Гостиничный бизнес, как и прочие отрасли экономики, не связанные с добычей и переработкой природных ресурсов, находится сейчас не в самой лучшей форме. Отель «Восток» в Тюмени – самый большой на территории Тюменской области. В 2015 году незаметно для горожан эта муниципальная собственность вдруг стала частной. Новый владелец отказывается говорить о процессе приобретения акций, но с вдохновением рассказывает о вкладе в развитие отрасли.
На вопросы PARK72.RU ответил генеральный директор ООО Управляющая компания «Восток» Алексей Гоцык.
– Как вы относитесь к законопроекту о запрете размещать хостелы в жилых домах? Есть мнение, что этот законопроект пролоббировали представители гостиничного бизнеса.
– Я считаю, это очень правильный законопроект. Любой бизнес не должен наносить вред окружающей среде и людям. А когда на площадке рядом с обычными квартирами кто-то сдаёт внаём квартиру, то комфорта жизни на такой площадке уже не получается. Во-вторых, стоимость коммунальных услуг, она для собственников жилья меньше, чем для юридических лиц. Гостиничный бизнес проверяется многими госорганами – порядка 45-46 организаций, которые выставляют свои требования. Гостиницам очень сложно выживать в неконкурентной среде. В чём неконкурентность заключается? Гостиничный бизнес и частные предложения о предоставлении услуг для размещения относятся к нежилым помещениям. Для нас оплата всех коммунальных ресурсов на порядок выше, чем у собственника жилого помещения. Кроме того, мы несём расходы на создание условий безопасности проживания наших гостей, безопасность питания. Хостелы в жилых домах ничего этого обеспечить не могут. Малый гостиничный бизнес (хостелы), конечно, должен развиваться, но в равных условиях с другими участниками рынка. Должны быть справедливые условия для конкуренции.
– Посетитель гостиницы в настоящее время – кто это?
– К сожалению, людей, посещающих наш город с целью туризма, крайне мало. И почти у всех тюменских гостиниц посетители, в основном, это бизнес-гости, люди, которые приехали в Тюмень по работе, в командировку. Или те, кто приехали на какие-то семинары, соревнования или мероприятия. Например, сейчас в Тюмени проходят Всероссийские сельские спортивные игры.
– Как вы охарактеризуете современную ситуацию в гостиничном бизнесе?
– Основная тенденция – демпинг. Хостелы и квартиры на съём лишены обременения в виде контролирующих органов, у них более низкие затраты на оплату коммунальных услуг, чаще всего, неофициальное трудоустройство для персонала, отсутствие реального налогообложения. Это даёт им большие преимущества по сравнению с гостиницами. Поэтому они легко снижают стоимость своих услуг. Бизнес тогда хорош, когда грамотно регулируется загрузка: не ценой, а конкурентными преимуществами. В Тюмени сейчас единственный инструмент для конкуренции –снижение цен. И выживать в таких условиях становится всё сложнее и сложнее. А среднестатистический гость уже не тот, что был, например, в прошлом десятилетии. Теперь у него больше запросов и требований на высокое качество услуг обслуживания и сервиса. И чтобы соответствовать этим запросам,надо расти, а для этого тоже нужны деньги. А когда гостиница работает на уровне окупаемости, то это не позволяет вкладывать деньги в развитие бизнеса и улучшения качества услуг: обновлять фонды, менять мебель и оборудование, обучать персонал. Чтобы гостиничный бизнес развивался, загрузка должна составлять более 50%.
– А ваша гостиница выходит на такой результат?
– Нет.
– У вас самая большая гостиница в Тюмени.
– Не только в Тюмени, в регионе (объединенной Тюменской области, вместе с Ямалом и Югрой).
– Сколько у вас гостиничных номеров?
– Эта информация есть на сайте. Мы очень много делаем, чтобы выработать своё конкурентное преимущество. У нас на всех этажах организованы музейные комплексы, бесплатные для посещения наших гостей. Там мы рассказываем о традициях и истории Тюменской области и Тюмени. В этом гости видят наше тюменское гостеприимство. Выставки посвящены людям, которые сделали значительный вклад в развитие области, города, который знает весь мир.
– Скажите, вы почувствовали падение объема продаж, выручки после 2014 года?
– Самое сложное в том, что повышать стоимость номеров из-за растущей инфляции не получается, потому что спрос снижается. И те объемы, которые гостиничный бизнес зарабатывал до 2015 года, сейчас недостижимы. Курс доллара поднялся в 2 раза. Но мы в своей работе, в комплектации не можем на 100% выйти на отечественные товары (импортозамещение). Ещё увеличились транспортные расходы, коммунальные услуги и энергоносители. Тарифы поднимаются в стоимости без предупреждения и очень значительно. Расходы растут. А ценой на свои услуги ты регулировать это не можешь. У гостей и к этому размеру стоимости гостиничных услуг еще адаптации нет. Резкое снижение объёма в продажах произошло не в 2014 или в 2015 году, а чуть позже – в 2017-м. По той причине, что экономика инертна. А 2017 год преподнёс неприятный сюрприз – загрузка упала, по моим оценкам, на 20%. Стало тяжело, да и сейчас тяжело. Но мы стали учиться жить в таких сложных условиях. Стали сокращать расходы, меньше стали ремонтироваться. Потому что в предыдущие годы мы ремонтировали не меньше одного этажа. Меньше стали обновлять фонды. Сегодня основная задача – выплатить заработную плату, заплатить налоги, обеспечить содержание гостиницы. Если сравнивать с 2014 годом, то сейчас цена за номер должна быть в 2 раза больше.
– Но и сейчас номер класса «стандарт» у вас в «Востоке» несколько дороже, чем в гостинице «Нефтяник».
– Нельзя сравнить автомобили «Жигули» и «Мерседес», хотя и тот, и другой созданы для перемещения, и у них есть колёса. Надо в целом сравнивать. То, что из себя сегодня представляет «Нефтяник», в плане оснащения, ремонта, концепции, и «Восток» – это разные планеты. «Восток» уделяет много времени и средств развитию внутреннего, въездного туризма. Мы бульвар у гостиницы назвали бульваром Гостеприимства. В прошлом году мы отмечали 45 лет «Востоку», подарили гостям города скульптуру Гостеприимства: там красная ковровая дорожка для гостей и молодой представитель сферы гостеприимства выходит к гостям. Мы историю и традиции нашего края притягиваем и в гастрономию. У нас разработано меню из местных продуктов, заключаем договоры на поставку местной мясной и рыбной продукции. Заключили договор с компанией «Абрау-Дюрсо», и сейчас являемся их представителями в городе Тюмени. Мы пропагандируем и здоровый образ жизни, и культуру виноделия. В холле отеля «Восток» 3 раза в неделю по вечерам выступают артисты, мы предлагаем концертные программы нашим гостям абсолютно бесплатно. Во время завтрака у нас звучит рояль, живая музыка. Я считаю, что таких продуктов больше нигде в Тюмени на этом рынке нет.
Есть отели более высокой категории, у них свои преимущества, но в нашей категории равных нам нет. «Восток» никогда не будет претендовать на 4 звезды, потому что он проектировался и строился под совсем другие задачи – для обеспечения номерным фондом командировочных людей, приезжающих в Тюмень с северных месторождений. Поэтому номера у нас небольшие. Задача, которая стояла перед нами: привести в порядок гостиницу и предвосхищать пожелания гостей. И если мы хотим, чтобы у нас развивался внутренний, въездной туризм, то надо вкладываться в этот процесс, интеллектуально и финансово, в том числе и в обучение персонала. Мы сотрудничаем с колледжем сервиса и туризма. Инвестировали свои деньги, более 3 млн.рублей, для организации специальной тренировочной площадки в колледже, чтобы студенты сразу учились делать всё красиво и правильно.
– У вашей гостиницы есть еще одно преимущество: вы легко выигрываете конкурсы, тендеры по размещению людей по государственным и муниципальным контрактам, в том числе по заявкам автономных некоммерческих организаций, учрежденных структурами правительства области. Какой приблизительно процент составляет загрузка гостиницы по бюджетным ассигнованиям по сравнению с общим объёмом?
– Здесь вообще ни о каком соотношении речи не идёт.
– В открытых источниках есть информация, что в 2017 году из 21 заявки на участие в конкурсах вы победили в 18 случаях.
– У нас есть ряд преимуществ по сравнению с другими участниками рынка. Мы можем разместить у себя до 600 человек, и столько же накормить. Например, сейчас проходят сельские игры. Участников порядка 400 человек,поэтому выбор пал на отель «Восток». Здесь работают на нас исключительно конкурентные преимущества. И опять же, многие гости к нам возвращаются, потому что у нас интересно. Второй момент: у нас можно не только проживать, но и провести тут конференцию. Не нужны дополнительные транспортные расходы на перевозку людей. И мы сопровождаем эти бизнес-мероприятия от начала до конца. У нас есть библиотека и спортивный зал. Мы корнями вросли в экономику гостеприимства Тюменской области, и поэтому имеем успех.
– Вопрос про «корни». Хотелось бы вернуться в 2014 год. До этого года это же была муниципальная гостиница «Восток». Я хотела бы уточнить, есть ли у вас задолженность по оплате за покупку акций?
– Мы же с вами хотели говорить о квартирах, и насколько они влияют на рынок. А на эту тему я разговаривать с вами не планировал.
– Не готовы?
– Мы же о гостеприимстве с вами говорим.
– Но до того, как она стала вашей, это была самая большая муниципальная гостиница Тюмени.
– Этот вопрос закрыли.
– Можно ли узнать, на какой публичной торговой площадке вы покупали акции муниципальной гостиницы «Восток»?
– Еще раз говорю…
– То есть… Всё,что касается этой темы – о переходе акций, вы не хотите отвечать на эти вопросы?
– Да.
– В чём еще состоят преимущества вашей гостиницы по сравнению с другими такими же?
– Какие такие?
– Три звезды.
– Я вам полчаса рассказывал. А вы мне: то да потому – задаёте одни и те же вопросы. Я еще недостаточно ответил на вопрос о конкурентных преимуществах?
– Помимо того, что вы перечислили.
– Видимо, вы не слышите то, о чём я вам доношу информацию, или не хотите слышать.
– Может, еще есть что-то, чем можно дополнить?
– Я вам уже всё сказал.
– Как вы сейчас оцениваете рыночную стоимость этого вашего бизнеса?
– Еще раз говорю, я с вами готов говорить только о гостеприимстве. И, честно говоря, у вас запрос такой и был, когда вы шли ко мне.
– Интересен и процесс передачи собственности…
– Мне не интересна эта тема. Мне это не интересно. И если других вопросов нет о гостеприимстве, то мы закончили.
Лара НЕКРАСОВА