Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – в действии!
Водитель УАЗа в очередной раз удручен исчезновением тосола, оставляющего после себя лишь легкий запах в кабине. «Последний долил, запаса больше нет» — в никуда произносит он. Инспектор лишь согласно кивает головой, комментарии после внеплановой замены масла излишни. Погромыхивает кузов, урчит двигатель, уверенно крутятся латанные колеса, ярковское подразделение областной рыбоохраны в полном составе на выезде. Сквозь запотевшее лобовое стекло видна даль, в которой физические и юридические лица вершат свои противоправные дела, где-то на водоемах и в пределах водоохранных зон. Не волнуйтесь, все под контролем, ща будем!
А вот и первая ласточка: монбланы из снега вперемешку с грязью притулились на обочине, уходя в пойму реки Тобол. И кто это у нас такой удалой? Самосвал с очередной партией придорожных богатств делает залихватский разворот, по принципу «от греха подальше», узрев препятствие в нашем лице. Неторопливо направляемся вослед, чтобы засвидетельствовать наличие «запасного аэродрома» на берегу близлежащего озера. Протоколируем. Закономерный итог: данная шалость обходится чистильщикам в полновесных 600 тысяч рублей штрафа, пополнивших «закрома родины» федеральный бюджет. Недолгие последующие судебные разбирательства приносят еще и дополнительное моральное удовлетворение – судья красиво и профессионально ставит «зажравшегося» зарвавшегося адвоката на место, окончательно узаконивая решение о привлечении нарушителей к ответственности.
Едем дальше. Трасса Тюмень-Ханты-Мансийск утыкается в затор, образованный починкой мостков на мелкой речке. Порядка для интересуемся наличием согласования ремонтных работ, так как все равно стоим на светофоре и… вуаля!.. удивленные глаза напротив. Протоколируем. Следуют очередные штрафные санкции, и еще одна организации ратует за «мир во всем мире и дружбу народов», понеся незапланированные расходы. Подобная история повторяется спустя десяток другой километров. «Заказчики же обязаны всё согласовывать!» — восклицает главный инженер подрядчиков, ошеломленный свалившимся на него «счастьем». Постепенно изумление сходит на нет, договора составлены грамотно, по принципу «сам дурак». Желание заработать и нежелание вникать в документацию подводит «под монастырь». «Вот же рыбохозяйственный раздел …» — тычет в бумагу еще один персонаж, как бы ненавязчиво намекая «вы чё, тупые?!», пойманный с поличным на реке Тавда. Останавливаем технику нарушителей, замирают экскаваторы и грузовики, только клубятся дымом вахтовки. Находим более ответственное должностное лицо, которое вытягивается и перекашивается, осознавая неприятный до глубины души факт. «Недропользованием согласовали, администрацией утрясли вопрос, проект разработали….» — и что-то еще бормочет себе под нос представитель субподрядчика, медленно и нехотя расписываясь в протоколе.

Техническая ледовая переправа скоро будет готова под Иевлевским мостом…Посмотрим, будут ли нарушения в этом году
Ух-ты! Бросается в глаза спустя пару часов вблизи заболотья даже не скопление народа, а то с каким энтузиазмом заваливают и без того мелкую речушку бревнами. Арендаторам-лесозаготовителям приспичило древесину вывозить, ясен пень кратчайшим путем. И плотину эту никто разбирать затем и не подумает. Весна придет, глядишь, стихия спишет. Подумаешь, нерестовая река, эка невидаль! Старательно развенчиваем заблуждение. «А может мы Вам чем-нибудь поможем?» — озаряет юридическое чело нарушителя иное течение мысли. Себе вначале помогите, деятели.
— Взятка при исполнении?
— Что вы, что вы … благодарность, э-ммм, вознаграждение так сказать …
И с этими людьми мы строили коммунизм? Понятно желание минимизировать расходы, понятно, что не хочется платить большие и маленькие штрафы. Непонятно почему вначале делают, а потом думают, как выкручиваться, ведь согласования то копеечные, в масштабах выполняемых работ. Зато «борзых щенков» сунуть – само собой, и ведь уверены, что возьмут. Мол, так система устроена. Вынужден разочаровать. Государство это не в последнюю очередь специалисты-чиновники на местах и именно от них зависит средний размер взятки обидно будет за державу или кому как. Да, обилие контролирующих и надзирающих раздражает представителей бизнеса, предпринимателей всех мастей. В том числе привлекаемых нами дорожников, мостовиков, энергетиков и прочих нарушающих.
Но, давайте все-таки отделять зерна от плевел. Возмещение возможного наносимого ущерба при осуществлении деятельности на водоемах заключается, как правило, в выпуске молоди различных видов рыб в те же самые реки и озера. Мы восстанавливаем водные биоресурсы для последующих поколений россиян, наших с вами детей и внуков. Стремимся сохранить имеющиеся богатства, а не профукать их в погоне за сиюминутной выгодой. Поэтому: … так, так, кто это там у нас на Туре переправу самовольно заливает, мотопомпами, да без рыбозащитных устройств … Сейчас, чутка починимся, подзаправимся, заведемся, заведемся? … заведемся и подъедем!
Государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Тюменской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
Олег РАЕВСКИЙ,
фото автора