Наука не ради науки, а ради бизнеса. Тюменские вузы теперь работают на корпорации

Тюменский государственный университет и недавно появившийся после слияния двух вузов (нефтегазового и строительного университетов) Тюменский индустриальный университет сделали ставку на подготовку кадров для промышленных предприятий и решение научно-технических задач, которые возникают перед корпорациями. Об этом на Губернаторских чтениях, которые проходили сегодня в областном центре, заявили представители вузов.

Александр Кулешов

Встреча, на которой главным приглашенным экспертом стал академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александр Кулешов, была посвящена теме развития инженерного образования и формированию современной инженерной культуры в России. Кулешов обозначил немало проблемных моментов, отметив, что современное инженерное образование должно ориентировать специалистов не на изобретательство ради изобретательства, а на решение конкретных производственных задач, разработку и внедрение инновации, которые были бы востребованы рынком. Он также заметил, что российской инженерной наукой потеряно немало времени и наверстать отставание от индустриально развитых, разрабатывающих инновационные технологии стран, будет крайне сложно. По его мнению, потеряно не менее 25 лет плотной работы или около 750 тысяч человеко-лет. И хотя многие услышавшие это посчитали ситуацию бесперспективной и оценили шансы на успех России в наверстывании как ничтожные, сам эксперт заявил, что это – лишь очередной повод для того, чтобы приступить к активной работе, но не по всему «фронту», пытаясь сразу же отказаться от передового опыта, а выбрав отдельные точки приложения усилий, где можно было бы и реализовать импортозамещение, и предложить миру принципиально новые научные наработки.

С докладами о том, что предпринимается в Тюменской области для того, чтобы вывести подготовку инженерных кадров на качественно новый уровень, выступили ректор Тюменского индустриального университета Олег Новоселов и проректор Тюменского государственного университета по взаимодействию с индустриальными партнерами Евгений Голубев. Новоселов рассказал об опыте по созданию центра инженерной подготовки опорного региона России, а Голубев – представил концепцию нового инженерного образования на примере проекта «Политехнической школы», действующей на базе ТюмГУ. Что интересно оба докладчика акцентировали внимание на уплотнившемся сотрудничестве вузов с корпорациями.

Более того, Олег Новоселов заявил, что в числе приоритетных задач, которые ставит перед собой Тюменский индустриальный университет (образовавшийся путем слияния в этом году ТюмГНГУ и ТюмГАСУ) на ближайшие 5 лет, — уплотнение сотрудничества с корпорациями. В частности, планируется к 2020 году, что 80% программ подготовки магистров будут практико-ориентированы и нацелены на решение конкретных задач, поставленных корпорациями. При это Новоселов подчеркнул, что задачи и по подготовке кадров и по решению научно-технических задач перед вузом будут продолжать ставить корпорации. По словам ректора, модель подготовки магистрантов будет трансформирована с учетом производственных задач, а сам Тюменский индустриальный университет превратится в Центр подготовки кадров для корпораций топливно-энергетического комплекса.

rektor

Олег Новоселов

«Наша задача – обеспечивать кадрами корпорации и нефтесервисные компании, а также выводить на рынок новые нефтесервисные компании, предлагающие собственные разработки, и новые корпорации», — подчеркнул Олег Новоселов. Он также отметил, что не стоит питать иллюзий по поводу того, что экономику России можно быстро переориентировать, а отрасль ТЭК сделать «рядовой». По его мнению, приоритет нефтегазодобычи и приоритетного вклада добывающих предприятий в экономику будет сохраняться как минимум в течение ближайших 40 лет, поскольку в течение этого времени в мире почти не изменится структура потребления углеводородов, поэтому, уверен тюменский эксперт, необходимо диверсифицировать экономику не вопреки отрасли ТЭК, а дополняя ее. То есть отказываться от роли сырьевого придатка он не советует, а рекомендует кардинально пересмотреть этот статус, вывести отрасль на качественно новый уровень, превратив в высокотехнологичное и наукоемкое производство, и сделав ставку на разработку профильных инноваций и принципиально новых технологий.

Представитель ТюмГУ Евгений Голубев объяснил, почему считающийся гуманитарным вуз так активно включился в процесс подготовки инженерных кадров. Вопрос не праздный и многих волнует, поскольку ТюмГУ в прежние годы свято рапортовал о незыблемости и монументальности образования, а тут вдруг принцип «наука ради науки» оказался сдвинут в сторону «науки ради производственных успехов».

Голубев Е.В.

«По данным журнала «Эксперт» в России дефицит инженерных кадров во всех отравлях производства достигает 21%. Время ставит новые вызовы. В Тюменской области растет количество новых производств, в том числе и принципиально новых, которые требуют подготовки кадров по совершенно новым профессиям; усложняются условия ввода месторождений в эксплуатацию, что требует новых подходов и новых научных подходов… Мог возникнуть вопрос, почему ТюмГУ вообще вызвался отвечать на эти вызовы и взялся за реализацию проекта «Политехническая школа», — высказался представитель вуза. – Во-первых, ТюмГУ – участник международного проекта «5-100» и отвечать на современные вызовы – наша задача, во-вторых, у вуза достаточно богатый опыт сотрудничества с предприятиями в решении конкретных задач».

По словам Голубева, ТюмГУ уже реализовывал совместные проекты с заводами, такими как Нефтемаш, Сибнефтемаш. Физиков и математиков, получивших образование в ТюмГУ, ценят и предприятия-недропользователи за фундаментальность знаний. «Наши физики и математики часто становятся ядром корпораций, работают в структурах таких крупных компаний как Роснефть и Газпром», — заявил Голубев. Он уверен, что сейчас реалии таковы, что шансы на успех имеют только те страны, вузы и предприятия, которые делают ставку на разработку и внедрение новых технологий. В перспективе здесь также намерены сделать ставку на так называемое «проектное обучение», то есть «проектные группы» студентов будут вести разработку инноваций и работать на решение конкретных производственных задач, поставленных предприятиями-партнерами.

PARK72.RU

 

1 комментарий

  • гы-гЫ-ГЫ!!! у новоселова гигантомания и он никаких иных производственных структур, окромя -корпораций не знает?
    ну а голубев, чего не похвастал, что кроме политехнических сказок, ужО давно простой химик-теоретик из их вуза, трудиться Главным Инженером на заводе мостостроения? правда управляет им -научный руководитель его химической диссертации, но ведь это отрыжка совка… в виде офшора имени тюменского комсомола, а в политехе -усЁ будет по другому!

Добавить комментарий

Войти с помощью: