтобы заинтересовать бизнес вкладывать в развитие человеческого капитала? Зачем вообще людям вкладывать в получение высшего образования, если разница в зарплатах с неквалифициованными работниками, в целом, невелик и само по себе образование на рыке труда недооценено?

Ответы были ожидаемыми. Инвестировать должны все – и родители, и государство, и работодатели. Последние, как рассказал губернатор Владимир Якушев, довольно активно – если говорить о крупных компаниях – начали «заходить» не только в вузы, но и в школе, оборудуя специализированные классы и надеясь, что самые успешные школьники выберут подходящие для работы в стенах этих компаний профессии.

Для «закрепления кадров» и противодействия утечке мозгов, по мнению Владимира Гимпельсона, нужно повышать зарплаты.

«Нужно создавать условия. Зарплата должна быть конкурентной – с учетом длинной зимы и холодов в конце апреля», – отметил он.

Не со всеми доводами докладчика согласился губернатор Владимир Якушев. В частности, губернатор не разделил убежденность профессора в бесполезности программного метода в работе с человеческим капиталом.

« Теме человеческого капитала мы уделяем очень серьезное внимание. Главное – не золото, а мозги . С этим не поспоришь. Это вопрос многогранный и непростой. Во-первых, я не согласен, что не нужны никакие программы. Мы в 90-е годы убили способность работать по программам и сейчас учимся этому. Все пункты программы должны быть выполнимыми и должны быть подкреплены финансированием, только в этом случае ее можно исполнить, в противном случае она превращается в декларативным документом. В мире много примеров, когда страны принимали программы, исполняли их и являли миру экономическое чудо. Так что без программ не будет развития, не будет ясности, куда двигаться и понимания того. Чего мы хотим добиться через 5 – 10 лет, как повлиять на ситуацию», – отметил губернатор.

Высказался он и по вопросу создания условий для закрепления кадров и привлечения высококвалифицированных специалистов.

«Если человеку будет негде выгулять девушку, если нужно будет ехать в Москву и Санкт-Петербург, чтобы качественно потратить заработанные деньги, то рано или поздно он уедет из города, – заявил губернатор Владимир Якушев. Он уверен, что нужно не только создавать условия для личностного роста профессионалов, но и создавать комфортную среду обитания, делать город уютным и комфортным. – Если у нас не будет прекрасных скверов, не будет хороших мест, где можно провести время, прекрасных библиотек, прекрасных школ, детских садов, куда мы будем водить своих детей и так далее… То мы не удержим мозги, даже если будем зарплату платить в 3 раза больше, чем ее будут платить в Сингапуре».

Владимир Якушев признался, что жалеет, что не выучил в молодости английский язык и посоветовал молодежи побольше внимание и времени уделять своему образованию.

Вопрос про снижение налогового бремени и про поддержку бизнеса, ориентированного на обучение персонала, остался без ответа.

Наталья ГЛУМОВА

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: