Омельчук, Шакурская и скандал с украденным фильмом, о котором знает даже Владимир Путин

Эта нелепая и странная история длится уже более 5 лет. Исследователь-журналист, потративший 17 лет на сбор уникальных материалов для создания документального фильма, Юлия Коваленко вынуждена мириться с тем, что на кинофестивалях созданную ею картину представляют без ее согласия как продукт творчества телекомпании «Регион-Тюмень», где всего лишь за 18 дней осуществили монтаж предоставленного ею видеоматериала по заранее прописанному ею сценарию. Судебные разбирательства зашли в тупик. С просьбой о помощи в защите своих авторских прав Юлия Коваленко написала президенту Владимиру Путину. Также обращение к главе государства написали и герои ее фильма, многие из которых – народные и заслуженные артисты России. Они утверждают, что не знакомы с сотрудниками ГТРК «Регион-Тюмень» и возмущены тем, что лица, осуществившие всего лишь монтаж картины, приписали себе лавры авторов и режиссеров-постановщиков, а судебные инстанции – поддержали их. На стороне обвинения и пострадавшей выступает и соавтор картины – Тамара Малахова, которая посвятила сбору документальных сведений, использовавшихся при создании фильма, более 25 лет.

Юлия Коваленко на презентации фильма в 2012 году в Фонде социально-культурных инициатив Светланы Медведевой

Для начала – о фигурантах «дела». О местном филиале ФГУП ВГТРК — ГТРК «Регион-Тюмень», думаю, рассказывать не нужно. Крупная телекомпания, с богатой историей, широким диапазоном творческих интересов и огромной армией почитателей. Бессменным директором является журналист, краевед, режиссер Анатолий Омельчук. Ситуация, о которой пойдет речь, в подробностях знакома и нынешнему директору департамента культуры Тюменской области, поскольку в то время, когда скандал только разгорался, Юлия Шакурская работала заместителем директора упомянутой телекомпании. Ее имя в письме, адресованном президенту РФ Владимиру Путину, тоже упоминается.

В договоре, который Юлия Коваленко заключила с компанией, прописаны условия. Компания не могла демонстрировать фильм без ее разрешения и тем более — без упоминания ее фамилии показывать на фестивалях

Теперь о стороне обвинения. Эта история произошла с нашей землячкой — талантливым журналистом, сценаристом, режиссером документальных фильмов Юлией Коваленко. Она уже более 13 лет живет и работает в Москве. Тюменцы помнят ее как первого пресс-секретаря тюменской городской администрации (работала до 2002 года), тележурналиста и радиоведущую, а также как исследователя. Ей удалось превратить Тюмень – в город с богатым вокальным прошлым. По крупицам восстановив сведения об известных оперных певцах прошлого, чья жизнь была неразрывно связана с нашим городом, Коваленко отыскала в архивах записи их голосов на дореволюционных пластинках (в том числе, например, выпущенные в 1903 году) и переиздала их на компакт-дисках, познакомив современников с великими певцами прошлого. Этот историко-краеведческий проект назывался «С любовью, землякам…: Век ХХ. Тюменский классический вокал в лицах».

В фильме о Иване Семеновиче Козловском использованы материалы из личных архивов родственников, родных и близких артиста. на сбор материала ушли долгие годы

Если бы Юлия Владимировна не стала журналистом, то, наверняка, ей удалось бы стать неплохим детективом или ученым. Она – увлеченный человек, энтузиаст. Только по-настоящему увлеченный человек способен десятилетиями собирать материал (не экономя ни сил, ни средств и не надеясь на спонсоров), чтобы создать документальный фильм. В копилке ее работ — картины, вошедшие в золотой фонд телевидения: о заслуженном артисте России, солисте Царского Мариинского и Большого театров А. М. Лабинском (1994г.), об артисте эстрады и кино 50-60-х годов Г. В. Романове (1996г.), встреча с Народным артистом СССР В. Т. Спиваковым (цикл «Лики», 1998 г.) и ряд других. В настоящее время работает над созданием фильма о поэте Белле Ахмадулиной, последнее прижизненное видеоинтервью с которой Коваленко успела сделать. Работы Юлии Владимировны хранятся в Государственном Академическом Большом театре, Государственной библиотеке им. Ленина, Государственной юношеской библиотеке, Центральном театральном музее им. Бахрушина, Государственном архиве фонодокументов, Российском Государственном архиве литературы и искусства, Государственном музыкальном музее им. Глинки, Российском музее Союза театральных деятелей и т.д. (г.Москва). В театрах, музеях, библиотеках Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, других городов.

Соавтор фильма. Помощница великого артиста

Является победителем около 20-ти международных, всероссийских, межрегиональных конкурсов, обладателем «Серебряного Гонга», высшей и единственной награды в номинации «Программа» I международного конкурса независимой прессы, радио и телевидения «Гонг-94», а также «Золотого Пера» Союза журналистов России.

Иван Семенович помогал строить музыкальные школы в селах, искал дарования в глубинке, помогал даже незнакомым людям, просившим о помощи… И все за свой счет…

Предмет спора — документальный фильм о легенде и ровеснике века ХХ, Народном артисте СССР, — «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» Фильм этот, в общем-то, «фестивальный», не рассчитанный на прокат в кинотеатрах и повышенный интерес широкой публики. Но картина, безусловно, интересная и выполненная в лучших традициях жанра, с многочисленными интервью родных и близких знаменитого певца, его коллег и друзей. Нужно ли говорить, что сам по себе труд по сбору этих видеоотзывов, уникальной кинохроники из российских и зарубежных архивов, последнего интервью с артистом, которое ей посчастливилось записать за месяц до его ухода из жизни, материала (И.С.Козловский прожил почти век!) – невероятный по своей колоссальности.

Вот такое письмо направляла в Израиль тогда еще в должности замдиректора компании ,,Регион-Тюмен,, Юлия Шакурская. В 2011 году они признавали, что авторские права принадлежат Коваленко. Видимо, потом настрой изменился…

«Над фильмом я работала более 17 лет. Он создан в соавторстве с Тамарой Денисовной Малаховой, помощником Ивана Семеновича Козловского, которая собирала сведения и материалы, вошедшие в фильм, более 25 лет. В создании картины нам помогали родные и близкие легендарного артиста, его коллеги. Потребовались сотни встреч, уточнений, согласований…  Мы совместно добивались разрешения использовать в фильме кадры из личных архивов. Чтобы взять интервью у коллег героя фильма – сестер Михоэлс, я ездила в Израиль. За свой счет. Никаких творческих и финансовых вложений в сбор сведений, использованных в фильме, сотрудники «Регион-Тюмени» не внесли. Более того, в отчет об использовании средств правительства Тюменской области включили сведения о несуществующих расходах. Они всего лишь в течение 5 дней отсняли подготовленных мной участников фильма (в Москве в 2010г.) и за 18 дней смонтировали картину из предоставленного нами материала и по написанному мною сценарию под моим личным руководством. (Предварительно мной были созданы синопсис (идея, по которой получен грант губернатора), сценарная заявка фильма, отобраны  его участники, проведены с ними прединтервью для включения в общую концепцию фильма перед его съемками, сами места съемок, необходимый для создания фильма кино- , аудио, печатный, фото- и эпистолярный архив. Организован съемочный график  и непосредственное руководство съемочным процессом. — Осуществлен весь комплекс  режиссерско-постановочной работы по созданию фильма до начала и в период его производства.) Ведь фильм снимался в разные годы в различных городах и странах», — рассказывает Юлия Коваленко. Она считает, что сотрудницу телекомпании «Регион-Тюмень» Нэлли Тоболкину в титрах нужно было указать как режиссера монтажа, а не режиссером-постановщиком. С позицией Коваленко согласны и те, кто лично знал героя фильма – Ивана Семеновича Козловского и лично помогал Юлии Владимировне собирать материалы для создания картины. Под письмом президенту подписались более 20 человек, все – народные и заслуженные артисты…

Фильм увидели даже за границей… Правда, он был представлен, по словам автора Юлии Коваленко, как фильм режиссера Нэлли Тоболкиной

«К нашему великому удивлению и возмущению, вместо законного автора фильма (автора сценария и режиссера – постановщика) Юлии Владимировны Коваленко ГТРК «Регион-Тюмень» – филиал ВГТРК стал систематически направлять этот уникальный фильм на фестивали, кинофорумы как фильм своего работника, «режиссера» Нэлли Тоболкиной, о существовании которой никто из нас прежде никогда не знал, не видел ее, не общался с ней и не подозревал ее в приверженности к творчеству И.С.Козловского и классической музыке, — говорится в письме президенту. — В титры фильма против воли и желания Ю.Коваленко была «вмонтирована» как режиссер фильма постороннее неизвестное лицо, сотрудник филиала ВГТРК ГТРК «Регион-Тюмень», не имеющая никакого отношения к творческому процессу его создания. Так случайные для всех нас, автора и самого фильма человек и компания сделали себе имя и репутацию на незаконно присвоенном творческом многолетнем труде Ю.Коваленко.  Нам известно, что, несмотря на неоднократные досудебные обращения Ю.Коваленко к производителю фильма, они не вызвали никакой реакции со стороны руководства студии «Регион – Тюмень», как и обращение на имя генерального директора ФГУП ВГТРК О.Б.Добродеева. Судебное рассмотрение спора автора с крупнейшей в РФ и в мире телерадиокомпанией – ВГТРК и его работниками во всех судебных инстанциях всех уровней, — которое длится несколько лет, при котором было по непонятным причинам заменено пять судей (в первой инстанции), повергло нас в крайнюю степень уныния и разочарования. Четверо из нас — участники создания фильма — ждали вызова в суд повесткой в качестве свидетелей по принятому в дело письменному ходатайству Ю.В.Коваленко, — мы люди почтенного возраста, обремененные серьезными недугами, — но так и не дождались (внучка И.С.Козловского А.Ю.Козловская – Тельнова, Заслуженный работник культуры РФ профессор Н.А.Иванова-Крамская, помощник И.С.Козловского с 25-летним стажем и консультант фильма Т.Д.Малахова, концертмейстер И.С.Козловского К.К.Костырев (ГАБТ)). Этот факт, как мы понимаем, является грубым фундаментальным нарушением действующей судебно – правовой системы. Мы приходили, однако суды многократно откладывались. Вместе с тем суд не обеспечил вызова эксперта в судебное заседание, поскольку такого вызова, как подтвердило письмо из ВГИКа им.А.Герасимова, не поступало».

Как же так вышло, что телекомпания «Регион-Тюмень» вообще оказалась причастна к фильму Коваленко?

В этой телекомпании она начинала свой творческий журналистский путь, поэтому именно к бывшим коллегам Юлия Владимировна и обратилась за содействием в подготовке картины. «Я не ожидала такого предательства, — говорит она. — Нужно было сделать монтаж. Эту работу могла выполнить любая другая телекомпания или телестудия. Любая. Монтаж – дело техники. На осуществление этой работы был выделен грант губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. В телекомпании был смонтирован итоговый фильм из предоставленных мною материалов и в точном соответствии с моим сценарием. Между мной и телекомпанией был заключен гражданско-правовой договор, в соответствии с которым авторские права на фильм – мы обговорили сразу – принадлежат мне, но телекомпания может на своих каналах и с моего письменного разрешения демонстрировать его. Каково же было мое удивление, когда на  кинофестивалях  я увидела, как за этот фильм награду вручают «режиссеру-постановщику» — сотруднице ГТРК «Регион-Тюмень» Нэлли Тоболкиной, которая лишь под моим четким контролем и руководством смонтировала кадры, не внеся никакой вклад в творческую часть работы. Более того, в титрах ее обозначили не как режиссера монтажа этой картины, кем она по факту являлась».

Титры в сценарии Ю. Коваленко поправила своей рукой Н. Тоболкина. В графе ,,режиссер,, она зачеркнула имя автора фильма и вписала свое

Коваленко подала в суд. Но… Вы не поверите – проиграла. Суды нескольких инстанций отказали в удовлетворении ее требований о лишении авторских прав сотрудников телекомпании. Юлия Владимировна считает, что суд ангажирован, поэтому недостаточно внимательно изучил обстоятельства дела, халатно отнесся к ходатайствам и проигнорировал необходимость вызова в зал суда свидетелей, людей непосредственно причастных к созданию картины, сбору материала. Что в документах, представленных ответчиками, по ее мнению, содержатся очевидные признаки фальсификации доказательств, подлога и плагиата. «Суд почему-то решил опираться на трудовой кодекс и трактовать меня как внештатного автора, привлеченного телекомпанией к созданию картины, в то время как в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором, это телекомпания была исполнителем, а не я. И трудовое законодательство может быть распространено как раз на работников телекомпании, которые выполнили четко заданную работу,  и не могут являться обладателями авторского права. Суд парирует тем, что в штате телекомпании Тоболкина числится режиссером. И не учел, что режиссер-постановщик – это автор или соавтор фильма. И в данном конкретном случае она выполняла монтаж, а не работу постановщика. Кем уж там она числится в телекомпании – это вопрос десятый. Это их внутренние дела. По отношению к созданию этой картины она не являлась режиссером-постановщиком, не причастна к творческой составляющей и не может претендовать на авторство. Ее работу мог выполнить любой человек аналогичной квалификации или монтажер».

Но это еще не все сюрпризы. Парадоксальнее всего то, что сотрудницы телекомпании – Нэлли Тоболкина и Вера Федорова – чью причастность к подготовке фильма (не монтажу, а собственно подготовке и постановке – сбору видеоматериала и свидетельств) оспаривается, — подали встречный иск к Коваленко, которая потратила 17 лет на сбор уникального материала, с требованием о признании их соавторами и наделении их авторскими правами. И суд эти требования, в том числе и первоначально свидетеля, а затем 3-го лица Федоровой, удовлетворил!

«Это просто вопиющая несправедливость. Это свидетельствует лишь о том, что в России авторские права очень сложно защитить. Даже в таких очевидных, казалось бы, обстоятельствах. Но я все-таки надеюсь, что справедливость восторжествует. Прокуратура признала незаконным отказ УМВД в возбуждении уголовного дела по моему заявлению о незаконном присвоении авторского права Нэлли Тоболкиной и другими лицами и заверила, что будет проведена дополнительная проверка. Это настоящий рейдерский захват. По другому назвать не могу», — говорит Коваленко. Кстати, Юлия Владимировна утверждает, что с момента нарушения ее авторских прав по настоящий день  ей причинен крупный материальный ущерб, который составляет, согласно расчету,  свыше 20 млн. рублей.

За комментарием по поводу сложившейся ситуации корреспондент PARK72.RU обратился в телекомпанию «Регион-Тюмень». Там пояснили, что «этот судебный спор – скорее  всего, очередная попытка оспорить авторство телекомпании». За уточнением обстоятельств посоветовали обратиться к директору ГТРК «Регион-Тюмень» Анатолию Омельчуку, направить письменный запрос, что мы и сделали.

Письмо с вопросами, в том числе и личного характера (в их числе: Как бы поступили лично Вы, если бы фильм, над которым Вы работали долгие годы, представляли публике как картину человека, который осуществил всего лишь технический монтаж, затратив на это меньше месяца? Как лично Вы относитесь в бывшей коллеге Юлии Владимировне Коваленко? Считаете ли, что в данной ситуации ее права как автора картины были нарушены? Или же Вы считаете претензии Коваленко безосновательными?) мы направили Анатолию Константиновичу 20 июля. Выдержав довольно длительную паузу, уже в августе, обратились в приемную. Там нам посоветовали звонить юристу, который готовит ответы. Почему именно юрист отвечает на вопросы, адресованные лично Анатолию Омельчуку, сказать сложно…

До юрисконсульта мы дозвонились. Тот подтвердил, что действительно готовит для нас информацию. Правда, когда конкретно порадуют ответным письмом, он не знает. Пообещал направить его по электронной почте максимально оперативно.

Мы продолжаем ждать «обратной связи», чтобы продолжить тему. В конце концов, не каждый день на «Регион-Тюмень» президенту России  жалуются. Надо бы объяснить, что к чему. Пока позиция Юлии Коваленко выглядит более аргументированной, даже несмотря на то, что в суде она проиграла.

P.S. Посмотреть фильм можно здесь. В этом варианте картины титры перемонтированы и представлены в том виде, в каком, по мнению Юлии Коваленко, они должны быть.

Продолжение.

Никита СМИРНОВ

комментарии из соцсетей:

С этой » некрасивой «историей знаком не понаслышке. Но ,что больше всего меня изумляет: не позиция бессменного директора тюменского телевидения-он человек системы, не наше российское «кривосудие», в котором » прав тот ,у кого больше прав (возможностей)-другого нет, а то, что бесталанная родственница известного тюменского писателя Зота Корниловича Тоболкина , которая выросла в творческой среде и не понаслышке знакома с » тяготами» тяжелого творческого труда, сумела себя «преодолеть» и «превозмочь» и покусилась на самое святое-авторские права на замечательное,уникальное произведение, к созданию которого она не имеет никакого отношения.Это сродни ситуации, когда бы Зот Корнилович принес в издательство свой роман, например, » У Бога за пазухой», а верстальщик Петров и корректор Иванов, внезапно стали бы соавторами известного писателя ,потому-что верстали и корректировали … К сожалению, Зота Корниловича уже нет в живых, а то бы я набрался смелости и обратился бы к нему к большой просьбой- высечь розгами этого «режиссера-постановщика». Навряд ли это помогло в деле отстаивания прав автора на фильм, хотя лично я и многие другие, получили бы большое моральное удовлетворение. Желаю автору успехов в отстаивании своих законных прав. Призываю всех кто не равнодушен- поддержать Юлию в ее священной борьбе против «серых мышей»от нашего искусства и творчества, ведь , только благодаря таким » безсеребрянникам,» не желающим примириться с обманом и злом, которое лишает человека человечности, приспособленчеством и себялюбием, можно сообща ,добиться непобедимости Добра, Мечты и Красоты! И пусть всем нам по Жизни сопутствует- Вера, Надежда, Любовь! Сергей Лисин. 17 августа 2015года
Владимир Суворов
Бесспорно!!! Ю.Коваленко и Т. Малахова являются авторами и создателями Христианского Орфея –документального фильма: «Иван Семенович Козловский: Вера…Надежда…Любовь…».
Однако Верховный Суд РФ под председательством В. Лебедева и В. Нечаева (других судей правонарушителей «судебного синдиката») вышли за рамки дозволенного – «навязали» и «установили» единственному источнику власти в Российской Федерации – многонациональному народу «новых» авторов в противоречие Буквы и Духа деятельности Верховного Суда РФ: Таболкину и Федорову. Это обстоятельства судебного кризиса Верховного Суда при В. Лебедеве и В. Нечаеве в гражданском судопроизводстве. Обстоятельства кризиса и «криминального» выполнения полномочий федеральной государственной власти. Очевидна «ловушечно — саботирующая» деятельность всей судебной системы при В. Лебедеве и В. Нечаеве для выполнения обязанностей и гарантий: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Не зря Европейский Суд по правам человека говорит, что «такое осуществление правосудия судом, — вообще не предусмотрено в национальных судах». Противоправная деятельность судебной власти с нарушением этических и моральных норм Председателем Верховного Суда РФ В.М.Лебедевым и заместителем Председателя Верховного Суда РФ В.И.Нечаевым, которые выполняют судебные обязанности с признаками недопуска авторов документального фильма Ю.Коваленко и Т. Малахову к правосудию и обеспечению правосудием на поверхности. Эти «криминальные» обстоятельства имеют своё документальное подтверждение – ответы судей не установленной формы и с нарушением порядков осуществления правосудия судом, установленных ГПК РФ и Конституцией РФ. Судебная истина, однако. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ «БЕДА» В. Лебедева и В. Нечаева в том, что они не отличают осуществление правосудия судом, так как исследования безграмотных и некомпетентных ответов от заместителя Председателя Верховного Суда В.Нечаева при «преступно — небрежном» выполнении должностных судебных обязанностей судьи и руководителей судебной власти подтверждают административное отправление правосудия. Это требует освобождение В. Лебедев от должности Председателя Верховного Суда РФ, а В. Нечаева от должности Заместителя Председателя Верховного Суда РФ. Однако обстоятельства полного не выполнения судебных обязанностей и требований ГПК РФ при рассмотрении надзорных жалоб, требует лишения судебного статуса судьи. Тем более Ю.Коваленко и Т. Малахова лишились доступа к правосудию и обеспечению правосудием, судебной защиты своих лишённых прав и свобод человека и гражданина на авторство, судебной защиты при очевидных признаках преступления по статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Мне интересно продолжение этой истории. Буду следить на Facebook, как далее развиваются события.

8 комментариев

  • Химера Химера:

    Вот это действительно скандал. Интересно, как захватчики отмажутся…

    4+
    • Nikita SMIRNOV Nikita SMIRNOV:

      Да вообще. Стыдоба.
      ждем официального ответа Омельчука и его команды.
      Листочек с правками Тоболкиной — вообще шедевр. в авторы и Омечука с Назаровой хотела записать. за компанию. То ли принято так у них… Один сочинил — десять присоседились.

      4+
  • и ему глубоко и побоку на какое-то там законодательство!
    помню по 2003 году назарова хапнула с предвыборного счета райкова бабок немерено, ну и без соблюдения многочисленных и необходимых процедур сляпала агитационный ролик, да запустила его в эфир своей конторы…
    что по факту, могло привести к снятию этого кандидата с выборов в Госдуму!
    НЕДЕЛЮ!!! лично ознакамливал тогдашнего юристконсульта, нынешнего главоблкультуриста с нюансами предвыборного законодательства, чтобы привести в божеский (неподсудный) вид финансовые взаимоотношения кандидата и этих деятелей.

    4+
  • я понял! тюменские проявили патриотизм и отреклись от треклятого прошлого…
    а именно, от сотрудничества с идеологически враждебной ныне конторой 9-ый канал!
    вот вырезка сегодняшних новостей на нем… и так каждый день.

    0
  • Мнение человека далёкого:

    Согласно Закону об авторских и смежных правах РФ , телевидение — это такая задница, где за право выйти в эфир со своим материалом надо ещё и заплатить.
    Исходя из вышесказанного получается, что хохол Омельчук должен катапультироваться со своего кресла на пенсию вовсе не за то, что воспользовался сторонним творческим материалом от хохлушки Коваленко по блату через московских теперь уже хохлов Рокецкого и Киричука, а за то, что бабки на счёт государственного телеканала за эту афёру не были переведены в соответствующий банк, а (здесь я позволю уже себе догадки) осели в частных карманах…
    Думаю, поэтому государственные судебные органы и не хотят отдавать хохлам новую порцию денежных средств.
    Проще попрощаться со старожилом тюменской журналистики.

    1+
    • кстати -да! а Скакого -юбилей, действительного земляка, его родственники обустраивают

      Компакт диски мы выпустили с лучшими песнями Юрия Гуляева, чиновникам подарим, пусть прослезятся, кого забывают.#тюмень #золотозолотым #игорьракша

      Игорь Ракша 发布于 2015年8月12日

      тогда как бюджетные гранты -уходят по непонятным схемам? причем тут область и козловский…

      2+
  • Да прочитав эту статью, сразу думаешь а почему этот так сказать товарищ . Скажу прямо ещё на свободе? Как говорил товарищ Жиглов ,вор должен сидеть в тюрьме .и причём. Со всей своей сворой вместе взятой а вы его на пенсию хотите отправить . Дорога ему явно в места не столь о отдалённые. .Да и не тот ли это омельчук. Который книги свои пишет. На украденных архивах Ямало-Ненецкого окурга ? Думаю если под него капнуть там мнго ещё дерьмища всплывет . с судя по доровору этой очень даже приятной леди )))) её просто обобрали как липку . и все сощло с рук и суд скорее всего был куплен омельчуком. Не понимаю как он вообще может возглавлять. Гос канал, это ж позорище какое для канала

    4+

Добавить комментарий

Войти с помощью: