В Тюменском районном суде Тюменской области 11 и 12 апреля 2016 года рассматривалась жалоба жителей поселка Винзили на бездействие руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Тюменской области Михаила Богинского. Заявители жалуются, что он, вопреки своим обязанностям, не дал распоряжение провести проверки по сообщениям СМИ о преступлениях, а также по заявлениям о возбуждении уголовного дела по фактам покушения на убийство, незаконной госпитализации в психиатрическую больницу и халатности и злоупотреблениям должностными полномочиями сотрудниками полиции из ОВД «Тюменский».
Как часто в комментариях к злободневным статьям в региональной прессе и в частных разговорах люди сетуют на то, что органы дознания и правопорядка быстро реагируют на «кражу куриц» и с безразличием взирают на факты преступного беззакония.
Ситуация вокруг «битвы за землю» (кусочка, где размещались приусадебные участочки ветеранов войны и труда, инвалидов, бывших сотрудников Российских железных дорог) в поселке Винзили известна уже многим. С 4 по 11 марта на этом кусочке земли развернулись настоящие бои. На одной стороне были люди, а против них бульдозеры, трактора и сотрудники (молодые крепкие мужчины) из компании ООО “Инвест-силикат-стройсервис”.
Как следует из показаний жителей дома №11 по улице 60 лет Октября, сотрудники полиции ОВД «Тюменский» игнорировали многочисленные заявления и обращения жителей, участковый Санников откровенно встал на сторону захватчиков земли и даже участвовал в вызове «пятой бригады» для одной из жительниц, которая соорудила удавку и легла на снег, чтобы остановить трактор, заезжающей на ее приусадебный участок.
В отличие от всех остальных граждан, которые спускают накопившийся «пар» в кухонных беседах, жители Винзилей решили все-таки разобраться: почему органы и структуры, которые обязаны обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан Российской Федерации, не исполняют своих прямых обязанностей. Ведь Человек, а не Система органов власти, является высшей ценностью государства, согласно статьи 2 основного закона страны – Конституции РФ.
День первый. Показания заявителей
Дело рассматривалось в Тюменском районном суде под председательством судьи Валерия Чезганова.
Интересуясь, откуда съемочная группа, он уточнял у нас:
– Телевидение?
– Интернет-издание, – ответила я.
– А, – разочарованно протянул он. – Интернет. Я его не смотрю.
По ходу дела, полагаю, Валерий Сергеевич понял про отличительные особенности информации на ТВ, в официальных печатных изданиях и в Интернете.
Заявительницы Луиза Менчакова и Елена Конобевцева подтвердили в суде свои требования: признать действия (бездействия) руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области Михаила Богинского: по непоручению следователю провести проверку по сообщениям о преступлениях, распространенным 10, 11, 14, 16, 18, 19, 20 марта 2016 года в средствах массовой информации; по отказу в приеме сообщения от 19.03.2016 г. о преступлениях; по невыдаче документа о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия; по непринятию и непроведению проверки сообщения о совершенных преступлениях и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, непринятию по нему решения в установленные законом порядке, форме и срок, – незаконными и необоснованными, и устранить допущенное нарушение.
Сообщение о преступлениях было направлено заявителями Конобевцевой и Менчаковой по почте руководителю Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области 19 марта и содержало точные описания событий преступлений (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления). В суде выяснилось, что в установленных законом порядке, форме и срок Михаил Богинский не принял и не дал проверку сообщения о совершенных преступлениях и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, не принял по нему решения. Помнится, такое поведение в отношении сотрудников правоохранительных органов с высоких трибун называли укрывательством?
Еще одно основание для жалобы, поданной заявителями в порядке ст.125 УПК РФ на Богинского, касалось непосредственно обязанностей следственных органов реагировать на сообщения в средствах массовой информации. Все мы из сводок следственных органов знаем, как лихо – без заявлений граждан, заводятся, например, уголовные дела по экстремизму и прочим составам преступлений даже не по сообщениям СМИ, а по перепостам в социальных сетях.
В ситуации с конфликтом в Винзилях СМИ (и в первую очередь PARK72.RU) разместили информацию о фактах, имеющих признаки преступлений, предусмотренных ст.167, ст.30 ч.1 ст.105, ст.128, 285, 293 УК РФ. Публикации шли продолжительное время: с 10 до 20 марта 2016 года. В нарушение ч.2 ст.144 УПК РФ руководитель Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области не поручил следователю провести проверку по сообщениям, распространенным в средствах массовой информации.
На первое заседание 11 апреля в суд не пришел сам ответчик – Михаил Богинский, мало того, не было никакого представителя из Следственного управления СК области.
Луиза Менчакова рассказывала судье Валерию Чезганову, как она защищала свою землю и имущество от преступных посягательств ООО “Инвест-силикат-стройсервис”:
– Я конкретно стояла перед трактором, когда он заезжал на наш участок.
Судья Валерий Чезганов: – А зачем это было делать?
Луиза Менчакова: – Как зачем? Мне было жалко мой участок, я тридцать лет выращивала там свои растения. Я попросила у представителя, чтобы мне предоставили какой-то документ – разрешение на снос. Никто со мной разговаривать не хотел. Участковый (Санников) приезжал, которого вызывали третьего числа (марта) – он стоял на их стороне (“Инвест-силикат-стройсервис”), не пытался их остановить.
Судья Валерий Чезганов: – Ну и в итоге вы куда обращались?
Луиза Менчакова: – Третьего марта я написала участковому и настоятельно просила, чтобы он принял мое заявление. Он его кое-как принял. Заявление написала я, так как пострадал сначала мой участок. Четвертого числа, когда я была на работе, снесли еще два участка, жаловались в полицию уже Зенатова и Кузнецова. Еще пятого и десятого числа (марта) я снова написала заявление – никакой реакции.
Судья Валерий Чезганов: – Должно быть решение какое-то: либо возбудили уголовное дело, либо отказали.
Луиза Менчакова: – Санников (участковый полиции), когда я у него спросила, мне сказал – да, их даже рассматривать никто не будет, хоть запишитесь.
Судья Валерий Чезганов: – Хорошо. Следственный комитет – что там?
Луиза Менчакова: – В Следственном комитете приняли наше сообщение. А заявление – не приняли. Отправили нас…
Судья Валерий Чезганов: – В смысле – что значит «сообщение не приняли, а заявление приняли»?
Луиза Менчакова: – Сообщение о том, что были правонарушения – приняли, зарегистрировали (19 марта). А когда мы пришли с заявлением, чтобы пояснить – не приняли, сказали, что дело они куда-то переслали, чего-то там… И пришлось нам его отправить по почте (Богинскому).
Судья Валерий Чезганов: – И что вы теперь от суда хотите?
Луиза Менчакова: – Мы хотим, чтобы виновные были наказаны.
Елена Конобевцева: – Дополнить хочу. Во-первых, раз со стороны участкового никаких действий не было, он стоял на стороне «Инвест-силикат-стройсервис», так они еще 10 числа умудрились вызвать мне скорую помощь психиатрическую. Когда участковый подвел врачей, этот (Санников) сказал – вот, женщина психически нездорова.
Судья Валерий Чезганов: – А вы себя вели неадекватно?
Елена Кобевенцева: Нет, у меня все в адеквате. Все нормально. Этот врач говорит им : «Вы хотите опять, в очередной раз, нашими руками свои проблемы решить».
И тут выяснилось, что районный суд истребовал материалы дела по обращениям граждан в Отдел внутренних дел «Тюменский», и их внесли в материалы судебного разбирательства. Представитель жителей Винзилей Юрий Рябцев подал ходатайство на ознакомление с результатами проверки. Судья и представитель прокуратуры Тюменской области Александр Акшенцев настаивали, что это необязательно. Но заявители и их представитель просили соблюдать их права:
Луиза Менчакова: – Конечно, хотелось бы ознакомиться. Лично я никаких бумаг не видела – где, какие проверки, кто, что делал, у нас нет никаких ответов (на запросы и заявления), писем нет, никто не звонит.
В связи с этим слушания перенесли на 9 часов утра 12 апреля.
Второй день. Решение суда
Материалы прокурорской проверки из ОВД «Тюменский» преподнесли много интересного. Оказалось, что на все заявления о правонарушениях с 2 по 11 марта, полиция ответила отказом 12 марта в возбуждении уголовных дел, в лице Санникова Д.Н. – того самого участкового полиции, который, по словам жителей, «стоял на их стороне (“Инвест-силикат-стройсервис”), не пытался их остановить». Участковый отказал гражданам «за отсутствием события преступления». Граждан он с отказом даже не ознакомил. Вышло именно так, как он и обещал жителям Винзилей ранее – «Их (заявления) даже рассматривать никто не будет, хоть запишитесь».
В материалах проверки оказалось и постановление прокуратуры Тюменского района, которая отменила как незаконное постановление полицейского Санникова об отказе в возбуждении уголовных дел. Произошло это 21 марта – после посещения места событий губернатором области Якушевым и его заявлением отправить представления об увольнении и.о. началиника ОВД «Тюменский» Попова и прокурора района Гиматова. Интересно, что районная прокуратура в своем представлении предлагала дать юридическую оценку действиям сотрудников компании только по статье 167 УК РФ – «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» и статье 330 – «Самоуправство». Ни слова об угрозах жизни граждан, незаконной госпитализации в психиатрическую больницу, халатности и злоупотреблениях должностными полномочиями сотрудников полиции из ОВД «Тюменский».
Представитель жителей Винзилей Юрий Рябцев подал ходатайство о приобщении к делу статей зарегистрированных средств массовой информации, содержащих сообщения о преступлениях у дома №11 в поселке Винзили. Которые руководитель Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Тюменской области Михаил Богинский проигнорировал вопреки своим обязанностям и не дал распоряжение провести проверки по сообщениям СМИ о событиях, имеющих все признаки преступлений.
Юрий Викторович указал, что 10 сообщений, распространенных четырьмя региональными СМИ в период с 10 по 20 марта 2016 года содержали достаточные и конкретные данные, указывающие на признаки преступлений, ст.30 ч.1 ст.105, ст.ст.128, 167, 285, 293, 330 УК РФ, в том числе: наличие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, свидетельствующие: о наличии событий преступлений (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), о виновности лиц в совершении преступлений, о форме их вины и мотивах. Практически все сообщения указывали на признаки преступлений, имеющих подследственность, именно, Следственного управления Следственного комитета РФ. Рябцев ходатайствовал о приобщении к материалам дела текстового содержания информационных сообщений СМИ.
Судья Тюменского районного суда Валерий Чезганов начал исследовать сообщения, опубликованные в СМИ. И тут громкий и хорошо поставленный голос судьи превратился практически в шепот. Очевидно, что каждое слово сообщений давалось ему с большим трудом:
– «Жители сейчас перед тракторами, отправленными ООО «Инвест-силикат-стройсервис». Компания господина Черепанова – члена партии «Единая Россия», бывшего депутата Тюменской районной Думы и хорошего знакомца Андрея Линника (экс-главы Тюменского района, осужденного за злоупотребления) вознамерилась на месте огородов бывших железнодорожников построить жилой дом. Люди встали грудью на защиту родной земли, которую они более 30 лет считали своей. Одна из женщин соорудила удавку с петлей и легла по ходу трактора».
– «Им – в большинстве своем избирателям и почитателям партии «Единая Россия» и Владимира Путина не хотят помогать ни депутаты от этой партии (обращались к депутату Госдумы от Тюменской области Ивану Квитке), ни местные власти – глава администрации МО Войновское – Николай Чупраков (член партии «Единая Россия»), ни даже доблестные сотрудники полиции – несмотря на звонки и заявления местный участковый продемонстрировал полное бездействие».
– «Бездействие (халатное, преднамеренное?) явное… просматривается по всей цепочке местного управления и правоохранительных органов. О бездействии рассказывают жительницы Винзилей: о том, как было не записаться на прием к главе администрации Тюменского района Ивановой (член партии «Единая Россия»); как участковый оперуполномоченный Винзилей Дмитрий Санников игнорировал сообщения о правонарушениях и преступлениях на территории дома №11 с 4 до 10 марта включительно; как служба «02» отказывалась отправлять наряд».
– «Губернатор (Владимир Якушев) начал встречу с беседы с участником Великой Отечественной войны Шевали Галеевым, проживающем в этом доме, чей участочек в две сотки тоже подвергся варварскому разрушению.
– Что случилось? – спросил его губернатор.
– Утром за окнами появились тракторы. У меня насаждения, тепличка была, и бульдозер начал все крушить, – ответил ветеран. – Я подумал: война, что ли, началась! Напугался! Инфаркт был недавно. Мне плохо стало с сердцем. Мои вызвали скорую. – И тут старик заплакал».
– «Вы что вообще делаете? Я одно не понимаю, где полиция была, когда люди тут стояли перед тракторами и бросались на бульдозер. А потом полиция стояла и смотрела на это. Вы кому служите? Вы Родине служите сегодня? Или вот этому господину (показывая на Владимира Черепанова. – Прим. авт.). У меня такое впечатление, что вы этому господину служите, – возмутился Владимир Якушев. – А потом удивляетесь, почему люди не уважают полицию».
На второй день судебного разбирательства Следственное управление Следственного комитета РФ по Тюменской области все-таки направило в районный суд своего представителя. Им была Олеся Алиева. Многим тюменским адвокатам хорошо известно ее имя, именно она часто подписывает официальные отказы на заявления граждан о возбуждении уголовных дел .
