Власти региона намерены «прищемить хвост» крупным ритейлерам

Тюменский рынок стремительно захватывают гипермаркеты. Крупные торговые сети все активнее вытесняют розничных продавцов. И если поначалу, когда известные названия стали появляться в Тюмени, все воспринимали это, как шаг вперед, то теперь ситуация видится не столь однозначной.

DSC_0617

Во-первых, налоги от оборота продаж, который даже по самым скромным подсчетам у крупных ритейлеров весьма солиден, утекают из региона. Ни одно крупное торговое сетевое предприятие в Тюменской области не зарегистрировано. Во-вторых, засилье гипермаркетов не дает развиваться местному производителю продуктов питания. Поскольку поставлять продукцию в объемах крупной торговой сети они не могут. В особенности это касается личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

«Нет» торговой кабале

Областные власти озаботились вопросом, что мы можем противопоставить крупным ритейлерам, как защитить местных товаропроизводителей. Опыт продвижения продукции местных товаропроизводителей решили почерпнуть в Германии. С этой целью делегация Тюменской области посетила Берлин в начале августа.

«Мы должны были нащупать источник информации и примеры того, где находится рубеж экономических войн между крупным ритейлом и  небольшими торговыми и производственными предприятиями. Нам было необходимо понять, что нас ждет в недалеком будущем. Поскольку экспансии торговых сетей по большому счету никто и ничего противопоставить не может, — рассказал о целях поездки в Германию президент Торгово-промышленной палаты региона Эдуард Абдуллин Эдуард Абдуллин, — Рынок для всех один и предполагает свободную конкуренцию. Что же происходит на деле, мы все с вами видим. Торговые сети, заходя в какой-либо микрорайон, начинают вести борьбу с розничными магазинами у дома. В течение полугода, а когда и дольше они за счет демпинга по ценам «уничтожают» вокруг всех розничных конкурентов, получая полную монополию на жителей этой территории. И вот после этого, они начинают ставить те цены, которые хотят. Потребитель к этому моменту обречен покупать у них, потому что географически ему пойти уже больше некуда. Это одна сторона медали. Вторая – это наши сельхозпроизводители. Исчезновение конкуренции на рынке, заставит их сдавать свою продукцию по очень низким ценам крупным ритейлерам. При этом, торговые сети оставляют за собой полное право сделать на эти товары наценку в полтора а то и два раза. В конечном итоге производство сельхозпродукции становится экономически невыгодным и нецелесообразным. Небольшие предприятия, частные фермерские хозяйства рискуют просто уйти с рынка и закрыть свой бизнес. Ну и третий очень существенный момент. Весь ритейл имеет прописку в других городах страны. Москва, Санкт-Петербург, Ростов… И соответственно, все налоги от их торговли, уходят туда. Тюменская область не получает, к сожалению, ничего кроме красивых зданий супермаркетов».

Поэтому, уточнил Абдуллин, впервые правительство Тюменской области обратила такое серьезное внимание на рынок торговли. Детальным рассмотрением того, как взаимодействуют товаропроизводители, занялись впервые. До этого, все выживали, как могли, и рынки сбыта, каждый искал себе сам. В ситуации, когда производителям продуктов питания и так непросто выживать, экспансия торговых сетей стала крайне ощутимой, а потребление падает, шаги по стабилизации ситуации просто необходимы. Чтобы в будущем мы не получить полную монополию торговых сетей и не впасть в кабальную зависимость от трансконтинентальных корпораций, — резюмировал Эдуард Абдуллин.

Как бороться будем?

Немецкий опыт, в частности опыт сельхоз товаропроизводителей земли Брандербург состоит в том, что выжить можно сообща. Немцы организовываются в сообщества производителей, которые выстраивают маркетинговую политику в отношении крупных торговых сетей, развивают свою розницу, сотрудничая с теми магазинами, которые еще остаются в частном пользовании. Кроме того, они так же занимаются особым выделением – брендированием продукции. В частности у немцев есть аналог тюменской маркировки «Покупаем тюменское», региональная марка продуктов местных товаропроизводителей «Von Hier», дословно «отсюда». Есть еще один логотип «Био», который обозначает продукт, выращенный без применения химии с применением ручной обработки и т.д. Производство таких продуктов регламентировано немецким законодательством.

«При этом, несмотря на то, что Тюменский регион движется в правильном направлении, есть одно отличие, над которым стоит в ближайшем будущем серьезно поработать, — уточнил начальник Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка области Андрей Пантелеев, — В Германии есть реальные объединения производителей, они вкладывают деньги в свое продвижение, отстаивают свои интересы. На сегодняшний день кампания «Покупаем тюменское!» продвигается за счет правительства. Это наша инициатива, которую мы поддерживаем и развиваем. Пришло время производителям объединяться».

Директор департамента агропромышленного комплекса области Владимир Чейметов рассказал, что сейчас обсуждается вопрос создания некоммерческого объединения, куда бы вошли и наши товаропроизводители и местные предприятия розничной торговли, и предприятия оказывающие услуги по логистике. Сейчас идет процесс формирования предложений от каждой стороны. По итогам будут созданы механизмы работы этого объединения.

Кроме того, местных производителей качественной сельхозпродукции поддержат дополнительно. Немецкий опыт в части производства и продажи продуктов под маркировкой «био» всерьез намерены внедрять в Тюменской области. Об установке стеллажей для такой продукции уже всерьез задумалась генеральный директор ООО «Клен» Елена Клименко.

«У нас есть производители, которые могут поставлять подобную продукцию, в основном это небольшие фермерские хозяйства», — отметил Владимир Чейметов.

Директор департамента АПК региона так же отметил, что в Тюменской области работают около 162 тыс. 500 мелких фермерских хозяйств и реализация биопродукции поможет многим из них удержаться на рынке и развиваться.

Вероника КРАЙНЯЯ

Фото автора

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: