Поможет ли цифровизация финансовой стабильности НКО?

В 2022 году в Тюменской области при поддержке гранта губернатора впервые проведено масштабное исследование “Цифровизация некоммерческого сектора Тюменской области: текущее состояние, барьеры, потенциал”. Интересные данные из этой работы представил фонд общественной дипломатии “Диалог”.

По данным Минюста в области 2231 некоммерческие организации, из них в реестре социально ориентированных НКО – 742 организации. Именно эта база использовалась для расчета выборки количественного опроса, проходившего в 2021 и 2022 году.

Ирина Ульянова, руководитель проекта, президент фонда общественной дипломатии «Дилог»

В 2021 году фонд провел исследование проблем и перспектив развития СО НКО Тюменской области. Вторая по частоте упоминания проблема некоммерческого сектора — это отсутствие финансовой стабильности, зависимость от грантов. При этом 72,5% НКО называют своей «стратегией» на 5 лет – работу в существующем формате за счет грантов.

Таблица 1. Данные количественного опроса 200 СО НКО Тюменской области

Это несколько парадоксальная ситуация. Тюменские НКО понимают, что грантовые ресурсы, являющиеся по сути финансированием проектной деятельности, не дают устойчивости и возможности для развития организации (сегодня ты грант выиграл, завтра нет), но только 12,5% из них смотрит в сторону «фандрайзинга», ресурсов, полученных от населения.

С этой точки зрения исследование «Цифровизация некоммерческого сектора Тюменской области: текущее состояние, барьеры, потенциал», которое только что закончил «Диалог», это продолжение поиска ответов на вопрос, как благодаря современным цифровым технологиям помочь НКО стать более устойчивыми и самостоятельными.

Количественный опрос 200 НКО помог изучить потребность в технической и технологической обеспеченности региональных СО НКО, а также сдерживающие факторы и барьеры цифровизации. А работа экспертов, представляющих различные сферы (бизнес, власть, ресурсные центры, СО НКО) стала основой для выработки рекомендации по реализации стратегии и тактики цифровизации региональных СО НКО

В оценке уровня цифровизации некоммерческого сектора учитывались наличие и функциональность сайта организации. Так 52,5% НКО не имеют собственного сайта, а треть из тех, у кого он есть используют его преимущественно портирования пользователей в социальные сети. При этом только 4% НКО используют сайт для сбора пожертвований.

Таблица 2. Данные количественного опроса 200 СО НКО Тюменской области

Что же делают НКО в социальных сетях?

89,5% опрошенных НКО используют в работе социальные сети. Наиболее популярной соцсетью является «ВКонтакте» (62,1%). Гораздо меньшей популярностью пользуется ведение своего канала на видеохостинге YouTube (14,5%). Страницу в «Одноклассниках» ведут 13,4%.

При этом, как мы видим из диаграммы, инструменты фандрайзинга, предлагаемые платформами социальных сетей Тюменские НКО тоже практически не используют.

Таблица 3. Данные количественного опроса 200 СО НКО Тюменской области

Анкета предусматривала большой блок вопросов, исследующий использование НКО цифровых инструментов, встроенных в деятельность организации, помогающих в поиске ресурсов, общению с благополучателями и волонтерами, аналитике, продвижению.

Например, вот ТОП-5 важных, но практически не используемых нашими НКО сервисов:

Визуализация данных 78,5%

CRM системы– 78%

Сервисы для организации событий 77,5%

Фандрайзинговые платформы 76,5%

Автоматизированная e-mail рассылка– 76%

Что даст региону это исследование в целом и предлагаемые решения в частности?

«Я видела, как на стратегической сессии участники из разных сфер деятельности: бизнеса, НКО, органов власти находили основу для партнерства. У бизнеса есть готовые решения, необходимые НКО: как найти и удержать благополучателей, как продвинуть проект, как настроить сайт на фандрайзинг и главное, они видят для себя в этом сотрудничестве новый рынок. Остается только научить НКО правильно формулировать свои задачи, а власти создать условия для этого партнерства и тогда, как сказал один из участников, «колесо станет не квадратным, а круглым и покатится само», –  комментирует Ульянова Ирина, руководитель проекта, президент фонда общественной дипломатии «Дилог».

PARK72.RU