Олеся Юрьевна просила судью Валерия Чезганова отказать заявителям и не признавать факт действия (бездействия) руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области Михаила Богинского в порядке ст.125 УПК РФ:
– При первичном рассмотрении Следственным комитетом, несмотря на те составы, которые были перечислены , не имелось достаточных данных для проведения процессуальной проверки. Кроме того, на момент рассмотрения обращения аналогичная проверка, насколько я знаю, уже была начата органами полиции по разным сообщениям и по разным датам указанных людей (заявителей). Полагаю, что выводы жалобы не подлежат удовлетворению, никакие конституционные права жителей дома не были нарушены.
Представитель Тюменской областной прокуратуры Александр Акшенцев (на фото справа от Алиевой) однозначно высказался в поддержку Следственного управления:
– Позицию Следственного управления поддерживаем в полном объеме.
Правда, выяснилось, что официальный Отзыв, представленный Следственным управлением СК РФ по Тюменской области отсутствовал в материалах дела, следовательно, при рассмотрении судьей он не должен быть учтен.
В реплике представитель жителей Винзилей Юрий Рябцев повторно просил удовлетворить требования заявителей – признать действия (бездействия) руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Тюменской области: по непоручению следователю провести проверку по сообщениям о преступлениях, распространенным в средствах массовой информации; по отказу в приеме сообщения от 19.03.2016г. о преступлениях; по невыдаче документа о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия; по непринятию и непроведению проверки сообщения о совершенных преступлениях и, в пределах компетенции, установленной УПК РФ, непринятию по нему решения. Рябцев просил суд от имени жителей обязать Богинского устранить допущенные нарушения.
На вынесение решения судья взял 3 часа. В назначенное им время участники опять собрались в зале.
Несмотря на весь объем собранных заявителями доказательств, свидетельствующих о бездействии руководителя Следственного управления СК РФ по Тюменской области Богинского, несмотря на «куцую» реплику доказательств своей правоты, представленную Следственным управлением, судья Тюменского районного суда Валерий Чезганов отказал в удовлетворении жалобы жителям поселка Винзили. Таким образом, он признал правоту позиции руководителя Следственного управления. Оглашение решения суда в этом видеорепортаже.
Юрий Рябцев, представитель жителей поселка Винзили, сказал после окончания процесса:
– Это уже сложившаяся судебная практика в отношении должностных преступлений. Когда в случае бытовых недоразумений кто-то сорвет нагрудной знак с сотрудника полиции либо помнет ему одежду, то мгновенно возбуждаются уголовные дела по статье 318 УК РФ. Здесь же, когда несколько средств массовой информации свидетельствуют о нарушениях должностных лиц органов полиции, в итоговом судебном решении эти факты отражения не находят. Основания для отмены Постановления судьи Тюменского районного суда Чезганова следующие: в судебном заседании суд исследовал факты нарушений должностных лиц органов полиции, распространенные в сообщения СМИ и изложенные в жалобе жителей Винзилей, но указанные доводы, в нарушение позиции Верховного суда России, не были учтены в судебном постановлении.
От себя добавлю, что все увиденное в зале Тюменского районного суда свидетельствует об одном: об искажении законных принципов работы системы управления. Когда за бездействие и вероятную халатность одного оперуполномоченного полиции умаляют свой авторитет судебные власти и органы правопорядка, то вывод напрашивается сам собой: простой гражданин не защищен государством от злоупотреблений властью должностными лицами.
Все документы по делу имеются в редакции PARK72.RU.
Лара НЕКРАСОВА,
фото и видеорепортажи – Евгения КОТОВА
Ранее на эту тему:
Женщина с удавкой легла под трактор. Битва за землю. Тюменский район
Битва за землю. Винзили. Тюменский район. Видеорепортаж
Губернатор Якушев услышал крик о помощи жителей поселка Винзилей
Владимир Якушев: «Такого беспредела у нас в регионе не будет!»
Губернатор остался доволен переменами в Винзилях, но история не закончена. Видео
гы-гЫ-ГЫ!!!
ужО второй раз винзилевские решили на грабли пеАра губерского наступить?
история Татьяны Шкериной с разгромом ее кооператива и долговой ямой ничему не научила…
http://ura.ru/articles/1036262908
Как там у классиков: ” Долгая память хуже чем ….( вредная болезнь) ” . Все меняется, к чему держаться за старое? Посмотрите, Олег, позавчерашний снег вчера превратился в воду, а сегодня уже в пар. Так стоит ли так держаться за позавчерашний снег?
Ларка -ты выкрутишься, а их замордуют, как только волна схлынет…
чего-то, ведь все от Таньки отвернулись?
иль ты как Путин?