Мусорная реформа

Ну, если кто не в курсе — в большинстве регионов России с начала 2019 года стартовала так называемая «мусорная реформа». Если кратко — с января услуга по вывозу ТБО стала не жилищной, а коммунальной, а следовательно стала облагаться НДС (а он с Нового года 20%). Кроме того, обращение с отходами поручено так называемым «региональным операторам», которые будут выполнять всю цепочку работ от вывоза до сортировки (если есть) и захоронения мусора.

В каких-то регионах это действительно один оператор (например, у нас в Тюменской области это ООО «Тюменское экологическое объединение»), в какие-то регионы поделены между разными операторами, а где-то даже на территории одного города действуют два оператора (в Красноярске на левом и правом берегу Енисея разные региональные операторы и разные ценники за вывоз мусора). Ну и самое главное — в большинстве регионов отмечается заметный рост тарифа. Исключение, пожалуй, только Чечня, где тариф не вырастет и Саратовская область, где обещают снижение тарифа на 4%. Из чего вообще складывается тариф для населения? Из тарифа регионального оператора за вывоз мусора (в расчете за кубический метр или тонну отходов) и норматива образования отходов населением. Если ценой за вывоз более менее понятно — в среднем по России это 530 рублей за кубометр (в отдельных случаях от 400 до 1000 рублей в зависимости от сложности логистики и величины аппетитов региональных операторов). А вот с нормативами образования отходов всё не так просто. Тут есть несколько вариантов. Давайте с этим разберемся подробнее.

Итак, норматив может быть подушевой, то есть считают, сколько в год мусора накапливает один человек (в кубических метрах или тоннах). В среднем это
190 л/месяц (от 120 до 280 л по разным регионам). Внутри одного региона норматив может отличаться для многоквартирных домов (МКД) и частных домов (ИЖС). Обычно считают, что в частном доме люди мусора накапливают больше, хотя есть регионы, где считают наоборот (что логично, ведь часть мусора может идти в печь или в компостную кучу). Кроме того норматив для города (и для МКД, и для ИЖС) обычно выше чем для сельской местности.

В среднем по всем регионам, где принят такой способ расчета, тариф для населения составляет 102,5 рубля с человека в месяц (от 35 до 199 рублей в разных регионах). Чем хорош данный способ расчёта тарифа? Первое — это относительная честность. То есть чем больше людей — тем больше мусора. Второе — возможность не платить, если в квартире никто не живёт. Но есть и минусы. Во-первых, не все живут по прописке, у многих регистрация вообще в других регионах (или странах). Во многих квартирах никто не прописан, но они сдаются внаём. Из-за этого завышается норматив образования отходов для тех, кто прописан и честно платит за себя и, по сути, ещё за «того, непрописанного, парня».

Почему я написал выше про относительную честность данного способа? Потому что несмотря на средние нормативы образования отходов не все люди образуют равное количество отходов. Образование отходов всё же связано с уровнем потребления. Очень сомнительно, что пенсионеры, например, накапливают 190 л мусора в месяц. Кроме того, строительный и вообще крупногабаритный мусор честнее будет относить не на количество прописанных, а на площадь квартиры.

Перейдем как раз к способу расчёта по площади. В шести регионах (Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская, Тюменская области и Камчатский край) реализован именно такой вариант расчёта тарифа и для МКД и для частных домов. Кроме этих регионов в отдельных районах Московской области также плату берут с квадрата. В том числе в Одинцовском районе (это где Рублевка) тариф за «квадрат» составляет 9,02 рубля. Учитывая количество шикарной недвижимости с площадью за несколько тысяч квадратов в Одинцовском районе можно прикинуть, как озолотятся местные мусорщики. В среднем же тариф около 4-5 рублей за квадрат (в Тюменской области — 5,04 руб/кв.м). Чем хорош такой способ расчёта? Первое — не получится «отмазаться» тем, кто проживает, но не прописан в квартире (ну, для кого это плюс, а для кого-то минус). Второе — те, на кого приходится жилой площади меньше, чем среднее значение по региону (26,5 кв.м/чел. в Тюменской области), будут платить меньше, чем при подушевом расчёте. Ну и жирный минус — это заоблачные суммы за вывоз мусора для жителей частных домов.

С последним минусом борется третий вариант расчёта норматива — дифференцированный. То есть жители МКД платят пропорционально площади квартир, а ИЖС — пропорционально количеству жителей. Такая система установлена в Калужской, Нижегородской областях и Удмуртии. В некоторых регионах похожая система, но с вариациями. В Пермском крае, например, владельцы частных домов платят от 71,68 до 143,36 рубля в месяц (то есть за одного или двух прописанных, более двух прописанных не учитывается). В Ленинградской области — за каждый частный дом фиксированная плата 382 р./мес. без учёта площади и количества проживающих. В Кировской области в городах Кирове и Кирово-Чепецке начисляется плата за квадраты, а в остальной части региона — по количеству проживающих. В Подмосковье, например, вообще хитрая система:

Так, согласно публичным офертам, вывоз мусора из дома ИЖС в Подмосковье площадью от 101 до 150 кв. м будет стоить до 400 рублей в месяц, от 151 до 250 кв. м — 450, от 951 до 1050 кв. м — 850 рублей. Для больших домов площадью от 2001 кв. м тариф установят до 3500 рублей в месяц. В целом все дома ИЖС поделены на 21 категорию с шагом в 50-100 кв. м по площади и в 50-300 рублей по стоимости.

Чем хороша дифференцированная система? С одной стороны, исключается уход от оплаты за вывоз мусора для незарегистрированных по месту проживания. С другой стороны, исключаются заоблачные суммы за вывоз мусора для проживающих в частных домах. Минусы всё равно остаются. В любом случае найдется тот, кто скажет «Почему я один в трёшке должен платить больше, чем соседи впятером в однушке?». Однако и при подушевом расчёте найдутся те, кто скажет «Почему я честно плачу за всех четверых членов семьи, а соседнюю квартиру снимают пятеро таджиков, которые вряд ли там зарегистрированы». Я уже не говорю о «честности» того, что жители первых этажей платят за лифт. Вообще коммунальные платежи не всегда честные, и не только у нас. Например, в Германии за телевидение платят все, не важно есть телевизор или нет. И платят круглую сумму 1400 р./месяц. Потому что даже там не придумали, как администрировать такой платеж, если не все хотят декларировать свои телевизоры. Что уж говорить про наших соотечественников, которые найдут, как бы не платить, тем более что администрировать количество проживающих в городских квартирах весьма сложно.

Я ещё не написал про четвертый вариант расчёта тарифа, который реализован в Якутии. Если честно, я там сам запутался. Вот цитата:

«Расчет в каждом случае получается индивидуальным. Если семья состоит из пяти человек, мы умножаем годовой норматив мусора на человека (1,86 кубометра), на стоимость вывоза кубометра (846 рублей – г. Якутск). Делим на 12 месяцев, получается 131 рубль 13 копеек. Затем отнимаем квадратуру данной квартиры, умножаем на 2,77 рублей за квадратный метр…»

На сколько якутский вариант жизнеспособен — сказать не могу.

Какие ещё могут быть варианты? Ну, во-первых, плата непосредственно за сам вывоз контейнера по мере накопления. Это было реализовано в случае ИЖС, когда у каждого дома свой личный контейнер, который вывозится по мере накопления. Ну, или у нескольких домов на улице, например. Возможно такое и в случае МКД, если жители смогут договориться (всякое бывает). Во-вторых, можно привязать объём образования мусора к объёму потребления воды и электричества. Это конечно, не то же самое, что объём водоотведения равен сумме объёмов ГВС и ХВС, но корреляция быть должна.

Установить нормативы для такого способа будет сложно, но способ видится как довольно четный. Потребляешь воды до 5-6 кубов — значит и мусора мало должно быть. А если по счётчикам 30 кубов воды — значит и мусора должно быть много. Логично? Здесь я нарочно не пишу про раздельный сбор отходов и самостоятельную сдачу вторсырья, а также другие способы уменьшения объёма ТБО (например измельчители пищевых отходов, кухонные компостеры и прочее). Это всё просто необходимо учитывать и поощрять.

Итак, подведём итоги. Какой из всех выше описанных способов расчёта лично мне кажется наиболее честным? Основа — дифференцированный вариант. То есть жители МКД по умолчанию платят за квадратный метр, ИЖС — за количество проживающих. Однако жители МКД должны иметь возможность на общем собрании поменять способ расчёта на подушевой. При этом общий объём мусора (количество контейнеров) вывезенное из этого МКД за месяц, должно делиться на квартиры либо пропорционально квадратным метрам, либо количеству прописанных, либо же пропорционально потреблению воды. То есть суммарно МКД платит за фактический объём отходов, а уже внутри дома жильцы решают, как будет честнее распределить затраты. В случае ИЖС должна быть предусмотрена возможность оплаты также за фактический вывоз контейнера. Вот такой вариант мне кажется наиболее честным.

Немного мусорной статистики

Углубился я сегодня в данные Росстата. В сети есть доступная статистика по такому показателю, как количество твердых коммунальных отходов, вывезенных за год по разным регионам. Вот, например, данные по Югу Тюменской области.

Естественно, это мусор не только от граждан, но и от организаций. Итак, четыре года всё было более менее ровно, но в 2017 году образование отходов выросло почти на миллион кубометров. Неплохо так. Возможно, изменили методику статистического учета. Ну да ладно. Смотрим дальше. Вот данные по общей площади жилья в Тюменской области за тот же период.

Если поделить одно на другое, получится тот самый норматив образования ТКО по площади жилого помещения. Смотрим.

Напомню, Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области утвердил тариф 0,11 куб.м. в год с одного квадратного метра общей площади жилого помещения.

Напомню, мы взяли в расчет весь мусор, от граждан и организаций Тюменской области, поделили его на жилплощадь и всё равно получили число меньше, чем насчитали чиновники из Департамента тарифной и ценовой политики только для мусора от граждан! То есть тариф завышен, и завышен значительно!

Ещё немножко мусорной статистики

Оказывается, в отдельных районах Тюменсой области подушевые нормативы образования отходов уже были введены. Вот, например, Исетский район.

То есть норматив 0,08 куб.м. в месяц или 0,96 куб.м. в год. Теперь посчитаем, что говорит нам статистика. Отдельно по Исетском району данных нет, но можно посчитать по Югу области без Тюмени. В 2016 году на этой территории проживало 721711 человек. Объём вывезенных ТКО по Югу области без Тюмени — 626 тыс. куб.м. Итого получаем в год на одного жителя 0,87 куб. м или 0,072 куб. м. в месяц. Ну то есть принятая в Исетском районе норма 0,08 куб.м./чел/мес. вполне сопоставима со средними расчётными показателями по области без Тюмени. За тот же 2016 год в Тюмени было вывезено 2031,1 тыс. куб.м. мусора. При населении 744554 человека получаем норматив 2,7 куб.м./чел/год
или
0,227 куб.м./чел/мес. Повторю, здесь учтен мусор от организаций в том числе. Поэтому реальная норма на человека будет ниже. Напомню, в среднем по всем регионам России норма на человека 0,191 куб.м./чел/мес. Вывод тут какой. В пролёте оказываются не только владельцы больших домов ИЖС, но и жители муниципалитетов, где отходов накапливается в разы меньше, чем в Тюмени. В большинстве регионов вводят различные нормативы для населенных пунктов с разной численностью или просто для сельской местности и городов отдельно. Что пошло не так в Тюменской области — не понятно…

Аркадий КАЮГИН

1 комментарий

  • Сколько можно нас пенсионеров «общипывать», добавили несчастную 1000 руб, а забрали уже 2500 руб, да еще больше, да еще за мусор отдай в общей площади — это еще 350-500 руб, Скажите, за что мы отдали 43 года работы, чтобы в старости кусок хлеба и стакан воды есть?

    2+

Добавить комментарий

Войти с помощью: